Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 26 февраля 2015 г. N 5-05/06-2015
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<_>
при участии:
со стороны государственного заказчика - ГБУЗ "Нижнеломовская межрайонная больница":
<_>
со стороны уполномоченного учреждения - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области":
<_>
со стороны ООО "Вавилон":
<_>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вавилон" (проезд Германа Титова, 1а, г. Пенза, 440000) (далее - ООО "Вавилон", Заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" (далее - уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту инфекционного отделения ГБУЗ Нижнеломовская МРБ" (извещение N 0855200000515000070 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 28.01.2015), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
20 февраля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба ООО "Вавилон" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту инфекционного отделения ГБУЗ Нижнеломовская МРБ" (извещение N 0855200000515000070 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 28.01.2015) (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционной комиссией уполномоченного учреждения допущены нарушения части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в результате нарушения порядка определения победителя электронного аукциона, а именно - необоснованного отклонения заявки ООО "Вавилон" на участие в электронном аукционе.
В жалобе указано, что документация об электронном аукционе содержит большое количество излишних, не влияющих на результат работ параметров с обязательным указанием конкретных значений, обобщенных показателей товаров, а также большое количество различных предлогов: "от", "до", "не менее", "не хуже", "больше или равно", что вводит в заблуждение участников закупки и в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе приводит к ограничению числа участников электронного аукциона.
В жалобе также указано, что в нарушение частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик не дал надлежащего разъяснения положений документации об электронном аукционе по поступившему запросу.
Заявитель считает, что установление в разъяснении положений документации об электронном аукционе требования о необходимости указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе в том числе наименования места происхождения товара или наименования производителя товара является нарушением подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Управления назначено и проведено в 14 часов 00 минут 25 февраля 2015 года.
На заседании Комиссии Управления представитель ООО "Вавилон" поддержал доводы, указанные в жалобе.
Представитель государственного заказчика представил письменный отзыв на жалобу от 25.02.2015 N 698, и пояснил, что документация об электронном аукционе, в том числе техническое задание, разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требованиями ГОСТ.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 25.02.2015 N 202, и пояснил, что заявка ООО "Вавилон" правомерно отклонена аукционной комиссией.
На заседании Комиссии Управления был объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 26 февраля 2015 года.
После объявленного перерыва представитель ООО "Вавилон" поддержал доводы жалобы.
Представители государственного заказчика, уполномоченного учреждения поддержали возражения по жалобе, представленные сторонами.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения сторон, учитывая результаты проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
1. 28.01.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту инфекционного отделения ГБУЗ Нижнеломовская МРБ" N 0855200000515000070 (далее - извещение), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 999 808,61 рублей.
Комиссия Управления считает довод ООО "Вавилон" о нарушении заказчиком частей 4, 5 статьи 65, подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при разъяснении положений документации об электронном аукционе по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
31.01.2015 оператором электронной площадки заказчику направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе в части необходимости изменения срока исполнения контракта, поскольку установленного срока не достаточно для соблюдения технологии строительных работ, а также влечет за собой нарушение техники безопасности в строительстве.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
02.02.2015 на официальном сайте размещено Разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД1, в которых сообщается, что в документацию об электронном аукционе будут внесены изменения.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
03.02.2015 на официальном сайте размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N ИИ1 в части сроков завершения работ по контракту, при этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе продлен до 16.02.2015.
02.02.2015 оператором электронной площадки заказчику направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе в части порядка заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе.
03.02.2015 на официальном сайте размещено Разъяснение положений документации об электронном аукционе N РД2 (далее - Разъяснение от 03.02.2015 N РД2) в части порядка заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно указанному разъяснению, участнику электронного аукциона в первой части заявки следует указать в том числе сведения о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя предлагаемого для использования товара.
При этом согласно подпункту б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе наименование страны происхождения товара.
В то же время, в Разъяснении от 03.02.2015 N РД2 указано, что в составе пункта 2 Приложения N 1 к Техническому заданию, в соответствии с которым требуется предоставить сведения о характеристиках товаров (материалов), прилагается подробная инструкция по заполнению, способствующая корректной подготовке первых частей заявок участником электронного аукциона.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Техническому заданию требование о предоставлении в первой части заявки сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя предлагаемого для использования товара не установлено.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкцию по ее заполнению должна содержать документация об электронном аукционе.
При этом требования к форме и содержанию разъяснений положений документации об электронном аукционе Законом о контрактной системе не установлены.
Пункт 24 информационной карты электронного аукциона содержит требование о содержании в первой части заявки на участие в электронном аукционе в том числе наименование страны происхождения товара в соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Иных запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе от участников закупки не поступало.
Заявка ООО "Вавилон" на участие в электронном аукционе содержит наименование страны происхождения предлагаемых к использованию товаров - Российская Федерация", что свидетельствует о надлежащем разъяснении заказчиком положений документации об электронном аукционе.
2. Приложение N 2 к информационной карте электронного аукциона - Техническое задание содержит Приложение N 1, в котором установлены Требования к предоставлению сведений о характеристиках товаров (материалов).
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта электронного аукциона Комиссией Управления не установлены, поскольку:
- Приложение N 1 к Техническому заданию содержит наименования товаров, а также технические характеристики товаров, составленные с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с ГОСТ;
- при этом документация об электронном аукционе не содержит требований, включение которых в описание объекта закупки не допускается в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Технические характеристики товаров, указанные в Приложении N 1 к Техническому заданию, содержат максимальные и (или) минимальные значения параметров товаров, а также значения параметров товаров, которые не могут изменяться.
Таким образом, нарушения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта электронного аукциона не установлены.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Документация об электронном аукционе не содержит требований, включение которых не допускается в соответствии с указанной нормой, в связи с чем нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлены.
Таким образом, нарушения Закона о контрактной системе при описании объекта электронного аукциона Комиссией Управления не усмотрены.
3. Согласно подпункту б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено в пункте 24 информационной карты электронного аукциона.
Пунктом 30 Приложения N 1 к Техническому заданию установлено требование к оконным ПВХ блокам - "класс оконного блока по показателю сопротивления ветровой нагрузке либо: или "А", или "Б", или "В".
В заявке ООО "Вавилон" (N 6815270) указано значение параметра оконных ПВХ блоков "класс оконного блока по показателю сопротивления ветровой нагрузке либо: "Б".
Использование в заявке слова "либо" не позволяет определить конкретное значение указанного показателя.
Таким образом, в первой части заявки ООО "Вавилон" отсутствует конкретный показатель параметра оконных ПВХ блоков "класс оконного блока по показателю сопротивления ветровой нагрузке", предоставление которого предусмотрено частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и документацией об электронном аукционе.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены следующие требования к стали полосовой, ширина полосы 50 мм:
- "толщина полосы: 4 - 5 мм";
- "марка стали: Ст3сп или Ст3пс или Ст3кп";
- "временное сопротивление проката: не менее 360 Н/мм2;
- "предел текучести проката: не менее 235 Н/мм2".
При этом в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию материалы, применяемые для производства работ должны соответствовать в том числе требованиям ГОСТ 535-2005.
ООО "Вавилон" выбрана и указана в заявке на участие в электронном аукционе марка стали Ст3сп, толщина полосы 5 мм.
Согласно пункту 4.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 535-2005 механические свойства проката при растяжении, а также условия испытаний на изгиб в холодном состоянии должны соответствовать следующим нормам:
- для проката толщин до 10 мм включительно стали Ст3сп временное сопротивление должно составлять от 370 до 480 Н/мм2;
- для проката толщин до 10 мм включительно стали Ст3сп предел текучести равен 255 Н/мм2.
В заявке ООО "Вавилон" указаны значения рассматриваемых показателей стали полосовой, ширина полосы 50 мм (марка стали марка стали Ст3сп, толщина полосы 5 мм), не соответствующие нормам ГОСТ 353-2005:
- "временное сопротивление проката: 360 Н/мм2;
- "предел текучести проката: 235 Н/мм2".
Таким образом, ООО "Вавилон" в первой части заявки указало значения показателей стали полосовой, ширина полосы 50 мм, не соответствующие требованиям ГОСТ 535-2005.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2015 N 0855200000515000070-1 заявка с защищенным номером 6815270 (ООО "Вавилон") отклонена в том числе на основании пункта 1 части 4 статьи 67, части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, пункта 24 информационной карты аукционной документации по причинам:
1) непредоставления информации о конкретных показателях указанных в первой части заявки участника, а именно в п. 30 участник указал показатель с использованием слов "либо";
2) предоставление недостоверной информации, а именно участник указывает показатели характеристик товара несоответствующие заявленным маркам стали.
Комиссия Управления считает, что ООО "Вавилон" (заявка на участие в электронном аукционе N 6815270) отказано в допуске к участию в электронном аукционе правомерно, поскольку:
- участник закупки с номером заявки 6815270 не допускается к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, и предоставления недостоверной информации;
- протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2015 N 0855200000515000070-1 содержит указанные основания отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с заявкой N 6815270.
4. Пунктом 30 Приложения N 1 к Техническому заданию установлено требование к мастике клеящей каучуковой - "вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3 диапазон: 2-9 Па-с".
В заявке ООО "Вавилон" (N 6815270) указано значение параметра мастики клеящей каучуковой марки КН-2 "вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3: 7".
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2015 N 0855200000515000070-1 заявка с защищенным номером 6815270 (ООО "Вавилон") отклонена в том числе на основании пункта 2 части 4 статьи 67, части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, пункта 24 информационной карты аукционной документации по причине несоответствия информации о конкретных показателях указанных в первой части заявки участника требованиям аукционной документации, а именно в п.20 участник указал "вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3" - 7 (требовался диапазон не уже "от 2 до 9").
В то же время, в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию материалы, применяемые для производства работ должны соответствовать в том числе требованиям ГОСТ 24064-80.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ 24064-80 величину каждого показателя мастики вычисляют как среднее арифметическое значение результатов испытания не менее трех образцов.
Пунктом 4.6 ГОСТ 24064-80 установлено, что вязкость мастики определяют как отношение напряжения сдвига на поверхности вращающегося в мастике цилиндра-деформатора к скорости сдвига на его поверхности.
Из изложенного следует, что вязкость мастики клеящей каучуковой, определяемая на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3, является конкретной величиной.
ООО "Вавилон" в своей заявке на участие в электронном аукционе указало конкретное значение показателя вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3 из требуемого в документации об электронном аукционе диапазона значений.
Таким образом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Вавилон" на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации о конкретных показателях указанных в первой части заявки участника требованиям аукционной документации, является неправомерным.
Аукционная комиссия уполномоченного учреждения, отказав в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Вавилон", нарушила пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления считает жалобу ООО "Вавилон" частично обоснованной.
Поскольку для отказа в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Вавилон" имеются иные основания, нарушение аукционной комиссией уполномоченного учреждения требований Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика, в связи с чем Комиссия Управления считает, что необходимость выдачи предписания в рассматриваемом случае отсутствует.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вавилон" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" (далее - уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту инфекционного отделения ГБУЗ Нижнеломовская МРБ" (извещение N 0855200000515000070 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 28.01.2015) частично обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного учреждения - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченному лицу Управления.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 26 февраля 2015 г. N 5-05/06-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016