Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 5 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель управления.
Члены Комиссии:
<_>- начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 4-05/15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" рекламных буклетов с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе",
в присутствии директора ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России 30 января 2015 года отслежены рекламные листовки, распространяемые в г. Хабаровск по ул. Муравьева Амурского, следующего содержания: "Скидки на все блюда 15%, при предъявлении данного купона + 5%, итого 20% скидка. При заказе 8 блюд одно в подарок. Пиво "Балтика 7" 0,5 = 50,00 руб. Пиво "Балтика 7 разливное" 0,5 = 80 руб. Доставка. Комплексные обеды. Проведение юбилеев, свадеб. www.cafe-dv.ru, ул. Калинина 71, тел. 60-59-60". С обратной стороны буклета имеется рукописная надпись "КИТАЙСКАЯ КУХНЯ "ШЕНЬЯН".
Таким образом, рекламная информация в листовках, направлена на привлечение внимания потребителя, как к самому кафе, так и к продаже товаров дистанционным способом.
Определение дистанционного способа продажи товара дано пунктом 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила), продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20 названных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная выше реклама предлагает покупателю продукты, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение данной нормы права рекламные листовки не содержат указанных сведений.
В ходе рассмотрения дела директор ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" не согласился с выявленным правонарушением, пояснив, что им распространялись рекламные листовки, которые отпечатаны еще в 2014 году.
В силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу продажи товаров дистанционным способом, распространяемую ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" в рекламных листовках, поскольку в них нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе";
2. Выдать ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
05 марта 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель управления.
Члены Комиссии:
<_>- начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 05 марта 2015 года по делу N 4-05/15 о признании ненадлежащей рекламы продукции при дистанционном способе ее продажи, размещенную ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" на рекламных листовках, распространяемых в г. Хабаровске по ул. Муравьева Амурского,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" (ИНН 2721200627, место нахождение: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 23, офис 21) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в любой форме, и любым способом и использованием любых средств рекламы, по доставке товаров дистанционным способом продажи без указания сведений о наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица.
2. ООО "НПО "ПАРТНЕРЫ" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20.03.2015 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на физических лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016