Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 25 сентября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. -начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Трубникова А.И. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮРИСДИКЦИЯ" на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" по проведению запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен", в отсутствие представителя заявителя ООО "ЮРИСДИКЦИЯ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, в присутствии "_" установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба (вх. N 10058 от 16.09.2014 г.) общества с ограниченной ответственностью "ЮРИСДИКЦИЯ" (далее - ООО "ЮРИСДИКЦИЯ) на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" (далее - МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен") по проведению запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности МУП "Новосибирский метрополитен".
Заявитель сообщает следующее.
Информация о проведении запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности МУП "Новосибирский метрополитен" за 2014 год размещена па официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом от 18.007.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз о пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при том установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 г. N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайге Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товар в, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальные нужд до ввода ее в эксплуатацию", информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг подлежит размещению на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в соответствии с Законом о контрактной системе в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.
С учетом вышеизложенного, опубликование информации о проведении конкурса в информационной системе, предназначенной для проведения закупок, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и не предназначенной для проведения закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является нарушением положений Закона о контрактной системе и не может быть призвано способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренным Законом о контрактной системе.
Таким образом, заявитель считает, что действия Заказчика - МУП "Новосибирский метрополитен" нарушают положения статьи 4 и части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, в части выбора, не предусмотренного законом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и опубликования информации о проведении закупки на официальных ресурсах, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
ООО "ЮРИСДИКЦИЯ" считает, что допущенные нарушения ограничивают круг потенциальных участников открытого конкурса (ограничение конкуренции согласно ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренцию"), связи с тем, что осуществить поиск нужной закупки по 44-ФЗ не представляется возможным.
Жалоба ООО "ЮРИСДИКЦИЯ" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" представило следующее возражение на жалобу.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг муниципальными унитарными предприятиями.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации полущены к обращению на организованных торгах;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает "_" миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает "_" миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Такие иные случаи указаны, в том числе в Федеральном законе от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ). В п. 1 ст. 26 Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
Случаи проведения независимым аудитором обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска определены постановлением мэрии города Новосибирска от 14.03.2014 г. N 2077.
Бухгалтерская отчетность муниципального унитарного предприятия города
Новосибирска "Новосибирский метрополитен" не подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором, так как не подпадает в перечень случаев, определенных постановлением мэрии города Новосибирска от 14.03.2014 г. N 2077, то есть проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязательным, так как:
1. Финансово-хозяйственная деятельность МУП "Новосибирский метрополитен" по окончании 2013 года является прибыльной (прибыль составила "." тыс. руб.).
2. Стоимость чистых активов МУП "Новосибирский метрополитен" по окончании 2013 года составила "." тыс. руб. (уставной фонд - "." тыс. руб.).
3. Обязательства МУП "Новосибирский метрополитен" в денежном выражении составили 15,5%, то есть не превышают 30% стоимости его чистых активов.
Как следует из п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Вместе с тем, согласно п.п. 7 п. 4 Федерального закона N 223-ФЗ данный федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307 -ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Таким образом, при проведении запроса предложений на право заключения договора
об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности МУП "Новосибирский метрополитен" за 2014 год (закупка N 31401468086) нормы п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" применению не подлежат.
На основании вышеизложенного, МУП "Новосибирский метрополитен" считает жалобу необоснованной.
Победителем запроса предложений ЗАО "АРКО-аудит" представлено следующее возражение на жалобу.
Заявитель обратился на основании, в том числе, ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом заявитель ссылается на нарушение положений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При нарушении же положений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ рассмотрение жалоб производится в соответствии с главой 6 закона.
Заявитель утверждает, что "_осуществить поиск нужной закупки по 44-ФЗ не представляет возможным".
Данное утверждение ЗАО "АРКО-аудит" считает недостоверным.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", с 01.01.2009 г. договор на проведение аудита отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Каждый нормативно-правовой акт имеет свою сферу действия.
Указанный закон, в соответствии со ст. 1 определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ предусмотрено, что аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Таким образом, по мнению ЗАО "АРКО-аудит", данное положение не имеет юридической силы и не может исполняться в обязательном порядке в виду следующего.
Сфера действия любого закона определяется, в том числе, тем, на какую группу отношений нацелены нормы, содержащиеся в нем.
Любой закон действует в определенных пределах (время, пространство, круг лиц). В рассматриваемом случае, как считает ЗАО "АРКО-аудит", закон N 307-ФЗ регулирует деятельность аудиторов, но - не муниципальных унитарных предприятий или государственных унитарных предприятий.
В ст. 113 Гражданского кодекса прямо установлено, что "_правовое положение государственных или муниципальных унитарных предприятий, права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" проведена закупка способом запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности МУП "Новосибирский метрополитен" за 2014 год. Закупка размещена на сайте www.zakupki.gov.ru под номером N 31401468086.
Согласно Протоколу N 161 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности МУП "Новосибирский метрополитен" за 2014 г. от 17.09.2014 г. победителем запроса предложений определено ЗАО "АРКО-аудит".
Ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определяет, что под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях установленных федеральным законодательством, а именно:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает "_" миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает "_" миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Таким образом, требования ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" о заключении договора по итогам проведения открытого конкурса осуществляется для обязательного аудита.
Проводимый МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" аудит является инициативным аудитом, осуществляемым в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и не попадает по условия, установленные законом, для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно ответу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (исх. N 24/01-17/05736 от 29.07.2014 г.) МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен"разрешено провести инициативный аудит проверки бухгалтерской отчетности за 2014 г.
МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" закупка на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности была проведена в целях удовлетворения потребности предприятия в указанной услуге.
Требования о порядке проведения торгов в отношении аудита для муниципальных унитарных предприятий не установлены законом.
В связи с тем, что деятельность по закупкам МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" регулируется положениями Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрос предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности проведен в порядке, предусмотренном требованиями Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" и Документации о проведении запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности МУП "Новосибирский метрополитен" за 2014 год, и размещен на официальном сайте закупок - www.zakupki.gov.ru.
Официальный сайт www.zakupki.gov.ru является сайтом, где публикуются сведений о закупках, проводимых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Закон не содержит требований к публикации информации о закупке в конкретном разделе официального сайта.
Таким образом, МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" при проведении запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности не обязано руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Размещение информации о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru является надлежащим и не ограничивает права потенциальных участников.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮРИСДИКЦИЯ" на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" по проведению запроса предложений на право заключения договора об оказании услуг по аудиту бухгалтерской отчетности Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" необоснованной. Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 сентября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016