Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 174-10-12 (опубликовано 28 декабря 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "13" декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено "24" декабря 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 174-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (<_>) (далее - ОАО "МРСК Сибири", сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Железнодорожного района города Красноярска о направлении материалов проверки по заявлению гражданки <_> о нарушении ОАО "МРСК Сибири" сроков исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения N 20.24.22980.09 от 05.04.2010 (вх. от 20.03.2012 N 4113).
Установлено, что письмом от 09.06.2011 N 7-18-2011 прокурором Железнодорожного района г. Красноярска Боровковым А.Н. вынесено представление об устранении ОАО "МРСК Сибири" нарушений антимонопольного законодательства и законодательства об электроэнергетике в связи с невыполнением обязательств по договору N 20.24.22980.09 от 05.04.2010, навязыванием <_> недопустимого дополнительного соглашения к договору об осуществлении технологического присоединения с установлением нового срока исполнения обязательств.
В ответ на указанное представление ОАО "МРСК Сибири" письмом от 04.07.2011 N 1.3/01-8070 сообщило о том, что дополнительное соглашение о пролонгации сроков исполнения обязательств по договору было направлено потребителю в связи с неготовностью энергообъектов в установленные законодательством сроки, а также указало на то, что строительно-монтажные работы будут выполнены в сентябре 2011 года.
Рассмотрев материалы проверки, Красноярское УФАС России приняло решение о возбуждении в отношении ОАО "МРСК Сибири" дела N 174-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гражданки <_> до границы принадлежащего ей земельного участка в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения_ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (приказ от 15.05.2012 N 286).
В ходе рассмотрения дела N 174-10-12 установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "МРСК Сибири" и гражданкой <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 05.04.2010 N 20.24.22980.09, в соответствии с которым сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (жилой дом, расположенный по адресу: <_>), в точке присоединения, определенной техническими условиями, но не далее 25 метров от границы участка в соответствии со следующими характеристиками: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт, категория надежности - 3, уровень напряжения, на котором осуществляется присоединение - 0,38 кВ.
Пунктом 1.6 договора N 20.24.22980.09 определено, что срок выполнения мероприятий при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, 6 месяцев.
В соответствии с техническими условиями, неотъемлемым приложением к договору N 20.24.22980.09, точкой присоединения объекта <_> к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" является ближайшая опора ВЛ 0,4 кВ от новой КТП 10/0,4 кВ.
Пунктом 10 технических условий определены мероприятия по технологическому присоединению, осуществляемые сетевой организацией, к которым относятся, в том числе: установка КТП 10/0,4 кВ с трансформатором необходимой мощности; строительство ВЛ-10 кВ от проектируемой КТП 10/0,4 кВ до ближайшей опоры ВЛ-10 кВ фид. 121-21 с установкой ответвителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ЛЭП 0,4 кВ кабелем или самонесущим изолированным проводом от РУ 0,4 кВ проектируемой КТП 10/0,4 кВ до жилого дома.
Согласно пункту 11 технических условий заявитель должен выполнить ввод в жилой дом кабелем или самонесущим изолированным проводом от точки присоединения к сети ОАО "МРСК Сибири"; установить в узле учета счетчик коммерческого учета электроэнергии; выполнить заземление в соответствии с ПУЭ; электроустановки и узел учета электроэнергии выполнить в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Письмом от 05.08.2010 гражданка <_> обратилась в адрес ОАО "МРСК Сибири" с просьбой указать точку присоединения (место установки ЛЭП 0,4 кВ возле жилого дома), для выполнения мероприятий, осуществляемых в соответствии с техническими условиями заявителем.
Письмом от 13.08.2010 N 1.3/03-8246 сетевая организация уведомила заявителя о том, что точкой присоединения жилого дома к электрическим сетям будет являться ближайшая опора вновь построенной ВЛ 0,4 кВ н/в района N 1 КТП-630/10/0,4 кВ, расположенной не далее 25 м от границ земельного участка. Срок исполнения мероприятий - четвертый квартал 2010 года.
Согласно Техническому паспорту, составленному Красноярским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ по Красноярскому краю 03.05.2011, сведения о жилом доме гражданки <_> расположенном по адресу: <_> (инвентарный номер 04:401:002:001587820:0001, кадастровый номер земельного участка 24:50:0100463:19:5), внесены Управлением Росреестра по Красноярскому краю в ЕГРОКС 04.07.2011.
Как пояснило ОАО "МРСК Сибири", в целях исполнения обязательств по договору N 20.24.22980.09 от 05.04.2010 необходимо разработать проектно-сметную документацию для строительства объектов, выполнить строительно-монтажные работы, получить законные основания пользования земельным участком для обеспечения возможности строительства объектов электросетевого хозяйства, а также разрешение Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Информация о выполненных ОАО "МРСК Сибири" мероприятиях представлена в письмах общества от 23.04.2012 N 1.3/01.2/5253-исх, от 06.06.2012 N б/н, от 06.07.2012 N 1.3/01.2/8982-исх, от 27.08.2012 N 1.3/29/11779-исх, от 11.10.2012 N 1.3/01.2/14129-исх, от 08.11.2012 N 1.3/01.2/15904-исх, от 10.12.2012 N 1.3/29/17698-исх.
Так, для разработки проектно-сметной документации для строительства электрических сетей в целях технологического присоединения объекта <_> ОАО "МРСК Сибири" были проведены нерегламентированные процедуры по выбору подрядчика для заключения договора на разработку проектно-сметной документации (далее - ПСД). Поступили коммерческие предложения от двух организаций - ООО "ПМК Сибири", ООО "ЭлектроСервисПроект".
02.09.2010 ОАО "МРСК Сибири" составило сравнительные матрицы для определения организации, предложившей наиболее выгодную стоимость работ.
08.09.2010 заключен договор на выполнение проектных работ на разработку ПСД с ООО "ПМК Сибири" N 14.2400.1121.10. Пунктом 3.1 договора подряда определено, что срок завершения работ - не позднее октября 2010 года.
17.11.2010 между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "ПМК Сибири" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 14.2400.1121.10 от 08.09.2010, в соответствии с которым сроки завершения работ по договору продлены до 31.12.2010.
24.12.2010 ООО "ПМК Сибири" выполнило проектные работы, о чем свидетельствует Акт N 132/08/10 приемки выполненных работ (оказанных услуг).
31.01.2011 приказом N 59 ОАО "МРСК Сибири" утвердило ПСД.
Для выполнения строительно-монтажных работ по разработанным мероприятиям для технологического присоединения объекта <_> указанные мероприятия были сформированы в закупку "Строительство ВЛ 10 кВ от ВЛ 10 кВ ф. 121-21 до проектируемой КТП 10/0,4 кВ, строительство ВЛ0,4 кВ от проектируемой КТП до границы земельного участка по ул. Анабарская и установка КТПН 10/0,4 кВ мощностью 630 кВА".
28.07.2010 состоялось заседание ЦКК ОАО "МРСК Сибири", в ходе которого было принято решение о включении закупки в Годовую комплексную программу закупок ОАО "МРСК Сибири" на 2010 год (протокол N 28).
В дальнейшем в указанное решение вносились изменения: 14.10.2010 - об изменении месяца объявления и срока выполнения работ (протокол N 43); 25.11.2010 - об изменении месяца объявления и срока выполнения работ (протокол N 52). ОАО "МРСК Сибири" пояснило, что внесение изменений в параметры закупки 14.10.2010 и 25.11.2010 было обусловлено необходимостью согласования проектов для выполнения технических условий по договорам на технологическое присоединение льготных заявителей, а также устранением замечаний в проектно-сметной документации.
14.12.2010 в ходе заседании ЦКК ОАО "МРСК Сибири" было принято решение о внесении изменения в ГПКЗ (протокол N 60).
17.01.2011 в ходе заседания ПДКК ОАО "МРСК Сибири" было принято решение об отмене закупки в связи с тем, что данный объект входил в открытый запрос предложений N 68129 "Строительство отпайки ВЛ 10 кВ (общей протяженностью 1300 м), строительство ВЛИ 0,4 кВ (протяженностью 2160 м), установка новой КТПН 10/0,4 кВ с силовым трансформатором мощностью 400 кВА и 630 кВА" (протокол N 3).
27.01.2011 ПДКК ОАО "МРСК Сибири" подведены итоги по открытому конкурсу без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора подряда, определен победитель - ООО "ПМК Сибири" (протокол N 16).
14.02.2011 и.о. генерального директора ОАО "МРСК Сибири" был издан приказ N 77 "Об ограничении полномочий по подписанию договоров", в соответствии с которым в связи с производственной необходимостью запрещено подписание договоров, по которым завершились закупочные процедуры с определением победителя, за исключением договоров, связанных со строительством энергообъектов для энергоснабжения шахты "Распадская" (пункт 1). Подписывать договоры, указанные в пункте 1, в исключительных случаях, когда заключение договора необходимо в силу безотлагательных обстоятельств, только после письменного согласования с и.о. генерального директора ОАО "МРСК Сибири" Петуховым К.Ю. (пункт 2).
21.04.2011 в ходе заседания ЦКК ОАО "МРСК Сибири" было принято решение об изменении суммы заключаемого договора в сторону снижения и переносе срока выполнения работ (протокол N 30).
10.05.2011 с победителем торгов (ООО "ПМК Сибири") заключен договор подряда N 11.2400.1835.11. Согласно пункту 3.1 договора срок завершения работ - не позднее августа 2011 года.
21.10.2011 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес ООО "ПМК Сибири" письмо N 1.3/21-13471 "О предъявлении штрафных санкций" с предложением предоставить акты выполнения подрядных работ в срок до 09.11.2011.
Письмом от 27.10.2011 N 945 ООО "ПМК Сибири" проинформировало ОАО "МРСК Сибири" о том, что в местах установки опор были обнаружены трубы (материал полипропилен) водопровода, не указанного на планшетах архитектуры города и не оформленного должным образом. В связи с чем необходимо произвести изменения в проектной документации, что повлечет изменение в сроках сдачи строительно-монтажных работ до февраля 2012 года.
Как пояснило ОАО "МРСК Сибири" (письмо от 11.10.2011 N 1.3/01.2/14129-исх), фактически изменения в проектно-сметную документацию не вносились в связи с тем, что подрядная организация выбрала другой план прохождения трассы ЛЭП.
Согласно письму ОАО "МРСК Сибири", направленному в адрес Прокуратуры Железнодорожного района г. Красноярска от 21.02.2012 N б/н, строительно-монтажные работы были приостановлены ввиду низких температур в зимний период; в полном объеме работы планируется выполнить до конца 1 квартала 2012 года.
30.03.2012 были выполнены строительно-монтажные работы, необходимые для технологического присоединения объекта <_> о чем свидетельствует Акт о приемке выполненных работ за март 2012 года.
В целях согласования выделения земельного участка для строительства энергообъектов, необходимых для технологического присоединения объекта <_> ОАО "МРСК Сибири" обратилось в адрес Управления архитектуры Администрации г. Красноярска (далее - Управление архитектуры).
ОАО "МРСК Сибири" сообщило, что обращение в адрес Управления архитектуры было направлено 29.11.2010. При этом копия указанного обращения отсутствует, был представлен только текст обращения. Документы, подтверждающие направление ОАО "МРСК Сибири" обращения 29.11.2010, а равно получение обращения Управлением архитектуры 29.11.2010, ОАО "МРСК Сибири" не представило.
Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска (далее - Департамент градостроительства) (лицо, которому в соответствии с распоряжением Администрации г. Красноярска от 02.05.2012 N 74-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 17.08.2010 N 114-р" переданы основные функции Управления архитектуры) письмом от 29.06.2012 N 01/2870-дг проинформировал Красноярское УФАС России о том, что заявление ОАО "МРСК Сибири" о выборе и предварительном согласовании места размещения инженерных сетей в п. Таймыр в адрес Управления архитектуры поступило 26.01.2011 (вх. N 999).
Департаментом градостроительства была представлена копия указанного обращения ОАО "МРСК Сибири" (содержание и оформление письма тождественны с представленным ОАО "МРСК Сибири" текстом обращения) за подписью заместителя генерального директора - директора филиала "Красноярскэнерго" с гербовой печатью филиала, с оттиском штампа и входящими регистрационными данными Управления архитектуры.
В обоснование причин необращения в Управление архитектуры в более ранние сроки после заключения договора с <_> ОАО "МРСК Сибири" указало на необходимость определения места размещения опор ВЛ 10 кВ протяженностью 1300 м, опор ВЛ 0,4 кВ протяженностью 2160 м с установкой двух КТП 10/0,4 кВ подрядной организацией при разработке проекта, сообщив, что обращение в Управление архитектуры невозможно без наличия проектно-сметной документации, то есть без наглядного определения места строительства объекта (письма от 06.07.2012 N 1.3/01.2/8982-исх, от 08.11.2012 N 1.3/01.2/15907-исх).
Письмом от 18.10.2012 N 17149 Красноярское УФАС России обратилось в Департамент градостроительства с просьбой сообщить, предъявляется ли (предъявлялось в 2010 - 2011 годах) Департаментом градостроительства обязательное требование к лицам, направляющим заявление о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта (в частности, трансформаторных подстанций и линий электропередач, необходимых для технологического присоединения объектов лиц, поименованных в пунктах 12.1 - 14 Правил технологического присоединения_ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), о приложении к указанному заявлению копии проектно-сметной документации по строительству объектов.
Письмом от 26.10.2012 N 01/4777-дг Департамент градостроительства проинформировал Красноярское УФАС России о том, что выбор земельного участка для строительства осуществляется в рамках статьи 31 Земельного кодекса РФ. Документами, необходимыми для выбора и предварительного согласования земельного участка являются: заявление, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ заявителем могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Предоставление проектно-сметной документации по строительству объектов законодательством не предусмотрено. Департамент градостроительства действует в соответствии с законодательством и не требует от заявителей предоставления документов, не предусмотренных законом.
Заявление ОАО "МРСК Сибири" о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта содержало приложения: схема размещения сооружения, сведения о юридическом статусе и реквизитах заявителя, документ, подтверждающий полномочия представителя.
Письмом от 28.11.2012 N 16/5847-дг Департамент градостроительства представил антимонопольному органу копию схемы, приложенной ОАО "МРСК Сибири" к заявлению о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта. Указанная схема представляет собой выкопировку из топографического плана местности.
Установлено, что проектно-сметную документацию, разработанную ООО "ПМК Сибири" по договору N 14.2400.1121.10 от 08.09.2010, к заявлению в Управление архитектуры ОАО "МРСК Сибири" не прикладывало; на представленной схеме, а равно и в самом заявлении отсутствуют какие-либо пояснения, отметки, свидетельствующие о том, что ОАО "МРСК Сибири" конкретизировало место размещения опор ВЛ 10 кВ, ВЛ 0,4 кВ, КТП 10/0,4 кВ с учетом разработанной проектно-сметной документации.
Иные пояснения, доказательства, свидетельствующие о невозможности направления ОАО "МРСК Сибири" заявления в Управление архитектуры в более ранние сроки (а не по истечении более 9 месяцев с даты заключения договора с <_>), не представлены.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 07.03.2012 N 433-ж "О предварительном согласовании ОАО "МРСК Сибири" места размещения объекта" предварительно согласовано место размещения инженерной сети ВЛ 0,4 кВ, ВЛ 10 кВ на земельных участках из земель населенных пунктов площадью: участок N 1 - 6809 кв. м, участок N 2 - 1182 кв. м, участок N 3 - 229 кв. м, расположенных по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пос. Таймыр.
В целях получения разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, необходимых для технологического присоединения объекта <_> ОАО "МРСК Сибири" письмом от 16.05.2012 N 363 обратилось в адрес Енисейского управления Ростехнадзора в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212.
Письмом от 18.06.2012 N 10-8113/88 Енисейское управление Ростехнадзора возвратило ОАО "МРСК Сибири" заявление в связи с недостаточностью представленных документов и несоответствия их содержания установленным требованиям (пункт 9 Приказа Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212).
С 19.06.2012 между ОАО "МРСК Сибири" и Енисейским управлением Ростехнадзора осуществлялась переписка по вопросу разъяснения обстоятельств возвращения заявлений, устранения замечаний Енисейского управления Ростехнадзора к заявлениям и пр.
В октябре 2012 года ОАО "МРСК Сибири" направило новое заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, которое было получено Енисейским управлением Ростехнадзора 25.10.2012, зарегистрировано под входящим номером 32624.
На основании Акта осмотра электроустановки N 10/007 от 23.11.2012 Енисейское управление Ростехнадзора выдало ОАО "МРСК Сибири" разрешение N 10/511 от 23.11.2012 на допуск в эксплуатацию энергоустановки (электроснабжение участков жилого массива индивидуальной застройки в районе п. Таймыр, г. Красноярск).
<_> пояснила Красноярскому УФАС России о том, что ею были выполнены пункты 11.3 и 11.4 технических условий к договору N 20.24.22980.09 в части устройства электроустановки жилого дома, что подтверждается Техническим паспортом жилого дома от 03.05.2011. Пункт 11.1 технических условий (ввод в жилой дом выполнить кабелем от точки присоединения, ближайшей опоры ВЛ 0,4 кВ) выполнить невозможно, пока ОАО "МРСК Сибири" не выполнит пункт 10 технических условий. Пункт 11.2 технических условий (установить прибор учета) до выполнения сетевой организацией своих обязательств выполнить невозможно, так как для заключения договора энергоснабжения срок поверки счетчика не может превышать 1 год (повторная поверка или установка нового счетчика повлекут для заявителя дополнительные затраты), тогда как по состоянию на 25.04.2012 пропуск ОАО "МРСК Сибири" срока исполнения пункта 10 технических условий составил 1 год 7 месяцев
В целях надлежащего исполнения своих обязательств заявитель обратился в адрес ОАО "МРСК Сибири" письмом от 05.08.2010 с просьбой указать точку присоединения (место установки ЛЭП 0,4 кВ возле жилого дома), для выполнения мероприятий, осуществляемых в соответствии с техническими условиями заявителем.
Письмом от 13.08.2010 N 1.3/03-8246 сетевая организация уведомила заявителя о том, что точкой присоединения жилого дома к электрическим сетям будет являться ближайшая опора вновь построенной ВЛ 0,4 кВ н/в района N 1 КТП-630/10/0,4 кВ, расположенной не далее 25 м от границ земельного участка. Срок исполнения мероприятий - четвертый квартал 2010 года.
Письмом от 23.03.2011 N 1.3/03-3078 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес заявителя дополнительное соглашение к договору N 20.24.22980.09 о продлении сроков исполнения обязательств по договору.
Письмом от 02.10.2012 (вх. от 02.10.2012) <_> уведомила ОАО "МРСК Сибири" о выполнении ею пункта 11 технических условий к договору N 20.24.22980.09.
Письмом от 04.10.2012 (вх. от 08.10.2012 N 663) <_> обратилась в адрес Октябрьского РЭС ПО КЭС (структурное подразделение ОАО "МРСК Сибири") с просьбой направить инспектора для осмотра и приема прибора учета электроэнергии.
Согласно Акту N О/12-104 от 09.10.2012, составленному контролером ОАО "МРСК Сибири", заявителем технические условия не выполнены, так как прибор учета установлен в труднодоступном месте для осмотра, снятия показаний.
28.11.2012 ОАО "МРСК Сибири" констатировало выполнение заявителем технических условий в полном объеме (Акт о выполнении технических условий N 438 по договору N 20.24.22980.09 от 28.11.2012), несмотря на отсутствие каких-либо действий по изменению места установки прибора учета со стороны заявителя.
28.11.2012 подписаны Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, Однолинейная схема балансовой принадлежности.
Проект Акта об осуществлении технологического присоединения N 552, представленный ОАО "МРСК Сибири" в адрес Красноярского УФАС России, не содержал подписей уполномоченных лиц ОАО "МРСК Сибири", а также подписи <_>
По состоянию на дату рассмотрения дела N 174-10-12 срок выполнения ОАО "МРСК Сибири" обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя составил 32 месяца.
На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
ОАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В связи с изложенным ОАО "МРСК Сибири" является сетевой организацией.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.06.2008 24ЕЗ 887793 ОАО "МРСК Сибири" является собственником сооружения подстанции N 121 "Мясокомбинат", назначение: нежилое, 1-этажный, застроенной площадью 170,90 кв. м, инв. N 28042, лит. В, В1, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, район мясокомбината, к которой будет осуществлено технологическое присоединение объекта <_>
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО "МРСК Сибири", в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ввела государственное регулирование и контроль.
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края в границах расположения принадлежащих обществу объектов электросетевого хозяйства.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с подпунктом б) пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По смыслу пункта 14 Правил заявителями являются физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
<_> является заявителем в соответствии с критериями, определенными пунктом 14 Правил.
По смыслу подпункта б) пункта 16 Правил шестимесячный срок для выполнения обязательств по технологическому присоединению является предельным, его продление не предусмотрено.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Следовательно, предложение ОАО "МРСК Сибири" о продлении срока технологического присоединения по договору N 20.24.22980.09 (письмо от 23.03.2011 N 1.3/03-3078) противоречит положениям подпункта б) пункта 16 Правил.
В связи с изложенным обязательства по технологическому присоединению объекта <_> должны были быть выполнены ОАО "МРСК Сибири" в срок до 05.10.2010.
Нарушение сроков технологического присоединения по договору N 20.24.22980.09 подтверждается материалами дела, ОАО "МРСК Сибири" не оспаривается.
Оценивая, было ли совершено ОАО "МРСК Сибири" указанное бездействие в допустимых пределах осуществления гражданских прав, Комиссия учитывала следующие обстоятельства.
Выполнение обязательств по технологическому присоединению объекта <_> было начато ОАО "МРСК Сибири" значительно позже заключения договора об осуществлении технологического присоединения N 20.24.22980.09 от 05.04.2010, кроме того, ОАО "МРСК Сибири" допускались необоснованные затягивания сроков выполнения своих обязательств.
В частности, к заключению договора подряда на разработку проектно-сметной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Сибири" приступило через 5 месяцев с даты заключения договора с <_> (02.09.2010 была составлена сравнительная матрица по выбору подрядчика, 08.09.2010 с ООО "ПМК Сибири" был заключен договор N 14.2400.1121.10).
К выбору контрагента для выполнения строительно-монтажных работ ОАО "МРСК Сибири" приступило 28.07.2010, когда было принято решение о включении закупки в ГКПЗ ОАО "МРСК Сибири" на 2010 год. При этом сроки начала проведения закупочной процедуры по выбору подрядчика неоднократно переносились: 14.10.2010, 25.11.2010, 14.12.2010, что, как пояснило ОАО "МРСК Сибири", было обусловлено неготовностью проектно-сметной документации, а впоследствии необходимостью ее согласования.
При этом ОАО "МРСК Сибири" не предпринимало каких-либо действий к более быстрому изготовлению проектно-сметной документации с учетом установленных законодательством сроков технологического присоединения. В частности, срок завершения работ по разработке проектно-сметной документации, определенный в договоре N 14.2400.1121.10 (октябрь 2010 года), был продлен до 31.12.2010 (при этом соглашение о продлении срока выполнения работ по договору было подписано после истечения установленного срока для разработки проектно-сметной документации - 17.11.2010). Обоснование необходимости продления указанных сроков ОАО "МРСК Сибири" не представило.
С момента разработки ООО "ПМК Сибири" проектно-сметной документации (Акт о приемке выполненных работ N 223 от 24.12.2010) до ее утверждения ОАО "МРСК Сибири" (приказ от 31.01.2011 N 59) прошло более 1 месяца.
Отсутствием проектно-сметной документации ОАО "МРСК Сибири" объясняет позднее обращение в Управление архитектуры с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения инженерных сетей в п. Таймыр. При этом вышеперечисленные действия ОАО "МРСК Сибири" не свидетельствуют о принятии необходимых мер к более быстрому изготовлению проектно-сметной документации (с момента заключения договора до утверждения проектно-сметной документации прошло почти 10 месяцев) с учетом установленных сроков технологического присоединения.
Кроме того, как пояснил Департамент градостроительства, представление проектно-сметной документации при направлении заявления о представлении земельного участка действующим законодательством не предусмотрено, Департаментом градостроительства не требуется. При этом фактически ОАО "МРСК Сибири" проектно-сметную документацию, разработанную ООО "ПМК Сибири" по договору N 14.2400.1121.10 от 08.09.2010, к заявлению в Управление архитектуры не прикладывало; на представленной схеме размещения сооружения, а равно и в самом заявлении отсутствуют пояснения, отметки, свидетельствующие о том, что ОАО "МРСК Сибири" каким-либо образом дополнительно конкретизировало место размещения опор ВЛ 10 кВ, ВЛ 0,4 кВ, КТП 10/0,4 кВ с учетом разработанной проектно-сметной документации.
Вместе с тем, представленная Департаментом градостроительства копия заявления ОАО "МРСК Сибири" в Управление архитектуры о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, подписанная руководителем филиала "Красноярскэнерго" и заверенная гербовой печатью филиала, содержащая оттиск штампа и входящие регистрационные реквизиты Управления архитектуры (вх. N 999 от 26.01.2011), опровергает пояснения ОАО "МРСК Сибири" (не подтвержденные документально) о том, что в адрес Управления архитектуры сетевая организация обратилась 29.11.2010.
Таким образом, указанное заявление было направлено ОАО "МРСК Сибири" более чем через 9 месяцев с даты заключения договора с гражданкой <_> Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности направления указанного заявления ранее, ОАО "МРСК Сибири" не представило.
Заключению договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ предшествовали длительные внутрикорпоративные процедуры ОАО "МРСК Сибири", продолжительность которых составила 6 месяцев (с 28.07.2010, даты включения закупки в ГКПЗ 2010 года, до 27.01.2011, когда был определен победитель).
Вместе с тем, обязательность проведения указанных внутрикорпоративных процедур, определенных Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Сибири", не может являться обоснованием нарушения сроков технологического присоединения в связи с тем, что в силу прямого указания Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ юридические лица при закупке товаров, работ, услуг должны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 2). Следовательно, локальный правовой акт, регулирующий проведение закупок для нужд ОАО "МРСК Сибири", должен быть разработан с учетом императивных требований подпункта б) пункта 16 Правил о недопустимости превышения предельных сроков технологического присоединения в рамках проведения соответствующих закупок.
С даты определения победителя закупочной процедуры, ООО "ПМК Сибири" (27.01.2011), до даты заключения с ним договора подряда N 11.2400.1835.11 (10.05.2011) прошло более 3 месяцев. В обоснование указанного бездействия ОАО "МРСК Сибири" ссылается на издание и.о. генерального директора общества приказа от 14.02.2011 N 77, в соответствии с которым запрещено подписание договоров, по которым завершились закупочные процедуры с определением победителя.
При этом издание такого приказа, обусловленное хозяйственной деятельностью общества, не может являться основанием для нарушения требований действующего законодательства. Вместе с тем, указанный приказ содержит оговорку о возможности подписания договоров по согласованию с и.о. генерального директора. ОАО "МРСК Сибири" не представило доказательств совершения им действий по согласованию подписания договора в возможно короткие сроки после определения победителя закупки.
Кроме того, ООО "ПМК Сибири" были нарушены сроки исполнения своих обязательств по договору N 11.2400.1835.11 (стороны согласовали сроки завершения выполнения работ до 31.08.2011). При этом с претензией к подрядчику ОАО "МРСК Сибири" обратилось практически через 2 месяца после истечения установленного договором срока (письмо от 21.10.2011 N 1.3/21-13471).
Обязательства в полном объеме были выполнены 30.03.2012, о чем свидетельствует представленный Акт о приемке выполненных работ за март 20121 года.
В целях получения разрешения на допуск в эксплуатацию построенных электроустановок в адрес Енисейского управления Ростехнадзора ОАО "МРСК Сибири" обратилось только 16.05.2012 (письмо N 363), то есть через 1,5 месяца после завершения строительно-монтажных работ.
При этом заявление, соответствующее требованиям Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212, было представлено ОАО "МРСК Сибири" только 25.10.2012 (письмо N 32624). Осмотр электроустановки и выдача разрешения на допуск ее в эксплуатацию были произведены Енисейским управлением Ростехнадзора 23.11.2012.
В связи с изложенным Комиссией установлено, что фактические действия ОАО "МРСК Сибири" привели к необоснованному затягиванию сроков исполнения обязательств по договору N 20.24.22980.09 от 05.04.2010 (по состоянию на дату рассмотрения дела срок выполнения ОАО "МРСК Сибири" обязательств превысил 32 месяца), и не позволили, в том числе, заявителю своевременно исполнить свою часть обязательств (ввод в жилой дом кабелем или самонесущим изолированным проводом от точки присоединения к сети ОАО "МРСК Сибири") в соответствии с пунктом 11 технических условий, так как строительство точки присоединения в силу пункта 10 технических условий осуществляет ОАО "МРСК Сибири"; и только после физического появления точки присоединения заявитель может осуществить ее ввод в жилой дом.
Пунктом 2.3.1 договора об осуществлении технологического присоединения N 20.24.22980.09 установлена обязанность заявителя надлежащим образом исполнить пункт 11 технических условий в срок не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока, указанного в пункте 1.6 договора, и уведомить исполнителя (сетевую организацию) о выполнении технических условий.
Указанным договором, а также правовыми нормами не установлена обязанность заявителя информировать сетевую организацию о частичном выполнении мероприятий по технологическому присоединению, а у сетевой организации отсутствует обязанность проверять частичное выполнение заявителем мероприятий.
В силу распределения мероприятий по технологическому присоединению (сетевая организация выполняет мероприятия до границы земельного участка заявителя, заявитель - в пределах границ своего участка), указанные мероприятия позволяют их параллельное выполнение сетевой организацией и заявителем и не могут быть признаны встречными (как на то указывает ОАО "МРСК Сибири" в пояснениях от 12.05.2012 N 1.3/01.2/6198-исх). Невыполнение заявителем своих обязательств не является препятствием для выполнения сетевой организацией работ до границы земельного участка заявителя. В рассматриваемом случае невыполнение своих мероприятий заявителем приведет к невозможности осуществления фактического (физического) технологического присоединения объекта к электрическим сетям.
Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка лица, направившего заявку на технологическое присоединение, в том числе, в случае бездействия заявителя по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные подпунктом б) пункта 16 Правил.
Свои обязательства <_> выполнила надлежащим образом, о чем свидетельствует Акт о выполнении технических условий N 438 от 28.11.2012).
Составленный ОАО "МРСК Сибири" Акт N О/12-104 от 09.10.2012 о невыполнении технических условий не имеет юридической силы, так как ОАО "МРСК Сибири" подписало Акт о выполнении технических условий от 28.11.2012, учитывая, что <_> фактически не устранила установленные Актом от 09.10.2012 нарушения (не изменяла место установки прибора учета). Кроме того, материалами дела подтверждается, что 09.10.2012 ОАО "МРСК Сибири" не имело возможность осуществить технологическое присоединение объекта заявителя в связи с отсутствием выданного Енисейским управлением Ростехнадзора разрешения на допуск электроустановки в эксплуатацию.
Как пояснило ОАО "МРСК Сибири" в письме от 10.12.2012 N 1.3/29/17698-исх, фактическое технологическое присоединение объекта <_> осуществлено. Вместе с тем, представленный ОАО "МРСК Сибири" Акт об осуществлении технологического присоединения не может являться допустимым доказательством фактического технологического присоединения в связи с отсутствием на указанном документе предусмотренных подписей уполномоченных лиц и оттиска печати сетевой организации, а также подписи заявителя.
В силу пункта 7 Правил завершают процедуру технологического присоединения следующие мероприятии: осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям ("г.1"), фактический прием (подача) напряжения и мощности ("г.2"), составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон ("д").
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссией установлено, что нарушение ОАО "МРСК Сибири" сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <_> не было обусловлено объективными причинами. Указанное бездействие свидетельствует о выходе сетевой организацией за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав и о наложении на заявителя необоснованных ограничений, в том числе, связанных с невозможностью получить услугу технологического присоединения в установленные сроки.
Доказательства допустимости указанного бездействия, а также того, что его результатом является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, либо получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным в результате бездействия, а равно того обстоятельства, что ОАО "МРСК Сибири" были предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства, обществом не представлены, Комиссией не установлены.
В связи с изложенным рассматриваемое бездействие ОАО "МРСК Сибири" образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Комиссия решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту невыполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта по договору об осуществлении технологического присоединения от 05.04.2010 N 20.24.22980.09 в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения.
2. Выдать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в форме осуществления фактического технологического присоединения объекта <_> по договору N 20.24.22980.09 от 05.04.2010 к электрическим сетям, составления Акта о технологическом присоединении в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения предписания.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: А.Ю. Гнедина
В.В. Сугорова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
|
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
<_> |
ПРЕДПИСАНИЕ N 174-10-12
"24" декабря 2012 года |
г. Красноярск |
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.12.2012 по делу N 174-10-12 о нарушении открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: осуществить фактическое технологическое присоединение объекта <_> по договору N 20.24.22980.09 от 05.04.2010 к электрическим сетям, составить Акт о технологическом присоединении.
О выполнении предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее трех рабочих дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов, в том числе, копии Акта о технологическом присоединении.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: А.Ю. Гнедина
В.В. Сугорова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 174-10-12 (опубликовано 28 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016