Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 5 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
Шагжитарова А.М. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу ИП Бороздунова А.А. ("_") на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево" (633216, Новосибирская область, Искитимский район, р.п. Линево, пр. Коммунистический, д. 5) при проведении закупки на предмет гидродинамической промывки канализационных сетей у единственного поставщика, в присутствии "_", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ИП Бороздунова А.А. (далее по тексту - ИП Бороздунов) (вх. N 1631 от 25.02.2015 г.) на действия заказчика - МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево" (далее по тексту - МУП "РКЦ р.п. Линёво") при проведении закупки на предмет гидродинамической промывки канализационных сетей у единственного поставщика (извещение N 31502047799).
Заявитель сообщает, что 19.02.2015 года МУП "РКЦ р.п. Линёво" разместило извещение о проведении закупки N 31502047799. Указанная закупка была проведена способом закупка у единственного поставщика. Согласно протоколу от 19.02.2015, размещенному на сайте www.zakupki.gov.ru., поставщиком было объявлено ООО "ТЕПЛОСЕРВИС".
Данная закупка была проведена с нарушениями Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а именно:
1) согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. МУП "РКЦ р.п. Линёво" план закупки нигде не размещало.
2) Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении, о закупке должен быть указан предмет договора с указанием объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Предметом договора является гидродинамическая промывка канализационных сетей. Однако, объем выполняемых работ стоимостью 1 801 633, 87 руб. указан как 1 штука услуг по техническому обслуживанию машин и оборудования - такие сведения не определяют объем работ, являющихся предметом договора.
3) Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должно быть указано место и дата подведения итогов закупки, что не было указано заказчиком в извещении.
4) В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке документация о закупке проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. Согласно части 10 данной статьи в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к качеству работ и услуг, результатам работ и услуг и т.п. В нарушение вышеуказанных норм документация о закупке заказчиком не размещалась. В этой связи также невозможно определить соответствие сведений, содержащихся в извещении о закупке и сведений, содержащихся в документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках);
5) Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Так, статьей 16 Положения о закупке товаров, работ и услуг МУП "РКЦ р.п. Линёво" определен закрытый перечень оснований проведения закупки у единственно поставщика. В извещении о проведении закупки заказчиком не указано основания осуществления закупки способом закупка у единственного поставщика. Учитывая предмет заключаемого договора (гидродинамическая промывка канализационный сетей), а также его цену (1 801 633,87 рублей) подобная закупка не может осуществляться у единственного поставщика. Кроме того, необоснованное использование такого способа закупки как закупка у единственного поставщика нарушает принципы закупок, установленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Кроме того, учитывая предмет заключаемого договора (гидродинамическая промывка канализационный сетей) его цену (1 801 633, 87 рублей), а также отсутствие плана закупки, сомнительным представляется проведение закупки согласно Закона о закупках. Маловероятно, что у такого предприятия как МУП "РКЦ р.п. Линёво" имеется такое количество канализационных сетей, промывка которых обойдется в 1 801 633, 87 pyб. Заявитель полагает, что указанные работы должны выполняться для муниципальных нужд, а проведение закупки осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" (статья 1 указанного Федерального закона).
ИП Бороздунов А.А. является лицом, способным осуществлять работы, являющиеся предметом закупки N 31502047799, имеет все необходимые материально-технические ресурсы. Вышеуказанные нарушения действующего законодательства ограничили право ИП Бодоздунова А.А. на участие в закупке на выполнение указанных работ по гидродинамической промывке канализационных сетей. Также необходимо отметить, что кроме ИП Бороздунова А.А. в Новосибирской области имеется еще ряд потенциальных поставщиков данных работ/услуг.
От заказчика - МУП "РКЦ р.п. Линёво" поступили возражения по существу жалобы, в которых сообщается следующее.
1) По доводу неразмещения плана закупки товаров, работ, услуг на 2015 год поясняем, что МУП "РКЦ р.п. Линёво", в соответствии с требованиями Закона о закупках, 31.12.2014 г. утвержден и опубликован на официальном сайте "План закупки товаров, работ, услуг на 2015 г.",
Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров, работ, услуг и требований к форме такого плана". В соответствии с пунктом 8 вышеуказанных Правил в случае изменения потребности в товарах, работах, услугах может осуществляться корректировка плана закупки.
В виду срочной необходимости проведения работ, являющихся предметом обжалуемой закупки 09.02.2015 г. по решению Закупочной комиссии МУП "РКЦ р.п. Линёво" N 1/1-2015 от 09.02.2015 г. в действующий план закупок внесены изменения. Проект изменений опубликован на официальном сайте 19.02.2015 г. в 13-18 часов (Новосибирского времени). Проект изменений опубликован в структурированном виде и содержит обжалуемую Заявителем закупку (позиция плана N 3).
2) Об отсутствии указания предмета договора и объема выполняемых работ в извещении о проведении закупки (согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках) поясняем, что извещение о проведении закупки сформировано в соответствии с позициями Плана закупок товаров, работ, услуг на 2015 г.
Наименование закупки и способ закупки указаны. Единица измерения объема услуг (работ) - "штука", количество - 1, что подразумевает одну услугу (работу). Код ОКДП "услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования" установлен закупочной комиссией, как соответствующий данному виду услуг (работ). При этом код ОКВЭД "Производство санитарно-технических работ", дополняет и расширяет необходимый вид деятельности.
3) Учитывая неконкурентный способ закупки - "Закупка у единственного поставщика" указание места и даты предоставления конкурсной документации в извещении о закупке, а так же места и даты проведения итогов закупки не требуется. Кроме того, размещение этой информации не предусмотрено интерфейсом официального сайта).
4) Одновременно с размещением на сайте извещения о проведении закупки Заказчиком размещен проект договора. Учитывая неконкурентный способ закупки - "Закупка у единственного поставщика" размещение документации о закупке не требуется. Минимально необходимые требования, предъявляемые к закупке указаны в Плане закупок товаров, работ, услуг на 2015 г.
На этапе подведения итогов сформирован, подписан комиссией и опубликован на сайте протокол для способа "Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)" N 31502047799-01. Одновременно с указанным протоколом размещено решение закупочной комиссии МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линёво" N 1-2015 от 19.02.2015 г., в соответствии и на основании которого проведена закупка у Единственного поставщика.
5) В извещении о проведении закупки Заказчиком не указано основание проведение закупки данным способом. Данный вид закупки не может осуществляться способом "Закупка у единственного поставщика"
Закупочная комиссия МУП "РКЦ р.п. Линёво" сформирована приказом руководителя по предприятию. Выбор способа закупки осуществляется закупочной комиссией индивидуально в каждом конкретном случае.
Законодательство в сфере закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц не предусматривает обязанность Заказчика обосновывать в извещении выбранный комиссией способ закупки.
Перечень способов закупки определен Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП "РКЦ р.п. Линёво".
Статья 16 указанного положения определяет перечень оснований для проведения закупки у единственного поставщика. Пункт 2 определяет "существует срочная потребность в продукции и проведение процедур торгов или использование иного способа закупки является нецелесообразным". Данное основание проведение закупки способом "закупка у единственного поставщика" отражено в решении закупочной комиссии N 1-2015 от 19.02.2015 г.
Срочная потребность в данном виде работ обусловлена следующими обстоятельствами:
- Аварийная необходимость проведения работ по гидродинамической промывки участков канализационных сетей. (Письмо обслуживающей организации ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" исх. N 2аТ от 03.02.2015 г.; акты обследования участков трубопровода сетей водоотведения поселка от 05.02.2015 г. - 2 участка)
- Выделение целевых субсидий администрации р.п. Линёво на выполнение работ по гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения. (Письмо МУП "РКЦ р.п. Линёво "О выделении денежных средств" исх. N 89 от 09.02.2015 г.; Постановление Главы р.п. Линёво N 37 от 19.02.2015 г.)
6) Указанные работы должны выполняться для муниципальных нужд, а проведение закупки осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок".
Данный довод Заявителя не аргументирован и построен на предположениях. При этом канализационные сети находятся в хозяйственном ведении МУП "РКЦ р.п. Линёво" на основании Постановления главы р.п. Линёво N 219 от 30.12.2011. МУП "РКЦ р.п. Линёво" осуществляет свою хозяйственную деятельность, непосредственно используя их, соответственно заинтересовано в поддержании сетей в работоспособном состоянии. В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" МУП "РКЦ р.п. Линёво" является Заказчиком обжалуемой закупки.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Статья 16 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП "РКЦ р.п. Линёво" определяет перечень оснований для проведения закупки у единственного поставщика. Пункт 2 статьи 16 определяет основание "существует срочная потребность в продукции и проведение процедур торгов или использование иного способа закупки является нецелесообразным".
Решением N 1-2015 от 19.02.2015 г. Закупочная комиссия МУП "РКЦ р.п. Линёво" утвердила проведение закупки у единственного поставщика в связи с необходимостью проведения комплексной гидродинамической промывки аварийно опасных участков.
Согласно представленным МУП "РКЦ р.п. Линёво" документам срочная потребность закупки обусловлена следующими обстоятельствами:
- аварийная необходимость проведения работ по гидродинамической промывке участков канализационных сетей, что следует из письма обслуживающей организации ООО "ТЕПЛОСЕРВИС" (исх. N 2аТ от 03.02.2015 г.) и актов обследования участков трубопровода сетей водоотведения поселка от 05.02.2015 г.
- выделение целевых субсидий администрацией р.п. Линёво на выполнение работ по гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения, что подтверждается письмом МУП "РКЦ р.п. Линёво" "О выделении денежных средств" исх. N 89 от 09.02.2015 г. и Постановлением администрации р.п. Линёво Искитимского района Новосибирской области N 37 от 19.02.2015 г.).
МУП "РКЦ р.п. Линёво" в соответствии с требованиями Закона о закупках 31.12.2014 г. утвержден и опубликован на официальном сайте "План закупки товаров, работ, услуг на 2015 г.". В соответствии с пунктом 8 Правил формирования плана закупки товаров, работ, услуг и требований к форме такого плана, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, в случае изменения потребности в товарах, работах, услугах может осуществляться корректировка плана закупки.
Ввиду срочной необходимости проведения работ, 09.02.2015 г. Решением Закупочной комиссии МУП "РКЦ р.п. Линёво" N 1/1-2015 от 09.02.2015 г. в действующий план закупок внесены изменения. Проект изменений опубликован на официальном сайте 19.02.2015 г.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о проведении закупки указан предмет договора и объем выполняемых работ; извещение сформировано в соответствии с позициями Плана закупок товаров, работ, услуг на 2015 г.
Ввиду проведения неконкурентного способа закупки - "закупка у единственного поставщика" указание места и даты предоставления конкурсной документации, места и даты проведения итогов закупки в извещении о закупке и документации о закупке не требуется.
Поскольку довод заявителя о том, что данный вид закупки не может осуществляться способом "закупка у единственного поставщика" не подкреплен нормативно-правовым обоснованием, то Комиссией он не принимается. Кроме того, Закон о закупках не предусматривает обязанность заказчика обосновывать в извещении выбранный комиссией способ закупки.
Относительно довода заявителя, что указанные в извещении работы должны выполняться для муниципальных нужд, а проведение закупки осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", необходимо отметить следующее.
МУП "РКЦ р.п. Линёво" владеет канализационными сетями на основании Постановления администрации р.п. Линёво Искитимского района Новосибирской области от 30.12.2011 N 219 (вид права - хозяйственное ведение). МУП "РКЦ р.п. Линёво" подпадает под сферу действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Соответственно, правовой основой закупки товаров, работ, услуг, регламентирующей закупочную деятельность заказчика является - "Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП "РКЦ р.п. Линёво".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Бороздунова А.А. на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево" при проведении закупки на предмет гидродинамической промывки канализационных сетей у единственного поставщика необоснованной.
Председатель Комиссии Н. П. Камнева
Члены Комиссии С. Е. Князькова
А. М. Шагжитарова
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016