Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 05-11/2-2015 (опубликовано 4 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев в заседании 18.02.2015 дело N 05-11/2-2015 от 29.01.2015, возбужденное по заявлению физического лица <_> по признакам нарушения ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" (671247, Кабанский район, п. Селенгинск, микрорайон Солнечный, 22-56) далее - ООО "ЖКХ п. Селенгинск") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при участии:
от ответчика ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" - представителя по доверенности N4 от 17.02.2015 <_> представителя по доверенности N3 от 17.02.2015 <_>
от заявителя <_> - представителя по доверенности от 14.02.2015 <_> установила:
В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения 29.01.2015 поступило заявление физического лица <_> в отношении ООО "ЖКХ п. Селенгинск", содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из заявления следует, что для ввода в эксплуатацию водосчетчиков горячей и холодной воды <_> обратилась с заявлением в ООО "ЖКХ п. Селенгинск". Через две недели представители общества осмотрели водосчетчики, пояснили, что они установлены правильно, но необходимо провести гидравлические испытания, иначе водосчетчики не будут введены в эксплуатацию, стоимость только работы по такому испытанию составит 30 000 рублей.
Представители ООО "ЖКХ п. Селенгинск" на рассмотрении дела пояснили, что в соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Согласно пункту 2 указанных Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Общество не является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителя <_> является ресурсоснабжающей организацией, во временном владении которой находятся теплопроводные, водопроводные сети поселка Селенгинск со всей инфраструктурой (здания, производственные помещения, тепловые насосные станции и т.д.). Осуществляет поставку коммунальных ресурсов ООО "Управляющая компания "Управдом", которая осуществляет управление многоквартирным домом, в котором проживает <_> Таким образом, потребителю <_> следовало обратиться с заявлением о допуске в эксплуатацию в ООО "Управляющая компания "Управдом". Обществом был дан ответ о рекомендации проведения гидравлического испытания в соответствии с пунктами 6.1.10,7.1.1,7.2.1 Свода правил СП 73.13330.2012, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/17, из которых следует, что при завершении монтажных работ системы внутреннего отопления, холодного и горячего водоснабжения должны быть испытаны гидростатическим или манометрическим методом с соблюдением требований ГОСТ 24054, ГОСТ 25136 и настоящих правил. Таким образом, до ввода смонтированных узлов учета в эксплуатацию, потребитель <_> была обязана выполнить указанные требования и провести гидравлические испытания с привлечением специализированной организации. Полагают, что в действиях ООО "ЖКХ п. Селенгинск" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 01.01.2010 ООО "ЖКХ п. Селенгинск" заключены с ООО "Управляющая компания "Управдом" договоры на отпуск холодной воды и водоотведение N 01-10/2 и на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды N 01-10/1.
<_> обратилась 29.10.2014 с заявлением в ООО "ЖКХ п. Селенгинск" о вводе в эксплуатацию приборов учета горячей и холодной воды.
ООО "ЖКХ п. Селенгинск" направило своих представителей для обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды по адресу заявителя п. Селенгинск, микрорайон Березовый. 32-22. В результате обследования установлено, что установка приборов учета расхода горячей и холодной воды технически возможна, при установке приборов учета был выполнен частичный капитальный ремонт с заменой участков труб, узлов и деталей (акт обследования от 06.11.2014). Письмом от 10.11.2014 общество сообщило <_> что ей необходимо провести гидравлическое испытание вновь смонтированного трубопровода.
Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО "ЖКХ п. Селенгинск" - ресурсоснабжающая организация, во временном владении которого находятся теплопроводные, водопроводные сети поселка Селенгинск, оказывающее услуги по теплоснабжению (реализация тепловой энергии), водоснабжению потребителям и т.д.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии осуществляет деятельность, в том числе в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. ООО "ЖКХ п. Селенгинск" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в поселке Селенгинск.
В соответствии с пунктом 81 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с пунктом 2 Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил).
Поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, в котором проживает <_> осуществляет ООО "Управляющая компания "Управдом" на основании заключенных договоров на покупку ресурсов с ООО "ЖКХ п. Селенгинск" и договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 32 по адресу: п. Селенгинск, микрорайон Березовый.
Следовательно, исполнителем коммунальных услуг является ООО "Управляющая компания "Управдом". ООО "ЖКХ п. Селенгинск" при получении заявки о вводе в эксплуатацию приборов учета горячей и холодной воды от <_> не вправе обследовать установленные индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды, составлять акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета и требовать проведения гидравлического испытания смонтированного трубопровода.
Кроме того, из письма Забайкальского Управления Ростехнадзора от 15.05.2013 N 111//11-12-2013 следует, что включение ООО "ЖКХ п. Селенгинск" в технические условия требования о проведении гидравлического испытания после установки счетчиков горячей и холодной воды в отдельно взятой квартире является необоснованным.
Бурятское УФАС России 17.06.2013 выдавало предупреждение ООО "ЖКХ п. Селенгинск" о необходимости прекращения навязывания собственникам жилья в Кабанском районе РБ при приемке приборов учета горячей и холодной воды невыгодных условий в части проведения гидравлических испытаний.
Ссылка ответчика на СП 73.13330.2012. Свод правил. Внутренние санитарно-технические системы зданий. Актуализированная редакция СНиП 3.05.03-85, утвержденный приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/17, Комиссией во внимание не принята, поскольку указанный свод правил распространяется на монтаж внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации, водостоков, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло- и холодоснабжения, теплогенераторов (котельных, интегрированных в здания) общей мощностью до 360 кВт с давлением пара до 0,07 МПа (0,7 кг/см2) и температурой воды до 388 К (115° С) при строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений, а также на изготовление воздуховодов, узлов и деталей из труб.
Вместе с тем, <_> произведена установка индивидуальных приборов учета, допуск в эксплуатацию которых должен производиться исполнителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 81 Правил. Указанные Правила при вводе в эксплуатацию приборов учета не предусматривают такую процедуру как гидравлическое испытание трубопроводов. Кроме того, заявителем в материалы дела приобщены копии справки о стоимости услуг по гидравлическим испытаниям и кассового чека, подтверждающие факт взимания ответчиком платы за указанные "услуги".
Таким образом, ООО "ЖКХ п. Селенгинск", занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, ущемило интересы заявителя, необоснованно потребовав проведение гидравлического испытания трубопровода при вводе в эксплуатацию водосчетчиков.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск", выразившиеся в необоснованном требовании проведения гидравлического испытания трубопровода при вводе в эксплуатацию водосчетчиков потребителя <_> нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать предписание ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Селенгинск" о прекращении злоупотребления доминирующим положением, а именно аннулировать требование о проведении гидравлического испытания, изложенное в письме <_> от 10.11.2014.
3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
г. Улан-Удэ Дело N 05-11/2-2015
04 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 04.03.2015 по делу N 05-11/2-2015 о нарушении ООО "ЖКХ п. Селенгинск" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "ЖКХ п. Селенгинск" в срок до 03 апреля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном требовании проведения гидравлического испытания трубопровода при вводе в эксплуатацию водосчетчиков потребителя <_> а именно аннулировать требование о проведении гидравлического испытания, изложенное в письме <_> от 10.11.2014.
О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России до 07 апреля 2015 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 05-11/2-2015 (опубликовано 4 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016