Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 9194/05-2012 (опубликовано 29 декабря 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 9194/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Народные двери и окна", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуального предпринимателя Путана Андриса Яновича (далее - ИП Путан А.Я.), зарегистрированного по адресу: 433505, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Октябрьская, д. 73, к. 34, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела предприниматель извещен надлежащим образом;
- индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О_> (доверенность от 11.09.2012, паспорт), установила:
Ульяновским УФАС России определением от 29.10.2012 по факту распространения рекламы "Народные двери и окна", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, возбуждено дело N 9194/05-2012 по признакам нарушения ст. 9 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - общество с ограниченной ответственностью "Народные Двери и Окна" (далее - ООО "Народные Двери и Окна") и ИП Морозова Е.А. Рассмотрение дела назначено на 23.11.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 23.11.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела 23.11.2012 и в дальнейшем в отсутствие представителя (исх. N 64 от 14.11.2012, вх. N 9999 от 20.11.2012).
В письменных пояснениях ООО "Народные Двери и Окна" (исх. N 142 от 14.11.2012, вх. N 10134 от 23.11.2012), а также представителем общества на рассмотрении дела 23.11.2012 сообщено, что ООО "Народные Двери и Окна" не имеет отношения к рассматриваемой рекламе. Обществом указанная реклама не заказывалась, никакие оригинал-макеты не согласовывались. Вся информация, указанная в рекламе (адреса, телефоны, наименование интернет-сайта, предлагаемые услуги и др.), к ООО "Народные Двери и Окна" отношения не имеет.
Представителем ИП Морозовой Е.А. на заседании Комиссии 23.11.2012, а также в письменных пояснениях предпринимателя (исх. N 30 от 22.11.2012, вх.N 10099 от 22.11.2012) сообщено, что согласно договору о предоставлении рекламно-информационных услуг от 11.09.2012, заключенному с ИП Морозовой Е.А., рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Путан А.Я. (ИНН 730291359706, ОГРНИП 309730211700066). Оригинал-макет рекламы был полностью разработан ИП Морозовой Е.А. Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено предпринимателем вследствие небольшого опыта работы на рынке оказания рекламных услуг.
Определением от 23.11.2012 срок рассмотрения дела N 9194/05-2012 продлен до 28.12.2012 с целью замены ненадлежащего лица (ООО "Народные Двери и Окна") надлежащим лицом (ИП Путан А.Я.), а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 17.12.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 17.12.2012 не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом.
ИП Путан А.Я. на заседание Комиссии 17.12.2012 не явился, запрошенные определением о продлении срока рассмотрения дела от 23.11.2012 документы предпринимателем не представлены. О месте и времени рассмотрения дела ИП Путан А.Я. извещен надлежащим образом (указанное определение, направленное заказным письмом N 43206856757845, вручено предпринимателю лично 30.11.2012).
Представитель ИП Морозовой Е.А. на рассмотрении дела 17.12.2012 поддержал доводы, приведенные ранее.
Исследовав материалы дела N 9194/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Народные двери и окна", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N 40 от 24.09.2012, вх. N 8692 от 04.10.2012). В частности, в обращении указано, что в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012 на полосе 1 размещена реклама "Народные двери и окна", нарушающая ст. 9 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N 699 от 25.10.2012). К обращению приложен экземпляр газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы шрифтом белого цвета выполнена надпись "Народные двери и окна", под которой шрифтом белого цвета с черной окантовкой приведен текст следующего содержания: "Только до 1 СЕНТЯБРЯ! Специальное предложение. При заказе окна, родителям школьников - ПОДАРОК!". Далее в центральной части рекламы слева шрифтом меньшего размера указано: "Металлопластиковые окна Входные и стальные двери Алюминиевые балконы Жалюзи Беспроцентная рассрочка, гарантия 15 лет". Под данным текстом на полосе коричневого цвета белыми буквами указано: "Мы работаем без выходных". Ниже шрифтом белого цвета выполнена надпись "ул. Юнг северного флота, 20, офис 219 ул. Гагарина 2, универмаг "Гагаринский" Сервисная служба, тел.: 3-66-03". В правой части рекламы выполнены изображение двух золотых колокольчиков, перевязанных вместе красной лентой, а также изображение белой оконной рамы, за которой виднеется голубое небо, зеленый лес и зеленая равнина. На изображение оконной рамы наложена выполненная каллиграфическим шрифтом красного цвета с белой окантовкой надпись "С нами всегда на 5+". Ниже указано: "www.oknadd.ru 7-07-67, 9-03-02". Под указанной надписью приведены фирменный логотип социальной сети "ВКонтакте", а также надпись "vk.com/narodnye", выполненная шрифтом белого цвета. По нижнему краю рекламы черными буквами указано: "реклама ОГРН 1067302015770".
Все надписи и изображения выполнены на красном фоне.
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
Согласно данным с официального сайта Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru лицом, которому присвоен регистрационный номер 1067302015770, является ООО "Народные Двери и Окна".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о проведении акции по выдаче подарка при заказе окна родителями школьников, размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - лицу, обозначенному как "Народные двери и окна", товарам, им реализуемым, а также акции, им проводимой.
В соответствии ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ходе рассмотрения дела N 9194/05-2012 Комиссией установлено, что ООО "Народные Двери и Окна", чьё фирменное наименование содержится в рассматриваемой рекламе, не имеет никакого отношения к рекламе, акции по выдаче подарка при заказе окна родителями школьников не проводило. ИП Путан А.Я., разместивший рекламу в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, является лишь дилером ООО "Народные Двери и Окна". Права на использование своего фирменного наименования общество ИП Путану А.Я. либо иным лицам не передавало.
Тем самым, потребители рекламы "Народные двери и окна", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, вводятся в заблуждение, поскольку организатором акции по выдаче подарка при заказе окна родителями школьников является иное лицо, нежели ООО "Народные Двери и Окна", чьё фирменное наименование использовано в рекламе и с продукцией которого потребители рекламы могут ассоциировать товар, упомянутый в рекламе.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В нарушение данной нормы закона в рекламе акции по выдаче подарка при заказе окна родителями школьников отсутствуют информация о сроках её проведения, а также сведения об источнике информации об организаторе акции, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанного подарка.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 и 8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель, а за нарушение ст. 9 - рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 9194/05-2012 установлено, что между ИП Путаном А.Я. (заказчик) и ИП Морозовой Е.А. (исполнитель) заключен договор о предоставлении рекламно-информационных услуг от 11.09.2012. Вся информация для размещения в рекламе предоставлялась ИП Путаном А.Я., однако макет рекламы был разработан ИП Морозовой Е.А.
ИП Путаном А.Я. произведена оплата услуг ИП Морозовой Е.А. в размере 3 500 рублей за размещение публикации в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 71 (приходный кассовый ордер N 40 от 11.09.2012).
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ИП Путан А.Я., а рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно материалам дела N 9194/05-2012, в частности письменным пояснениям ИП Морозовой Е.А. (исх. N 30 от 22.11.2012, вх. N 10099 от 22.11.2012), рассматриваемая реклама в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" не публикуется, следовательно, распространение рекламы с нарушением Федерального закона "О рекламе" в настоящее время прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ст. 9 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Народные двери и окна", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 34 (71) от 12.09.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28.12.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 9194/05-2012 (опубликовано 29 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016