Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N К05-96/14 (опубликовано 29 сентября 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Мультановская В.В. |
- |
Вр.и.о. заместителя руководителя Управления, Председатель Комиссии; |
Ивашова Е.В. |
- |
заместитель начальника отдела контроля естественных монополий, член Комиссии; |
Бушева Д.С. |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, член Комиссии; |
рассмотрев дело N К05-96/14 по признакам нарушения ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (местонахождение: 190103, Санкт-Петербург, Курляндская ул., д. 1) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителей:
от ОАО "МТС" (филиал "Макро-регион "Северо-Запад") - (далее - Заявитель, Общество):
- Савельева Н.В. - представитель по доверенности N 78 АА 5883014 от 24.12.2013;
от ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" - (далее - Ответчик, Учреждение, Заказчик):
- Кузнецова Е.А. - представитель по доверенности N 104 от 12.12.2012; установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба ОАО "МТС" (филиал "Макро-регион "Северо-Запад") от 28.04.2014 исх. N 2-юр (вх. N8733 от 28.04.2014) на действия ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" при определении способа закупки на основании п. 29 Приложения N 8 к Положению о закупке товаров, работ и услуг ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (далее - Положение о закупках), которым предусмотрено право размещения заказа у единственного поставщика в случае заключения договора на получение услуг мобильной телефонной связи.
ОАО "МТС" (филиал "Макро-регион "Северо-Запад") считает, что определение ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" способа закупки на получение услуг мобильной телефонной связи у единственного поставщика необоснованно ограничивают конкуренцию на рынке услуг мобильной связи, т.к. при наличии действующего MNP абонент может сохранить прежние телефонные номера, что исключает дополнительные затраты на изготовления новых справочников, визиток и т.п.
2. ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" представило следующую информацию (письмо N497-5-1467/1 от 16.06.2014 (вх. N13288 от 17.06.2014).
Основной целью закупочной деятельностью для ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" является своевременное и полное обеспечение учреждения товарами, работами и услугами с необходимыми показателями, в том числе показателями цены, качества и надежности. Одним из условий применения процедуры закупки у единственного поставщика является нецелесообразность использования иных способов закупки.
ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" сотрудничает и состоит в договорных отношениях с ОАО "Мегафон" с 1999 года. За это время качество услуг, оказываемых ОАО "Мегафон", соответствовало требованиям, необходимым для обеспечения деятельности ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" как общероссийского, так и международного уровня.
Порядок осуществления закупки у единственного поставщика определен в Приложение N 8 к Положению о закупках путем прямого перечисления конкретных обстоятельств или видов товаров, работ, услуг, по которым допустимо применение указанного способа закупки.
Таким образом, Положение о закупках, утвержденное Росстандартом и размещенное в единой информационной сети, ограничивает ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" при выборе способа закупки у единственного поставщика закрытым перечнем случаев, в которых такой способ является допустимым, целесообразным и отвечающим требованиями соблюдения конкуренции.
3. Комиссия, изучив материалы дела NК10-96/14, выслушав доводы заявителя и ответчика, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупках, утвержденное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 31.12.2013, размещено на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках 14.01.2014.
В соответствии с разделом 2 Положения о закупках установлено, что закупка у единственного поставщика - процедура закупки, в результате которой Заказчиком заключается договор с определенными им поставщиков без проведения конкурентных процедур выбора.
Согласно пп. 29 п. 2 Приложения N 8 к Положению о закупке установлено, что получение услуг мобильной и стационарной телефонной связи, закупки средств и устройств связи, а также аренды сооружений, средств и линий связи для сети связи общего пользования и выделенных сетей связи осуществляется путем закупки у единственного поставщика.
В связи с тем, что на рынке услуг мобильной связи в настоящее время существует несколько поставщиков (включая Заявителя) необходимой Заказчику услуги, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) предусматривается обязанность оператора мобильной связи по передаче абонентского номера другому оператору мобильной связи (ст.44-46 Закона о связи) в целях сохранения мобильного номера у пользователя услуг мобильной связи и Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи) предусматривается возможность абонента, имеющий намерение сохранить абонентский номер, заключить новый договор с оператором-реципиентом (раздел IV(1). Порядок перенесения абонентского номера-).
Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135) устанавливает требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона N 135, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона N223-ФЗ заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет бюджетным учреждениям право самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг.
На рассмотрении дела К05-96/14 ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" не предоставило Комиссии аргументированных доводов и доказательства по обоснованности включения в п. 29 Приложения N 8 к Положению о закупке получение услуг мобильной связи осуществляется путем закупки у единственного поставщика.
Таким образом, действия ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области", выразившиеся в определении способа закупки путем размещения заказа у единственного поставщика в случае заключения договора на получение услуг мобильной телефонной связи, привели к ограничению конкуренции (пп. 2 п. 29 Приложения N8 к Положению о закупках)
В соответствии с п. 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области", выразившихся в определении способа закупки путем размещение заказа у единственного поставщика в части заключения договора на получение услуг мобильной связи.
2. Выдать ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.В. Мультановская
Члены Комиссии Е.В. Ивашова
Д.С. Бушева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
predpisanie_k05-96-14.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N К05-96/14 (опубликовано 29 сентября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016