Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
от 29 сентября 2014 г. N 25-41/0В
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. _ - руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. _ - и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. _ - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. N 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при передаче ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды N 40-П от 05.09.2008.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 N 1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - Администрация) о продлении действующего договора аренды N 68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх. от 15.08.2008 N Ф-64-03ц/1656). Таким образом, Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 05.09.2008 N 40-П на новый срок.
Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений N 40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком, установленным пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.
Комиссией установлено, что 26.10.2005 между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от N 53.
Согласно п. 1.1. договора от 26.10.2005 N 53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратова, ул. Тракторная, 43.
Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 N 53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения 119 кв. м.
Комиссией установлено, что в период действия Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района: договор N 55 от 05.12.2006, договор N 68-П от 05.10.2007, договор N 40-П от 05.09.2008.
Согласно п. 1.1. договора N 55 от 05.12.2006 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 96, 5 кв. м.
Согласно п. 1.1 договора N 68-П от 05.10.2007 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения договора N 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения), у сторон возникли новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района N 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (начало действия редакции от 26.10.2006).
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.1.5 договора N 55 от 05.12.2006 срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года по 5 октября 2007 года.
05.10.2007 администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района N 68-П, согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.
Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района N 40-П от 05.09.2008, согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.
С 08.08.2009 договор N 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.
На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района N 40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции в редакции от 30.06.2008, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений N 40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Исходя из изложенной выше позиции Пленума ВАС РФ договоры N 55 от 05.12.2006, N 68-П от 05.10.2007, N 40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.
В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору N 40-П от 05.09.2008.
Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43, общей площадью 96, 5 кв. м., торгов, несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области, и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43., общей площадью 96, 5 кв. м.
2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Председатель Комиссии: |
_ |
Члены Комиссии: |
_ _
|
П Р Е Д П И С А Н И Е N 25-41/ов
29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. _ -руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. _ - и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. _ - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения по делу N 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а именно:
2. В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 43, общей площадью 96, 5 кв. м.3.
3. В срок до 25 декабря 2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _
Члены Комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29 сентября 2014 г. N 25-41/0В
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016