Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 06-05 (опубликовано 9 января 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
рассмотрев дело N 9350/05-2012 по факту распространения рекламы "Работаем с материн-ским капиталом. Выдача наличными", размещенной в пункте обслуживания клиентов по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 51а, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного уч-реждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области), расположенного по адресу: 432011, г. Ульяновск, ул. Корюкина, д. 6, - К<_>й А.Н. (доверенность N 16 от 18.12.2012, паспорт),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рек-ламе, - общества с ограниченной ответственностью "Деньги-займ" (далее - ООО "Деньги-займ"), расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Северная, д. 22, оф. 23, - Ж<_>ой Е.В. (доверен-ность б/н от 01.10.2012, паспорт), установила:
По обращению ОПФР по Ульяновской области о факте распространения рекламы "Работа-ем с материнским капиталом. Выдача наличными", размещённой в пункте обслуживания клиентов ООО "Деньги-займ", расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 51а, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", Ульяновским УФАС России определением от 29.11.2012 возбуждено дело N 9350/05-2012. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО "Деньги-займ", в качестве заявителя - ОПФР по Ульяновской области. Рас-смотрение дела назначено на 18.12.2012.
На заседании комиссии 18.12.2012 представитель ОПФР по Ульяновской области поддер-жал доводы, изложенные в обращении. В письменном пояснении по делу N 9350/05-2012 (исх. N 19/04-8871 от 18.12.2012, вх. N 10849 от 18.12.2012) ОПФР по Ульяновской области сообщило, что в целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") на органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - органы ПФР) возложены функции по выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее - МСК), приему и рассмотрению заявлений о распоряжении средствами (частью средств) МСК и перечислению указанных средств.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) МСК могут быть использованы по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий (погашение кредитов на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечных; уплата первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья; приобретение жилого помещения по договору купли-продажи; уплата цены договора участия в долевом строительстве; строительство индивидуального жилого дома с привлечением строительной организации; строительство или реконструкция жилого дома без привлечения строительной организации, то есть собственными силами; компенсация затрат за построенный (реконструированный) объект индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, оформленный в собственность после 01.01.2007; уплата вступительного взноса и (или) паевого взноса для членов жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива); 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
По общему правилу в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" заявление о распоряжении средствами (частью средств) МСК может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения ребенка, с рождением которого выдан сертификат, за исключением использования средств (части средств) МСК на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья. В этом случае заявление о распоряжении может быть подано в любое время независимо от возраста ребенка, с рождением которого выдан сертификат (ч. 6.1 ст. 7 указанного закона).
Перечень документов, представляемых с заявлением о распоряжении средствами МСК, в зависимости от выбранного направления использования средств определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 N 779н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала".
Организации, выдающие кредиты и займы, к которым относится ООО "Деньги-займ", не наделены полномочиями по работе со средствами МСК, поскольку по действующему законода-тельству заявления о распоряжении средствами МСК с полным комплектом документов владель-цами сертификатов на МСК подаются в органы ПФР, которые производят их оценку, проверяют достоверность информации, указанной в заявлении (направляют запросы в компетентные органы).
Заявление о распоряжении средствами МСК подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удов-летворении заявления о распоряжении.
В письменном пояснении ООО "Деньги-займ" (исх. N 143 от 17.12.2012, вх. N 10794 от 17.12.2012) и представителем общества на заседании Комиссии по рассмотрению дела 18.12.2012 сообщено, что при входе в офис общества, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Москов-ское шоссе, д.51а, размещена информационная вывеска, на которой указаны наименование компа-нии, график работы, а также информация о том, что в офисе работают с материнским капиталом и выдают наличные. Данная вывеска изготовлена обществом с ограниченной ответственностью "Дом рекламы" (далее - ООО "Дом рекламы") по заказу ООО "Деньги-займ" в рамках договора N С-1507 от 13.01.2012, заключенного между указанными лицами. По мнению ООО "Деньги-займ", данную вывеску нельзя отнести к рекламе, так как она носит информационный характер. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера. Согласно письму ФАС России от 23.06.2009 N АЦ/24234 "О разграничении понятий реклама и вывеска" размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, может быть признано обычаем делового оборота. Соответственно, не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг.
Кроме того, ООО "Деньги-займ" считает, что данной информацией общество не вводит клиентов в заблуждение, так как работа с материнским капиталом подразумевает под собой сле-дующее: с клиентом, имеющим материнский (семейный) сертификат, заключается целевой дого-вор займа (на покупку жилья) на сумму, указанную в справке Пенсионного Фонда о размере (ос-тавшейся части) материнского (семейного) капитала на дату заключения договора займа. Данная сумма по договору займа выдается клиенту наличными денежными средствами на улучшение жи-лищных условий при предъявлении клиентом полного пакета документов на покупаемое жилье. После этого клиент проводит сделку купли-продажи жилья, регистрирует ее в Управлении Феде-ральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, собирает и сдает все до-кументы в отделение ПФР (в том числе и справку ООО "Деньги-займ" об остатке долга клиента по займу). После проверки всех документов и их оценки, отделение ПФР выносит решение и перечисляет в ООО "Деньги-займ" сумму, указанную в договоре (в пределах суммы указанной в сертификате).
Фразами "Работаем с материнским капиталом. Выдача наличными" ООО "Деньги-займ" не предлагает получить средства МСК в ООО "Деньги-займ" наличными, а лишь доводит до сведения клиентов, что у общества можно получить займ на время, пока рассматривается вопрос о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Заключение договора займа (целевого займа на приобретение жилья) осуществляется по месту нахождения главного офиса ООО "Деньги-займ" (г. Ульяновск, ул. Северная, д. 22).
Основной вид деятельности ООО "Деньги-займ" - выдача займов населению, и независимо от положительного решения отделения ПФР о распоряжении клиентом средствами МСК либо об отказе в таком распоряжении, клиент обязан по истечении срока действия договора займа вернуть займ из собственных денежных средств.
Таким образом, ООО "Деньги-займ" считает, что в действиях общества отсутствуют при-знаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Исследовав материалы дела N 9350/05-2012, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу ООО "Деньги-займ" "Ра-ботаем с материнским капиталом. Выдача наличными", размещенную в пункте обслуживания клиентов общества, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 51а, ненадле-жащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области о на-рушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N 01/04-7508 от 31.10.2012, вх. N 9511 от 01.11.2012). В обращении указано, что ООО "Деньги-займ", расположенное по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 51а, распространяет рекламу следующего содержания: "Рабо-таем с материнским капиталом. Выдача наличными" (реклама размещена в офисе ООО "Деньги-займ"). Организации, выдающие кредиты и займы, к которым относится ООО "Деньги-займ", не наделены полномочиями по работе со средствами материнского (семейного) капитала (МСК), по-скольку по действующему законодательству соответствующие документы владельцами сертифи-катов на МСК подаются в органы ПФР, которые производят их оценку и выносят решение о рас-поряжении средствами МСК либо об отказе в таком распоряжении. В дальнейшем перевод средств МСК по установленному законом направлению также производится органами ПФР. ОПФР по Ульяновской области считает, что подобная реклама, предлагая получить средства МСК в ООО "Деньги-займ" наличными денежными средствами, вводит потребителей в заблуждение относительно порядка получения МСК и нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
К обращению приложен снимок рекламы, размещённой в офисе ООО "Деньги-займ", рас-положенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 51а.
В рекламе приведена следующая информация. На прозрачном фоне плаката в верхней час-ти в прямоугольнике размещен логотип ООО "Деньги-займ" с текстом: "ДЕНЬГИ·ЗАЙМ получе-ние займов в быстрые сроки и на любые нужды ООО "Деньги-займ". Ниже в прямоугольнике указан режим работы: "Режим работы: с 9.00 до 19.00 без выходных". Еще ниже выполнена над-пись: "Работаем с материнским капиталом", под которой приведена надпись: "выдача наличны-ми". В нижней части рекламы указан адрес пункта обслуживания клиентов и номер телефона: "Московское шоссе, 51а, информация по телефону: 72-20-80".
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, ад-ресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рек-ламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объ-ект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изго-товитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются услуги по выдаче наличных денежных средств (займов), в том числе, под материнский капитал.
Комиссия не может согласиться с доводами ООО "Деньги-займ" о том, что информация, размещенная на плакате, не подпадает под действие Федерального закона "О рекламе", в связи со следующим.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" указанный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
На рассматриваемом плакате, размещенном в пункте обслуживания клиентов ООО "Деньги-займ", кроме части обязательной информации (наименование организации, режим работы и адрес подразделения) не указана информация о месте нахождения (адресе) юридического лица, но содержатся сведения о работе с материнским капиталом, выдаче наличных денежных средств и номере телефона, которые не относятся к обязательной информации в силу Закона "О защите прав потребителей", а также профиля деятельности организации.
Таким образом, указанный плакат информирует неопределенный круг лиц о возможности реализации средств материнского капитала и получения наличных денежных средств.
Рассматриваемую информацию нельзя признать исключительно вывеской, так как содер-жание информации направлено, прежде всего, на привлечение внимания потребителей к объектам рекламирования - услуге по выдаче наличных денежных средств, возможности реализации средств материнского капитала через ООО "Деньги займ", на формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
ООО "Деньги-займ" с использованием материнского капитала предоставляет займы на улучшение жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления займов (микрозай-мов) на улучшение жилищных условий, утвержденными решением единственного участника ООО "Деньги-займ" от 01.12.2011, займ предоставляется в фиксированной сумме при наличии материнского (семейного) капитала в размере остатка суммы заемщика на его лицевом счете в ПФР, которую можно направить на погашение задолженности по договору займа, заключенного для приобретения в собственность заемщика жилого помещения, либо в меньшем размере - по желанию заемщика.
Таким образом, ООО "Деньги-займ" предоставляет целевой займ на приобретение жилого помещения с использованием материнского капитала (формулировка - по указанным Правилам ООО "Деньги-займ") в размере материнского капитала (суммы на лицевом счете в ПФР) либо его части. При этом, ООО "Деньги-займ" не обналичивает непосредственно средства материнского капитала (как это следует из буквального содержания рассматриваемой рекламы).
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе услуг по выдаче налич-ных денежных средств (займов), в том числе под материнский капитал, отсутствует информация о том, что с использованием материнского капитала предоставляются только займы на приобрете-ние жилых помещений.
Кроме того, информация "Работаем с материнским капиталом. Выдача наличными" приве-дена таким образом, что создается впечатление, что средства материнского капитала выдаются в ООО "Деньги-займ" наличными денежными средствами. Манера написания фраз "Работаем с материнским капиталом" (буква "р" - прописная, остальные буквы - строчные) и "выдача налич-ными" (все буквы - строчные), расположение фраз (вторая фраза - сразу под первой) представляют их как одно предложение: "Работаем с материнским капиталом, выдача наличными".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно договору N С-1507 от 13.01.2012, заключенному между ООО "Деньги-займ" (за-казчик) и ООО "Дом рекламы" (исполнитель), последнее по заказу первого "изготовило информационную вывеску", макет которой был одобрен заказчиком для изготовления без изменений (подпись директора ООО "Деньги-займ" Ч<_>ва С.А. и оттиск печати общества присутствуют на распечатке макета). ООО "Деньги-займ" приняло и оплатило выполненную работу (товарный чек от 18.01.2012 на сумму 20 000 руб. 00 коп.).
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО "Деньги-займ".
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекла-ме" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимо-нопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Работаем с материнским капиталом. Выдача наличными" общества с ограниченной ответственностью "Деньги-займ" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Деньги-займ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 09.01.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ООО "Деньги-займ"
ул. Северная, д. 22, оф. 23,
г. Ульяновск, 432027
ПРЕДПИСАНИЕ N 44
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
18.12.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
на основании своего решения от 18.12.2012 по делу N 9350/05-2012 о признании рекламы "Рабо-таем с материнским капиталом. Выдача наличными" общества с ограниченной ответственностью "Деньги-займ" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федераль-ного закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Деньги-займ", расположенному по адресу: г. Ульяновск, ул. Северная, д. 22, оф. 23, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, дополнить рекламу "Работаем с материнским капиталом. Выдача наличными" существенной информацией о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения либо прекратить её распространение.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Деньги-займ", расположенному по ад-ресу: г. Ульяновск, ул. Северная, д. 22, оф. 23, представить в Ульяновское УФАС России докумен-тальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 06 февраля 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения за-конодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на долж-ностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 06-05 (опубликовано 9 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016