Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
от 17 августа 2012 г. N 05-05-06/68-12
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика:
- (_), действующая на основании доверенности от (_) года;
от подателя жалобы:
- (_), действующий на основании доверенности N (_) от (_) года;
рассмотрев жалобу (вх. N 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью "ТИФЛОВЕК" (_) на действия государственного заказчика - государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, установила:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводам ООО "ТИФЛОВЕК", документация открытого аукциона в электронной форме N 0212100001812000092 содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно указаны следующие требования к товару:
- "Поддерживаемые аудио и текстовые форматы - ААС";
- "Поддерживаемые форматы аудио-книг - формат ААХ, NLS";
- "Высокоскоростное USB соединение с компьютером";
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb";
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм":
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г";
Форматы ААХ, NLS - это закрытые для общего доступа форматы, распространенные для пользователей в США. В России инфраструктура по обслуживанию "говорящих книг" - специальная библиотека для слепых - работает с форматом LKF. Возможность работать с "говорящими книгами", записанными в дополнительных форматах, отсутствует. Перечисленные характеристики, требуемые заказчиком от поставщиков, являются характеристиками определенного аппарата - "Milestone 212".
Также государственный заказчик в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не разместил разъяснение положений аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме.
Представитель государственного заказчика (_) не согласилась с поданной жалобой, пояснив, что техническое задание для открытого аукциона в электронной форме разработано согласно рекомендациям Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых" с учетом ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых". Указанные рекомендации одобрены основными российскими производителями специальных устройств для чтения "говорящих книг" для инвалидов и согласованы с ФАС России.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы представителя государственного заказчика и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме N 0212100001812000092, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов, начальная (максимальная) цена контракта - 481 776 рублей.
Документация об аукционе в электронной форме N 0212100001812000092 утверждена заместителем управляющего государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (_) 02.08.2012 года.
В разделе III аукционной документации установлены следующие требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара.
- "Поддерживаемые аудио и текстовые форматы - ААС";
- "Поддерживаемые форматы аудио-книг - формат ААХ, NLS";
- "Высокоскоростное USB соединение с компьютером";
- Внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb";
- Габаритные размеры не более 85х54х14 мм":
- Масса (без сетевого адаптера) не более 50 г";
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2007 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате установления требований к товару совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте на изделия, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя. В противном случае является бессмысленным установление в действующем законодательстве запрета на указание в документации об аукционе сведений о товарном знаке без сопровождения словами "или эквивалент".
Таким образом, определяя требования к товару, заказчику следует руководствоваться объективно необходимой потребностью, которая должна быть обеспечена в результате размещения заказа, поскольку из буквального толкования норм законодательства о размещении заказов следует, что в документации об аукционе должны содержаться требования, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Таким образом, устанавливая в документации об аукционе требования к товару, которые ограничивают возможность поставки тех или иных моделей производителей товара на аукцион, заказчик должен иметь аргументированные доводы и доказательства необходимости наличия тех или иных характеристик товара.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации (далее ТСР), необходимых инвалиду.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные устройства для чтения "говорящих книг".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" и статьей 111 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждена Классификация ТСР.
Согласно пункту 13 (13.01) Классификации ТСР инвалиды обеспечиваются таким видом как специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах.
Требования к ТСР определяются на основании индивидуальных программ, в которых отсутствуют сведения о конкретных габаритах и весе тифлофлешплеера, а имеются лишь сведения, установленные медико-социальной экспертизой в соответствии с Классификацией ТСР.
В техническом задании документации об аукционе установлено, что заказчику требуются тифлофлешплееры с габаритами не более 85 мм*54 мм*14 мм, массой не более 50 гр. При сравнении представленных моделей тифлофлешплееров (DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01) установлено, что указанные тифлофлешплееры не соответствуют ни по габаритным размерам, ни по массе. Кроме того, в тифлофлешплеерах марки DTB-PS-901, PlexTalk, DTBP-101, Круст-01 отсутствуют поддерживаемые форматы аудио-книг - ААХ, NLS, высокоскоростное USB соединение с компьютером отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, DTBP-101, Круст-01, внутренняя память для записи голосовых сообщений 1Gb отсутствует в тифлофлешплеерах DTB-PS-901, PlexTalk, Круст-01.
Таким образом, государственным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме установлены характеристики товара, которые в совокупности соответствуют только одной марки тифлофлешплееров - Milestone 212. Заказчиком на заседание Комиссии, кроме рекомендаций Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена трудового красного знамени общества слепых" и ходатайства Тувинской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых", не представлено доказательств обоснованности и учета индивидуальных особенностей граждан, которые послужили основанием для установления в документации об аукционе таких требований к товару, которые в совокупности приводят к невозможности поставки на аукцион тифлофлешплееров иных производителей, кроме продукции Milenstone.
Установление в документации об аукционе в электронной форме технических характеристик специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах (тифлофлешплееров), которые соответствуют только одной марке - Milenstone нарушает положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат тифлофлешплееры другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов государственным заказчиком - государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в документации об аукционе в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах (тифлофлешплееров) установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.
В связи с чем, доводы подателя жалобы об установлении в документации об аукционе в электронной форме требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов).
Как следует из представленных материалов, ООО "ТИФЛОВЕК" 03.08.2012 года направило в адрес государственного заказчика запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно информации официального сайта www.zakupki.gov.ru, государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва с учетом выходных дней 4,5 августа 2012 года разместило разъяснения положений аукционной документации 07.08.2012 года, т.е. в установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов срок.
Таким образом, довод подателя жалобы о не размещении государственным заказчиком на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации в установленные сроки является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379 Комиссия Тывинского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТИФЛОВЕК" частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе в электронной форме 0212100001812000092 требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2206 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
3. Выдать государственному заказчику - государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 05-05-06/68-12 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов
Резолютивная часть предписания оглашена 13.08.2012 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 17.08.2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя Комиссии Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Монгуш С.Ю. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 17.08.2012 г. по делу N 05-05-06/68-12, принятого Комиссией Тывинского УФАС России по итогам рассмотрения жалобы (вх. N 4469 от 07.08.2012 г.) Общества с ограниченной ответственностью "ТИФЛОВЕК", адрес: (_) на действия государственного заказчика - государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Государственному заказчику - государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва прекратить нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме N0212100001812000092 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флеш-картах (тифлофлешплееров) для обеспечения инвалидов в срок до 27.08.2012 года, совершив действия, направленные на обеспечение конкуренции;
2. Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" обеспечить техническую возможность исполнения государственным заказчиком - государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания Тывинского УФАС России по делу N 05-05-06/68-12.
3. Государственному заказчику - государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и Оператору электронной площадки - Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" об исполнении предписания проинформировать Тывинское УФАС России в срок до 31.08.2012 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с пунктом 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 августа 2012 г. N 05-05-06/68-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016