Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 77-06
Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2012
В полном объеме решение изготовлено 11.01.2013 Дело N 9353/06-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела, члены комиссии: главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев материалы дела N 9353/06-2012, возбужденного по признакам нарушения об-ществом с ограниченной ответственностью "РАСИЧ" (далее - ООО "РАСИЧ"), ИНН 6321243503, ОГРН 1106320005296, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), выразившегося в распространении неточной, искаженной информации о тираже газеты "Красный тигр" (по заявлению некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ")), установила:
По обращению НП "АКАУ" (исх. N 58 от 19.10.2012, вх. N 9375 от 29.10.2012) Ульянов-ским УФАС России приказом от 30.11.2012 N 349 возбуждено дело N 9353/06-2012 по признакам нарушения ООО "РАСИЧ" ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Определе-нием от 30.11.2012 к участию в деле привлечены: ответчик - ООО "РАСИЧ", заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Мозаика-Димитровград" (далее - ООО "Мо-заика-Димитровград") и индивидуальный предприниматель М<xxx>ва (далее - ИП М<xxx>ва Е.А.). Рассмотрение дела назначено на 20.12.2012.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 20.12.2012 не явился. Определение от 30.11.2012 о назначении дела N 9353/06-2012 к рассмотрению НП "АКАУ" получено 19.12.2012 (почтовое уведомление о вручении заказного письма N 43202057032200).
В письменном пояснении ООО "РАСИЧ" (исх. N 215 от 13.12.2012, вх. N 10743 от 14.12.2012) и на заседании Комиссии 20.12.2012 ликвидатором общества К<xxx>ым А.В. пояс-нено, что в 4-м (предпоследнем) номере газеты "Красный тигр", который вышел 27.08.2012 ти-ражом 20 000 экземпляров, на странице 1 в обращении к рекламодателям было указано, что у газеты "Красный тигр" самый большой тираж в городе, то есть ключевым словом является "в городе". При этом, никакого искажения информации об истинном тираже не было, т.к. газета "Красный тигр" распространялась только по г. Димитровграду Ульяновской области тиражом 20 000 экз. В г. Димитровграде также издается газета "Мозаика-Димитровград", в выходных данных которой указан тираж 20 500 экземпляров, однако газета "Мозаика-Димитровград" распространяется не только в г. Димитровграде, но и в р.п. Новая Майна (ранее - в р.п. Мулловка). Причем на территории г. Димитровграда распространяется 19 750 экземпляров газеты, а на территории рабочего поселка - 750 экземпляров (из общего тиража 20 500 экземпляров). Таким образом, в обращении к рекламодателям была указана правдивая информация, так как на территории г. Димитровграда на тот момент самый большой тираж был у газеты "Красный тигр". Последний 5-й номер газеты вышел уже тиражом 10 000 экземпляров, и сообщения о том, что это самый большой тираж в городе, уже не было.
В настоящее время газета "Красный тигр" исключена их реестра средств массовой ин-формации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по заявлению учредителя ООО "РАСИЧ" и более не выпускается. Главный редактор газеты К<xxx>н уволен. Учредитель газеты "Красный тигр" ООО "РАСИЧ" находится в стадии ликвидации.
Представителем ООО "Мозаика-Димитровград" на заседании Комиссии 20.12.2012 по-яснено, что газета "Мозаика-Димитровград" издается еженедельно тиражом более 20 000 эк-земпляров, месячный тираж газеты составляет более 80 000 экземпляров. Газета "Мозаика-Димитровград" распространяется в г. Димитровграде и р.п. Новая Майна. Газета распростра-няется бесплатно по почтовым ящикам и по юридическим лицам.
На заседании Комиссии 20.12.2012 представителем ИП М<xxx>вой Е.А. пояснено, что газе-та "ПОЗИТИВ Димитровград" выпускается еженедельно тиражом 12 000 - 12 500 экземпляров, месячный тираж газеты составляет более 48 000 экземпляров. Распространяется газета на территории г. Димитровграда.
Исследовав материалы дела N 9353/06-2012, заслушав пояснения представителей лиц, уча-ствующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "РАСИЧ" нару-шения ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" о нарушении законодательства Российской Федерации (исх. N 58 от 19.10.2012, вх. N 9375 от 29.10.2012). В частности, в обращении указано, что в газете "Красный тигр" N 4(4) за 27.08.2012 (страница 1) размещено информационное обращение к рекламодателям, содержащее недостоверную информацию, нарушающее Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". К обращению приложен экземпляр газеты "Красный тигр" N 4(4) за 27.08.2012.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 73-00271 от 19.07.2012 учредителем газеты "Красный тигр" является ООО "РАСИЧ".
Указанное обращение имеет следующее содержание. В красной рамке размещен текст, выполненный шрифтом красного цвета: "Газета "Красный тигр" приглашает рекламодателей. У нас самый большой в городе тираж, эксклюзивные материалы, нет возвратов (газета распространяется бесплатно). Как показала практика, нашу газету не выбрасывают, а ведут подшивку, перечитывают по несколько раз, копируют и передают родственникам в районы. Телефон рекламного отдела - 9-57-17".
Согласно выходным данным газета "Красный тигр" выпущена тиражами: с N 1(1) по N 4(4) - 20 000 экземпляров, N 5(5) за 30.09.2012 - 10 000 экземпляров, распространялась газета бесплатно по г. Димитровграду Ульяновской области. Периодичность выхода газеты - 1 раз в месяц. Таким образом, ежемесячный тираж газеты составлял 20 000 либо 10 000 экземпляров.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон "О средствах массовой информации") под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.
Согласно п. 6 ст. 27 Закона "О средствах массовой информации" каждый выпуск периоди-ческого печатного издания должен содержать, в том числе, сведения о тираже издания.
Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем (ст. 28 Закона "О средствах мас-совой информации").
Для рекламодателей наибольший интерес представляют издания, которые имеют большее количество читателей. Как правило, чем больше тираж издания, тем больше аудитория читателей. При этом не менее важным является динамика тиража, то есть стабильность тиража издания от выпуска к выпуску.
При выборе газеты для рекламодателя существенны также формат, способ распространения (подписка, розничная реализация, бесплатное распространение), его зона (город или область) и, особенно, аудиторная ориентация издания.
Газета "Красный тигр" (свидетельство ПИ ТУ 73-00271 от 19.07.2012) издавалась один раз в месяц. Для привлечения рекламодателей в выпуске N 4(4) за 27.08.2012 издание сообщило, что имеет "самый большой в городе тираж" (20 000 экземпляров - в сообщении не указан), однако следующий выпуск издания вышел уже тиражом в 2 раза меньше - 10 000 экземпляров. Таким образом, тираж газеты "Красный тигр" 20 000 экземпляров не являлся постоянным.
В г. Димитровграде Ульяновской области также распространяются газеты "Местное время" (свидетельство ПИ N ТУ 73-00053 от 29.01.2009), "ПОЗИТИВ Димитровград" (свидетельство ПИ N ТУ 73-00169 от 31.01.2011), "Мозаика-Димитровград" (свидетельство ПИ N ТУ 73-00050 от 24.12.2008) и др.
Газета "Мозаика-Димитровград" издается еженедельно, распространяется бесплатно на территории г. Димитровграда и р.п. Новая Майна. Тираж газеты "Мозаика-Димитровград" N 22(172) за 07.06.2012 составил 20 500 экземпляров, N 24(174) за 21.06.2012 - 20 500 экземпляров.
Газета "ПОЗИТИВ Димитровград" издается еженедельно, распространяется бесплатно на территории г. Димитровграда, тираж газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 22(59) за 20.06.2012 составил 15 000 экземпляров, N 32(69) за 29.08.2012 - 12 000 экземпляров.
В г. Димитровграде имеются также периодические печатные издания, распространяемые по подписке и в розницу. Например, газета "Местное время" издается два раза в неделю (вторник, пятница), распространяется на территории г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области. Тираж газеты "Местное время" N 62(1779) за 29.08.2012 составил 10 000 экземпляров, N 63(1780) за 31.08.2012 - 2200 экземпляров, N 70(1787) за 26.09.2012 - 10 000 экземпляров.
Учитывая, что максимальный месячный тираж газеты "Красный тигр" составлял 20 000 экземпляров, газеты "Мозаика-Димитровград" - более 80 000 экземпляров, газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" - 48 000 экземпляров, газеты "Местное время" - около 80 000 экземпляров, утверждение о том, что газета "Красный тигр" имеет самый большой в городе (в г. Димитровграде) тираж, является недостоверным, вводит в заблуждение читателей газеты, создает ложное представление о других издателях газет - конкурентах, способное причинить последним убытки.
Также, в обращении к рекламодателям, опубликованном в N 4(4) за 27.08.2012 газеты "Красный тигр", сообщается: "У нас _ нет возвратов (газета распространяется бесплатно). Как показала практика, нашу газету не выбрасывают, а ведут подшивку, перечитывают по несколько раз, копируют и передают родственникам в районы". При этом, данные утверждения документального подтверждения не находят. При отсутствии исследований аудитории, проведения опросов достоверность данных утверждений не засвидетельствована и вызывает сомнения в правдивости.
Согласно ч. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В действиях ООО "РАСИЧ" присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, а именно:
1) получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед конкурентами, что выражается в распространении неточной, искаженной информации о тираже и потребительских свойствах газеты "Красный тигр" в целях повышая престижности издания среди потребителей и рекламодателей;
2) противоречие принципам добропорядочности, разумности и справедливости, которое выражается в распространении недостоверной информации и введении в заблуждение потребителей;
3) вероятность причинения недостоверными сведениями убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам в виде неполученных доходов от преимущественного размещения рекламодателями Ульяновской области своей информации именно в газете "Красный тигр".
Согласно ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого дея-ния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 на-стоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Внеочередным общим собранием участников ООО "РАСИЧ" 24.10.2012 принято решение о ликвидации юридического лица, назначен ликвидатор общества (протокол N 3 от 24.10.2012). Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области 01.11.2012 внесены соответствующие записи Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельства: серия 16 N 006549050 и серия 16 N 006549051).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия общества с ограниченной ответственностью "РАСИЧ", связанные с распространением неточной, искаженной информации о тираже и потребительских свойствах газеты "Красный тигр", опубликованной в N 4(4) за 27.08.2012 издания, недобросовестной конкуренцией, нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении недобросовестной конкуренции обществу с ограниченной ответственностью "РАСИЧ" не выдавать, в связи с прекращением издания газеты "Красный тигр".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 77-06
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016