Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 11731/05-2014 (опубликовано 2 марта 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 11731/05-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламного СМС-сообщения посредством подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефонного номера 8 917 629****, содержащего признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие:
заявителя - К <_>ва С.О. - о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - К<_>ва Н.П., зарегистрированного по адресу: Ульяновская обл., <_> р-н, с. <_> ул. <_> д. 13, - о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, установила:
По обращению К <_> ва С.О. Ульяновским УФАС России определением от 30.12.2014 по факту распространения 06.11.2014 в 19 час. 18 мин. рекламного СМС-сообщения: "Отдыхайте и попарьтесь от души! т.704080 т.755070 ПРЕДЪЯВИТ.СМС ПОДАРОК" посредством подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефонного номера 8 917 629**** возбуждено дело N 11731/05-2014 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечен К <_> в С.О. в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, -. К<_>в Н.П. Рассмотрение дела назначено на 29.01.2015.
К<_>в С.О. на заседание Комиссии 29.01.2015 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На рассмотрение дела 29.01.2015 К<_>в Н.П. не явился, о месте и времени рассмотрения извещён надлежащим образом. Из письменных пояснений К<_>ва Н.П. (вх. N 574 от 27.01.2015) следует, что им 06.11.2014 были разосланы СМС-сообщения своим друзьям и знакомым с приглашением отдохнуть и попариться в бане. Указанное сообщение также было направлено и К<_>ву С.О. на номер 8 917 629 ****. В рассматриваемом СМС-сообщении нет и намека на рекламу, а лишь содержалось предложение отдохнуть.
Определением от 29.01.2015 срок рассмотрения дела N 11731/05-2014 продлен до 30.03.2015 с целью замены ненадлежащего лица - физического лица К<_>ва Н.П. - надлежащим лицом - индивидуальным предпринимателем К<_>вым Н.П., а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 20.02.2015.
К<_>в С.О. на заседание Комиссии 20.02.2015 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
К<_>в Н.П. на рассмотрение дела 20.02.2015 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Комиссией установлено, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения на К<_>ва Н.П. (ОГРНИП 3048******0013, ИНН 890*****), зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 11.09.2001. Однако деятельность К<_>ва Н.П. в качестве предпринимателя прекращена 10.12.2013. В подтверждение данного факта К<_>вым Н.П. 22.02.2015 в Ульяновское УФАС России представлена копия расписки о сдаче в регистрирующий орган документов о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав материалы дела N 11731/05-2014, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу: "Отдыхайте и попарьтесь от души! т.704080 т.755070 ПРЕДЪЯВИТ.СМС ПОДАРОК", распространённую 06.11.2014 в 19 час. 18 мин. посредством подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефонного номера 8 917 629 ****, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение К<_>ва С.О. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (вх. N 9442 от 10.11.2014). В обращении указано, что заявителю 06.11.2014 в 19 час. 18 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 917 629 **** поступило СМС-сообщение: "Отдыхайте и попарьтесь от души! т.704080 т.755070 ПРЕДЪЯВИТ.СМС ПОДАРОК". Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как "+79374550080".
На телефонный номер заявителя СМС-сообщение поступило с номера СМС-центра +7 927 290 90 93, принадлежащего к ресурсу нумерации открытого акционерного общества "МегаФон" (далее - ОАО "МегаФон") (Самарская обл.).
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, направленная посредством СМС-сообщения на телефонный номер +7 917 629 ****, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к услугам бани (сауна "Бан-Баныч"), а также получению подарка при предъявлении СМС-сообщения.
Ссылка К<_>ва Н.П. на то, что данное СМС-сообщение распространено своим знакомым, не может быть принята Комиссией во внимание, поскольку его текст не содержит обращения к конкретному лицу, а уж тем более для вручения подарка друзьям и знакомым не требуется предъявления СМС-сообщения. Получение подарка является специальным предложением (стимулирующим мероприятием) для привлечения клиентов, тогда как друзьям, чтобы попарится в бане, предложение подарка не требуется.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Из обращения К<_>ва С.О. следует, что рассматриваемое рекламное сообщение поступило на номер мобильного телефона заявителя без его согласия.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 указанного Федерального закона, несёт рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На запрос Ульяновского УФАС России (исх. N 9238-05 от 13.11.2014) о представлении сведений относительно абонента телефонного номера, отправившего указанное СМС-сообщение, Ульяновское региональное отделение Поволжского филиала ОАО "МегаФон" сообщило (исх. N 5/7-06-сео-Исх-01265/14 от 25.11.2014, вх. N 9931 от 26.11.2014), что абонентский номер +7 937 455 **** принадлежит К<_>ву Н.П. в соответствии с договором N 4451454 от 05.06.2013. Сам К<_>в Н.П. подтвердил факт оправки рассматриваемого СМС-сообщения на номер заявителя.
Следовательно, рекламораспространителем в данном случае является К<_>в Н.П.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу: "Отдыхайте и попарьтесь от души! т.704080 т.755070 ПРЕДЪЯВИТ.СМС ПОДАРОК", распространённую 06.11.2014 в 19 час. 18 мин. посредством подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефонного номера 8 917 629 ****, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы носило разовый характер.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10.03.2015.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 11731/05-2014 (опубликовано 2 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016