Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 30 сентября 2014 г. N 9-ФАС22-АМ/05-14
Резолютивная часть решения оглашена "17" сентября 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "30" сентября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б <_>
Члены Комиссии:
В<_>
О<_>
рассмотрев дело N 9-ФАС22-АМ/05-14 по признакам нарушения ООО "РегионЭнергоСервис" (656002, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Калинина, 15/1 корпус 2, офис 248), ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" (656031, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Молодежная, 68А-69) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление ООО "ЕвразМеталл Сибирь" (вх. N 1572 от 28.02.2014 г.) по вопросу, связанному с подачей и уборкой вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50.
Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что ООО "ЕвразМеталл Сибирь" является собственником 2/3 части железнодорожного пути (протяженность 185 м, инвентарный номер 01:401:002:000376170, литер 2), расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2011 г. (22АВ 782033).
1/3 указанного железнодорожного пути находится в собственности у ООО "РегионЭнергоСервис-Барнаул" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.03.2013 г. (22 АГ 578531).
ООО "ЕвразМеталл Сибирь" в рамках осуществления хозяйственной деятельности использует железнодорожный путь необщего пользования для поставки вагонов с грузами, приходящими в его адрес, для чего, ООО "ЕвразМеталл Сибирь" заключило с ОАО "Сибпромжелдортранс" договор на подачу и уборку вагонов N 55 от 19.05.2010 г.
До января 2014 года подача и уборка вагонов на железнодорожный путь ООО "ЕвразМеталл Сибирь", находящийся в общей долевой собственности с ООО "РегионЭнергоСервис-Барнаул", осуществлялась через примыкающий к данному железнодорожному пути участок железнодорожного пути необщего пользования (инвентарный номер 01:401:002:000366110), принадлежащий ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай", расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в (свидетельство о государственной регистрации права от 12.01.2012 г. (22 АГ 068622), который граничит с участком железнодорожного пути необщего пользования (инвентарный номер 01:401:002:000352980), принадлежащим также ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай", расположенным по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г (свидетельство о государственной регистрации права от 12.01.2012 г. (22 АГ 068625).
19.02.2014 г. ОАО "Сибпромжелдортранс" письмом за исх. N 59 проинформировало ООО "ЕвразМеталл Сибирь" о том, что ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай", являясь владельцем железнодорожного пути необщего пользования, который используется для подачи и уборки вагонов ООО "ЕвразМеталл Сибирь", уведомило ОАО "Сибпромжелдортранс" (письмо от 10.01.2014 N 005ю) о приостановке подачи вагонов, прибывающих в адрес ООО "ЕвразМеталл Сибирь". В этом же письме ОАО "Сибпромжелдортранс" содержится информация о том, что начиная с середины января текущего года (2014 г.) железнодорожные ворота на пути необщего пользования ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" постоянно закрыты, поэтому подача вагонов под грузовые операции стала невозможной, в связи с чем, ООО "ЕвразМеталл Сибирь" необходимо указать места для подачи под грузовые операции вагонов, прибывающих в адрес ООО "ЕвразМеталл Сибирь". К письму ОАО "Сибпромжелдортранс" от 19.02.2014 г. исх. N 59 была приложена копия письма ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" от 10.01.2014 N 005ю.
Согласно письму ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" от 10.01.2014 N 005ю, адресованному ОАО "Сибпромжелдортранс", железнодорожный путь, расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г, принадлежит на праве собственности ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" (копия свидетельства о государственной регистрации права от 12.01.2012 г. (22 АГ 068625) прилагается), находится в аварийном состоянии, непригодном для дальнейшей эксплуатации, кроме того, между ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" и ООО "ЕвразМеталл Сибирь" отсутствуют договорные отношения (например, договор аренды), необходимые для транспортировки по указанному пути вагонов, предназначенных для ООО "ЕвразМеталл Сибирь", поэтому ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" просит приостановить поставку железнодорожных вагонов ООО "ЕвразМеталл Сибирь".
Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации подача вагонов ООО "ЕвразМеталл Сибирь" с января 2014 г. не осуществляется ОАО "Сибпромжелдортранс" по причине закрытия ворот ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" на железнодорожном пути необщего пользования, расположенном по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г.
Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией управления ФАС по Алтайскому краю представитель ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" пояснил, что какие-либо договорные отношения между ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" и ООО "ЕвразМеталл Сибирь", на основании которых ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" предоставило ООО "ЕвразМеталл Сибирь" право проезда вагонов по железнодорожному пути необщего пользования, расположенному по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г, отсутствуют, что и послужило поводом для закрытия ворот. В августе 2014 г. ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" получило от ООО "ЕвразМеталл Сибирь" проект договора, направленный с сопроводительной запиской за исх. N 021 от 04.08.2014 г., на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Но, по мнению ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай", общество в силу закона не имеет оснований выступать стороной в подобных договорах, направленных на подачу и уборку вагонов, поэтому ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" в настоящий момент предложило ООО "ЕвразМеталл Сибирь" обсудить вопрос по аренде железнодорожных путей, необщего пользования, расположенных по адресам: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г и ул.Трактовая 50в, на взаимовыгодных условиях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Правоотношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, регулируются специальными нормами законодательства - Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав), а также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
На основании абзаца 1 статьи 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Между тем, какой-либо договор между ООО "ЕвразМеталл Сибирь" и ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" на использование железнодорожных путей необщего пользования (пропуск вагонов по железнодорожным путям необщего пользования и т.п.), принадлежащих на праве собственности ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" и расположенных по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г, не заключен, в связи с чем, в действиях ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай", выразившихся в закрытии ворот на железнодорожном пути необщего пользования, расположенном по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не усматривает.
Далее, участок железнодорожного пути необщего пользования (инвентарный номер 01:401:002:000366110), принадлежащий ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай", расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, между железнодорожными путями необщего пользования, расположенными по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50г и г.Барнаул, ул.Трактовая, 50, передан ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" в аренду ООО "РегионЭнергоСервис" на основании договора аренды N 1 от 13.01.2012 г., который является действующим и в настоящее время.
В 2012-2013г.г. ООО "ЕвразМеталл Сибирь" вносило ООО "РегионЭнергоСервис" за пользование железнодорожными путями плату в размере 470 руб. за прохождение одного вагона до 01.04.2013 г. и плату в размере 750 рублей за прохождение одного вагона с 01.04.2013 г.
Таким образом, между ООО "ЕвразМеталл Сибирь" и ООО "РегионЭнергоСервис" сложились фактические договорные отношения по использованию железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, для проезда вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ЕвразМеталл Сибирь", расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50.
Данный факт не отрицался представителем ООО "РегионЭнергоСервис" в ходе рассмотрения данного дела комиссией управления ФАС по Алтайскому краю.
Объем денежных средств, полученных ООО "РегионЭнергоСервис" от ООО "ЕвразМеталл Сибирь" за использование железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, составил <>:<_>
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В указанный Перечень входят транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На основании пункта 4.51 постановления Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695 тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, утверждает управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Однако, ООО "РегионЭнергоСервис" тариф на услуги по использованию железнодорожного пути необщего пользования не устанавливался регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в соответствии с приказами ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования.
В результате проведенного анализа установлено, что ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" передало на основании договора аренды N 1 от 13.01.2012 г. ООО "РегионЭнергоСервис" железнодорожный путь, расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в (кадастровый номер 00:00:000000:0000: 01:401:002:000366110, свидетельство о регистрации права 22 АГ 068622 от 12.01.2012 г.). ООО "РегионЭнергоСервис" согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования в границах территории, в пределах которой расположен железнодорожный путь необщего пользования по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, поскольку доля Общества на данном товарном рынке составляет 100%, следовательно, на ООО "РегионЭнергоСервис" распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, действия ООО "РегионЭнергоСервис", выразившиеся в применении с ООО "ЕвразМеталл Сибирь" в расчетах платы за услуги пользования железнодорожным путем необщего пользования, расположенным по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, в 2012-2013г.г. тарифа, не установленного в соответствии с действующим законодательством, противоречат постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пункту 4.51 постановления Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695, ущемляют интересы ООО "ЕвразМеталл Сибирь" и нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "РегионЭнергоСервис" нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, злоупотребив положением на рынке по предоставлению доступа к железнодорожному пути необщего пользования, расположенному по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, для проезда железнодорожных вагонов ООО "ЕвразМеталл Сибирь" на железнодорожный путь необщего пользования, расположенный по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50, тем самым нарушив пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Аналогичная позиция содержится и в судебных актах по делам N А36-2298/2010, N А03-4786/2011, N А53-21613/2013 и др.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ООО "РегионЭнергоСервис" доминирующим на рынке услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования в границах территории, на которой располагаются железнодорожные пути необщего пользования по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в.
2. Признать действия ООО "РегионЭнергоСервис", выразившиеся в применении с ООО "ЕвразМеталл Сибирь" в расчетах платы за услуги пользования железнодорожными подъездным путем, расположенным по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, в 2012-2013г.г. тарифа, не установленного в соответствии с действующим законодательством, противоречащими постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пункту 4.51 постановления Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695, ущемляющими интересы ООО "ЕвразМеталл Сибирь" и нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ООО "РегионЭнергоСервис" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
4. Дело N 9-ФАС22-АМ/05-14 в отношении ООО "РегионЭнергоСервис-Алтай" прекратить в связи с отсутствием в рассмотренных действиях хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
о перечислении в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б<_>
Члены Комиссии:
В<_>
О<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17 сентября 2014 г. по делу N 9-ФАС22-АМ/05-14 о нарушении ООО "РегионЭнергоСервис" (656002, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Калинина, 15/1 корпус 2, офис 248) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "РегионЭнергоСервис" в срок до 1 ноября 2014 г. перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, при нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования - применении с ООО "ЕвразМеталл Сибирь" в расчетах платы за услуги пользования железнодорожным путем необщего пользования, расположенным по адресу: г.Барнаул, ул.Трактовая, 50в, в 2012-2013г.г. тарифа, не установленного в соответствии с действующим законодательством, что противоречит постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пункту 4.51 постановления Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695, ущемляет интересы ООО "ЕвразМеталл Сибирь" и нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Объем денежных средств, полученных ООО "РегионЭнергоСервис" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил <_> руб.:
<_>
С учетом уплаченного налога на добавленную стоимость перечислению в федеральный бюджет подлежит <_> руб.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с N 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул
БИК банка получателя: 040173001
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)
ОКТМО: 01701000
Код дохода: 161 1 16 90010 01 6000 140
Основание платежа: денежные взыскания (штрафы), подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ в доход федерального бюджета.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 сентября 2014 г. N 9-ФАС22-АМ/05-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016