Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 03-05/32-2014 (опубликовано 3 октября 2014 г.)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
г. Курск
Резолютивная часть решения оглашена "11" сентября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "17" сентября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председательствующий - Заместитель Председателя Комиссии
<_>
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N03-05/32-2014 по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее ФЗ "О защите конкуренции") в отношении ООО "УК "Жилищное хозяйство" <_> в отсутствии представителей ООО "УК "Жилищное хозяйство", ООО "Курская управляющая домовая компания", ОАО "Единый расчетно-кассовый центр города Курска", в отсутствии заявителя гражданина С. (уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела), установила:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Курское УФАС России) поступило заявление (<_>) гражданина С. о проверке законности действий управляющей компании ООО "УК "Жилищное хозяйство" по выставлению жильцам многоквартирного дома <_> квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг без наличия соответствующих правомочий, на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
По фактам, изложенным в заявлении, Курским УФАС России была получена документированная информация, проанализировав которую, председатель Комиссии Курского УФАС России принял решение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО "УК "Жилищное хозяйство" ст.14 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция).
В ходе рассмотрения дела Комиссией Курского УФАС России установлено следующее.
ООО "УК "Жилищное хозяйство" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами с 2010 года и в настоящее время осуществляет управление 101 многоквартирным домом на территории города Курска.
Решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома <_> оформленным протоколом <_> в качестве новой управляющей компании была выбрана ООО "Курская управляющая домовая компания" <_>
Уполномоченным представителем собственников помещений многоквартирного дома <_> в адрес ООО "УК Жилищное хозяйство" направлено уведомление о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом в одностороннем порядке и требование передать в адрес новой управляющей компании техническую и иную документацию на дом в течение месяца с момента получения данного уведомления.
Указанное уведомление получено ООО "УК "Жилищное хозяйство" 13 марта 2013 года, что подтверждается отметкой о получении на бланке уведомления (<_>).
ООО "УК "Жилищное хозяйство", рассмотрев Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <_> сочло указанный Протокол не соответствующим жилищному законодательству РФ, а собрание собственников помещений 14 февраля 2013 года проведенным с нарушением норм Жилищного Кодекса РФ. Квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг жильцам указанного многоквартирного дома управляющая компания продолжала выставлять.
ООО "Курская управляющая домовая компания" обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к ООО "УК "Жилищное хозяйство" с требованием об обязании ответчика в течение 30 дней передать техническую документацию на указанный многоквартирный дом (судебное дело NА35-3570/2013).
02.08.2013 года Арбитражный суд Курской области удовлетворил исковые требования ООО "Курская управляющая домовая компания" и обязал ООО "УК "Жилищное хозяйство" передать техническую документацию на указанный дом.
Решение по делу N А35-3570/2013 вступило в законную силу 02.09.2013 года.
Таким образом, с 02.09.2013 г. ООО "УК "Жилищное хозяйство" должно было прекратить выставление квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома <_> в связи с прекращением полномочий по управлению данным многоквартирным домом.
Однако, как следует из материалов дела, в период с сентября 2013 года по апрель 2014 года жильцам многоквартирного дома <_> продолжали приходить квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от ООО "УК "Жилищное хозяйство".
Выслушав позицию лица, участвующего в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно части 4 параграфа 2 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства от 15.05.2013 г. N416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе и организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Согласно ч.ч.2,7,8.2,10 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
ООО "УК "Жилищное хозяйство" и ООО "Курская городская управляющая компания" осуществляют одну и ту же деятельность (оказание услуг по управлению многоквартирными домами), следовательно, являются, участниками одного и того же товарного рынка услуг по управлению многоквартирными домами г. Курска, и соответственно, являются конкурентами.
Материалами дела подтверждено, что с 02.09.2013 г. у ООО "УК "Жилищное хозяйство" отсутствовали полномочия по управлению многоквартирным домом <_> следовательно у данной управляющей компании отсутствовали правовые основания для выставления квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг жильцам данного многоквартирного дома.
Вместе с тем, с сентября 2013 года по апрель 2014 года ООО "УК "Жилищное хозяйство" продолжало выставлять квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома <_>
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии 8 июля 2014 года представитель по доверенности от ООО "ЕРКЦ г. Курска" <_> пояснила следующее.
Между ООО "ЕРКЦ г. Курска" и ООО "УК "Жилищное хозяйство" заключен договор на прием платежей физических лиц <_> Приложением N2 к которому установлен перечень многоквартирных домов, от жильцов которых принимаются платежи. В соответствии с дополнительным соглашением от 22.05.2014 г. дом <_> исключен из Приложения N2 к указанному договору на прием платежей с 01.05.2014 г.
Кроме того, 10.06.2014 г. между ООО "ЕРКЦ г. Курска" и ООО "УК "Жилищное хозяйство" было подписано повторное дополнительное соглашение об исключении указанного многоквартирного дома из договора на прием платежей физических лиц <_> с 1 сентября 2013 г. В связи с чем, ООО "ЕРКЦ г. Курска" была произведена корректировка начислений по дому <_> с 01.09.2013 г.
Соответствующие документы были представлены ООО "ЕРКЦ г. Курска" в адрес Курского УФАС России.
ООО "УК "Жилищное хозяйство", ООО "Курская управляющая домовая компания" и заявитель гражданин С. на заседания Комиссии 08.07.2014 г., 11.08.2014 г. и 11.09.2014 г. не явились
(о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом).
Проанализировав представленные документы и информацию, а также установленные обстоятельства дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно документированной информации (<_>), представленной ООО "Курская управляющая домовая компания" данная управляющая организация приняла к управлению многоквартирный дом <_> с 15 мая 2013 года.
ООО "УК "Жилищное хозяйство", владея информацией о том, что собственники приняли решение отказаться от услуг по управлению домом ООО "УК "Жилищное хозяйство" и о выборе собственниками помещений в многоквартирном доме другой управляющей компании, продолжало выставлять жильцам многоквартирного <_> квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, чем распространяло ложные сведения относительно управляющей компании, осуществляющей управление данным многоквартирным домом. Данные действия ООО "УК "Жилищное хозяйство" по выставлению квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам указанного многоквартирного дома, вводят потребителей услуги по управлению многоквартирным домом - собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в заблуждение относительно лиц, оказывающих услугу по управлению многоквартирным домом.
Такие действия ООО "УК "Жилищное хозяйство" могут причинить убытки ООО "Курская управляющая домовая компания" в форме упущенной выгоды (недополученные доходы от деятельности по управлению многоквартирным домом за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года и январь, февраль, март и апрель 2014 года).
В соответствии с ч.2 ст.34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции" под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Установленные по данному делу незаконные действия ООО "УК "Жилищное хозяйство" по выставлению жильцам многоквартирного дома <_> направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, противоречат законодательству РФ (жилищному законодательству), могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкурирующей управляющей компании и ввести в заблуждение жильцов указанного многоквартирного дома относительно лица, оказывающего услуги по управлению данным домом.
В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
Таким образом, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО "УК "Жилищное хозяйство" в период с сентября 2013 года по апрель 2014 года нарушения
ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В то же время, как следует из материалов, представленных ООО "ЕРКЦ г. Курска", ООО "УК "Жилищное хозяйство" 22.05.2014 г. исключило дом <_> из перечня многоквартирных домов, обслуживаемых по договору <_> тем самым устранив нарушение антимонопольного законодательства и его негативные последствия.
При таких обстоятельствах, ООО "УК "Жилищное хозяйство" добровольно устранило допущенное нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" до принятия Комиссией решения по настоящему делу 22 мая 2014 года.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, п.1 ч.1 ст. 48, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "УК "Жилищное хозяйство" <_> нарушившим требования ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с добровольным устранением нарушения, на основании п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание ООО "УК "Жилищное хозяйство" не выдавать, дело N03-05/32-2014 прекратить.
3. Материалы дела N03-05/32/2014 передать уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Примечание: в соответствии со ст.52 Федерального закона "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии ___________________ <_>
Члены Комиссии ___________________ <_>
___________________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 03-05/32-2014 (опубликовано 3 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016