Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 26 февраля 2015 г. N 03/4021
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2015
В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом от 31.12.2014 N 580,
в присутствии представителя администрации Калининского района Санкт-Петербурга,
в отсутствии представителя заявителя при надлежащем уведомлении о месте, дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело N К03-164/14, возбужденное по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях (бездействии) администрации Калининского района Санкт-Петербурга (195009, г. Санкт-Петербург, Арсенальная наб., 13/1), выразившихся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А, установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (далее - Заявитель) на действия (бездействие) администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), выраженные в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом нового строительства по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7 (далее - МКД).
Сведения Реестра выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, размещенного на официальном сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в сети Интернет по адресу: http://www.expertiza.spb.ru/show=resolutioncommissioning подтверждают следующее (выписка из реестра).
NN п/п |
Строительный/милицейский адрес объекта |
Номер разрешения |
Застройщик |
Наименование объекта |
г. Санкт-Петербург, Калининский район, Кондратьевский пр., дом 62, корп. 7, литера А / милицейский адрес: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., дом 62, корпус 7, литера А |
78-1004в-2014 от 08.07.2014 |
ЗАО "Строительный трест" |
жилой дом со встроенными помещениями и пристроенной автостоянкой закрытого типа |
В ходе рассмотрения заявления Санкт-Петербургское УФАС России получило документы и письменную информацию от Администрации, анализ которых, а также сведений, представленных заявителем, показал следующее.
В соответствии с ч.13 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с ч. 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 ЖК РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в ч. 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (далее - Положение N 1078) Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно п.3.4.19-4 Положения N 1078, к полномочиям Администрации относится осуществление в порядке, установленном федеральным законодательством, мероприятий, связанных с отбором управляющей организации для управления многоквартирным домом после выдачи разрешения на ввод его в эксплуатацию, в том числе размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" проведение открытого конкурса.
Также п. 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге" определено, что организатором такого конкурса выступает администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Многоквартирный дом по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 62, корп. 7, лит.А. расположен на территории Калининского района Санкт-Петербурга.
Следовательно, обязанность по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в порядке и сроки, установленные ЖК РФ, возложена на Администрацию Калининского района.
Из системного толкования ч. 2 ст. 14 ЖК РФ с ч. 1 ст. 165 ЖК РФ следует, что Администрация должна обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Частью 4 ст. 161 ЖК РФ установлено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N 75) утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договоров, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие и направлены на создание для как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора, а, следовательно, к выполнению работ и оказанию услуг по предмету договора. При этом торги, проведение которых обязательно в соответствии с федеральным законодательством, являются гарантией государства по не дискриминационному доступу хозяйствующих субъектов на конкурентные товарные рынки.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК029-2007, деятельность по управлению МКД относится к коду 70.32.1 "деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда".
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ под управлением МКД понимается возмездное оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и лицам пользующимся помещениями в этом доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Следовательно, управление МКД - коммерческая деятельность хозяйствующих субъектов. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок определен как рынок услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах Санкт-Петербурга (территория Калининского района). Рынок услуг по управлению МКД в Санкт-Петербурге характеризуется незначительными барьерами входа. Деятельность по управлению МКД не требует значительных первоначальных инвестиций, в настоящее время не является лицензируемой.
Согласно информации, размещенной на сайте Жилищного комитета СПб, в разделе "Управление домами" на территории Калининского района осуществляют деятельность 24 управляющие организации, в том числе ООО "УК "Наш Дом".
В силу ч. 14 ст. 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
На основании ч.14 ст.161 ЖК РФ для управления многоквартирным домом между ЗАО "Строительный трест" (застройщик) заключен договор на управление МКД с управляющей организаций ООО "УК "Наш дом".
В случае назначения застройщиком в соответствии с ч. 14 ст. 161 ЖК РФ управляющей организации для управления МКД, у органа исполнительной власти субъекта РФ - Администрации остается обязанность по проведению открытого конкурса в соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ. Являясь частью жилищного законодательства данная норма отвечает признакам обязательности, формальной определенности и системности, следовательно, она обязательна для всех, кому она адресована, закрепляет права и обязанности и не противоречит другим нормам законодательства. Диспозиция данной нормы является обязывающей, тем самым в ней установлена обязательность участников правоотношений совершать действия ею предусмотренные.
Содержание данной нормы в качестве единственного условия возникновения обязанности органа власти по проведению открытого конкурса указывает на момент получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию. Отсутствие в норме иных условий при которых возникает такая обязанность означает наличие только одного юридического факта, с которым связано её действие.
В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на товарном рынке.
Материалы дела N К03-164/14 свидетельствуют о том, что Администрация в указанный срок и по настоящее время не провела конкурс по отбору управляющей компании для управления вновь возведенным и сданным в эксплуатацию 08.07.2014 года МКД.
По сообщению Администрация Калининского района, в отношении проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, руководствуется распоряжением администрации Калининского района от 18.10.2011 года N 1120-р, принятым в соответствии со ст.163 ЖК РФ и Положением N 1078. Дата открытого конкурса будет определена после получения запрашиваемых документов, необходимых для подготовки конкурсной документации и при отсутствии решения общего собрания собственников.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что переписка по вопросу получения документов, необходимых, по мнению Администрации, для подготовки конкурсной документации, подтверждает, что Администрация не предпринимала действий, направленных на организацию и проведение конкурса в сроки, установленные ч.13 ст.161 ЖК РФ.
Жилищный комитет письмом от 29.09.2014, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга письмом от 14.10.2014 указали Администрации на необходимость проведения конкурса по выбору управляющей организации для обслуживания дома по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А, в порядке ч.13 ст.161 ЖК РФ.
Вместе с тем, конкурс по выбору управляющей организации для управления МКД Администрацией до настоящего времени не объявлен. Информация о проведении указанного конкурса отсутствует.
В качестве обоснования непровдения конкурса, в ходе рассмотрения дела N К03-164/14, Администрацией представлен протокол общего собрания правообладателей жилых (нежилых) помещений жилого дома по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, согласно которому по результатам голосования выбран способ управления - управляющей организацией, а в качестве управляющей организации для управления МКД выбрано ООО "УК "Наш Дом".
По сообщению Администрации, лица, принявшие участие в общем собрании на момент его проведения - правообладатели, не располагали документами, подтверждающими их право собственности на жилые помещения. На этом основании Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу, что решение участников собрания о выборе ими способа управления и управляющей организации нельзя признать правомерным решением собственников помещений МКД по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ (Определение ВАС РФ от 25.07.2014 N ВАС-9101/14 по делу N А56-34764/2013)
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий - условий доступа на товарный рынок, условий продажи, иной передачи товара (услуг), при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Неисполнение Администрацией возложенной ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - новостройками, в частности, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А, препятствует доступу управляющих компаний к управлению указанным МКД, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге. Также такие действия (бездействие) создают преимущественные условия деятельности на товарном рынке ООО "УК "Наш Дом", которое получив право управления МКД на основании ч.14 ст.161 ЖК РФ, вследствие непроведения Администрацией в установленные ЖК РФ сроки конкурса (затягивания процедуры проведения конкурса) продолжает управлять МКД вне конкуренции.
Материалы дела К03-164/14 не свидетельствуют о том, что Администрацией предприняты меры к добровольному устранению нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать администрацию Калининского района Санкт-Петербурга нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с действием (бездействием) по непроведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.07.2014).
2. Выдать администрации Калининского района Санкт-Петербурга предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем организации и проведения в соответствии с ч. 4, ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К03-164/14
11 февраля 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения по делу N К03-164/14 о нарушении Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с действием (бездействием) по непроведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.07.2014), предписывает:
1. Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в срок до 24 апреля 2015 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем организации и проведения в соответствии с ч. 4, ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, д. 62, корп. 7, лит. А;
2. Сведения об исполнении предписания представить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 30 апреля 2015 г.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного орган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 февраля 2015 г. N 03/4021
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016