Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 26 февраля 2015 г. N 22/05-15
Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2015 года г. Киров
В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии - Никоновой М.Л. - заместителя руководителя управления, Членов Комиссии - Рогожкина А.Г. - начальника отдела контроля органов власти, Юрьевой А.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,
в отсутствие ответчика - администрации Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области, - надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 22/05-15 по признакам нарушения администрацией Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области <_> п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), установила:
12.02.2015 года была выборочно изучена информация о торгах, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, в отношении имущества, находящегося на территории Кировской области.
В результате изучения информации обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.
Организатором торгов - администрацией Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение N 020215/0061989/03 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право приобретения следующего муниципального имущества: нежилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, Слободской район, п. Октябрьский, ул. Лесная, д. 12, общей площадью 29,6 кв.м., кадастровый номер 43:30:350102:752.
Дата публикации извещения - 02.02.2015 года,
Дата окончания приема заявок - 03.03.2015 года.
Документация об аукционе содержит положение о необходимости предоставления претендентами - юридическими лицами - на покупку муниципального имущества, помимо прочих документов:
"2. Полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки; _
Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученный не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона; _
5. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение договора является крупной сделкой;
6. Заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица _ банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".
Также документация об аукционе содержит положение о необходимости предоставления претендентами - индивидуальными предпринимателями - на покупку муниципального имущества, следующих документов:
"2. _ полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки, _
Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученный не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона_
6. Заявление _ об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".
Помимо этого, в качестве документов, входящих в состав заявки на участие в открытом аукционе указываются предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации
Учитывая тот факт, что в действиях администрации Октябрьского сельского поселения по включению в документацию об открытом аукционе требования о представлении указанных документов Кировским УФАС России выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16.02.2015 N 40 возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области.
Администрация Октябрьского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, а также Постановление администрации Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области от 25.02.2015 N 37 "О внесении изменений в постановление администрации Октябрьского сельского поселения от 29.01.2015 N 8 "О проведении открытого по составу участников с открытой формой подачи заявок аукциона по продаже муниципального имущества", посредством которого внесены изменения в аукционную документацию относительно документов, входящих в состав заявки на участие в открытом аукционе.
Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.01.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации") установлен перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества. Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.
Запросы ранее указанных документов у юридических лиц не предусмотрены статьей 16 Федерального закона "О приватизации". Кроме того, не устанавливает Федеральный закон "О приватизации" специальные требования к индивидуальным предпринимателям, поскольку не указывает данную категорию лиц в качестве специальных субъектов приватизации наряду с физическими и юридическими лицами.
Однако в нарушение вышеуказанных норм права администрацией Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области установлено требование о представлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что является дополнительным ограничением к потенциальным участникам торгов на право заключения договора купли - продажи муниципального имущества.
Кроме того, извещение N 020215/0061989/03 содержит требование о внесении потенциальными участниками аукциона задатка в размере 12 680 (двенадцати тысяч шестьсот восьмидесяти) рублей. При этом начальная цена продажи имущества составляет 63 400 (шестьдесят три тысячи четыреста) рублей. Доля требуемого задатка от начальной цены продажи имущества составляет 20 процентов.
В соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона "О приватизации" для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
На основании изложенного, требование организатора торгов о внесении задатка в размере двадцати процентов создает необоснованные ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", к числу которых относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" во взаимосвязи с частью 2 статьи 17 указанного закона следует, что органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию на аукционах.
Однако в нарушение вышеуказанных норм права администрацией Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области установлено требование о представлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а также о внесении задатка в размере, превышающем установленного законом, что является дополнительным ограничением для потенциальных участников торгов на право заключения договора купли - продажи муниципального имущества.
На основании вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России делает вывод, что действия организатора торгов по включению в документацию об открытом аукционе не предусмотренного действующим законодательством требования о представлении документов, а также о внесении задатка в размере, превышающем установленного законом, направлены на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на товарном рынке купли-продажи муниципального имущества в территориальных границах Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно извещению о проведении торгов N 020215/0061989/03 организатором торгов является администрация Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области.
|
Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине администрации Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области.
В связи с тем, что на заседание администрацией Октябрьского сельского поселения представлены документы, свидетельствующие о внесении изменений в аукционную документацию, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушения в части установления требований предоставления документов, не предусмотренных действующим законодательством, не выдавать. Однако, по факту установления не предусмотренного законом размера задатка предписание необходимо выдать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Кировского УФАС России решила:
Признать в действиях администрации Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся во включении в документацию об открытом аукционе (извещение N 020215/0061989/03) требований: о представлении документов, не предусмотренных действующим законодательством; о внесении задатка в размере, превышающем установленного законом, и направленных на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на товарном рынке купли-продажи муниципального имущества в территориальных границах Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области.
Администрации Октябрьского сельского поселения Слободского района Кировской области выдать предписание об изменении аукционной документации в части установления размера задатка.
Председатель Комиссии М.Л. Никонова
Члены Комиссии А.Г. Рогожкин
А.С. Юрьева
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 26 февраля 2015 г. N 22/05-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016