Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 21 января 2015 г. N 1-00-73/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Центр теплоэнергосбережений" на действия заказчика - ГУП ДЕЗ района "Северное Измайлово" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по определению показателей качества электрической энергии в жилых многоквартирных домах района Северное Измайлово (реестровый N 31401630597),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Центр теплоэнергосбережений" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП ДЕЗ района "Северное Измайлово" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по определению показателей качества электрической энергии в жилых многоквартирных домах района Северное Измайлово (реестровый N 31401630597) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразились в неисполнении предписания Московского УФАС России от 28.11.2014 по делу N 1-00-2004/77-14.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
12.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ и услуг (далее - Положение о закупках).
23.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена договора - 8 213 776, 99 рублей.
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 13.01.2015, дата рассмотрения заявок - 13.01.2015, дата подведения итогов - 13.01.2015.
Согласно Протокол вскрытия конвертов от 14.01.2015 N 31401630597-04, на участие в Конкурсе поступили заявки от следующих организаций: ООО "СУ N 57", ЗАО СУ "ЭЛЕКТРОЖИЛРЕМОНТ".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик не исполнил предписание выданное комиссией Московского УФАС России от 28.11.2014 по делу N 1-00-2004/77-14 (далее - Предписание), в части:
1) невозвращения участникам Конкурса ранее поданных заявок с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе;
2) невнесении изменений в Конкурсную документацию с учетом решения комиссии Московского УФАС России от 28.11.2014 по делу N 1-00-2004/77-14.
Заказчик с доводами жалобы не согласился представил письменные возражения.
Комиссия изучив материалы жалобы, возражения Заказчика, представленные в дело материалы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с Предписанием Заказчик должен был в срок до 12.01.2015, с представлением информации в Московское УФАС России до 19.01.2015: отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет, вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе, внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 26.11.2014 по делу N 1-00-2004/77-14, продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок, разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте, разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса.
1) По мнению Заявителя, Заказчик не вернул участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии Заказчиком было представлена копия описи почтового отправления по Форме 107 с оттиском календарного штемпеля отделения почтовой связи 105425 места приема почтового отправления от 19.01.2015 с указанием адреса отправления, а именно по месту нахождения Заявителя.
Согласно указанной описи Заявителю было направлено "Сопроводительное письмо ГБУ "Жилищник района Северное Измайлово в адрес ООО "Центр Теплоэнергосбережений" от 12.01.2014 г. N Исх-2.", "Заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по определению показателей качества электрической энергии в жилых МКД района Северное Измайлово", кроме того Заказчиком представлены копии сопроводительных писем о возврате заявок участникам Конкурса, а именно ООО "СУ N 57" от 12.01.2014 N Исх.-3, ЗАО СУ "Электрожилремонт" N Исх.-1 с отметками о получении.
Исходя из текста представленных копий сопроводительных писем участникам Конкурса, Комиссия делает вывод, что Заказчиком указано на прекращение действия ранее поданных заявок и на возможность подать новые заявки для участия в Конкурсе.
Таким образом в части возврата участникам Конкурса ранее поданных заявкок с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе, Заказчиком предписание исполнено.
2) Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик внес изменения в Конкурсную документацию в части изменения порядка оценки поданных заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки", но вместе с тем данные изменения существенно не повлияли установления порядка присвоения конкретного числа баллов каждому из участников закупки определенному показателю (подкритерию), так по мнению Заявителя подкритерии критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки" являются неизмеряемыми и субъективными, о чем напрямую указано в Конкурсной документации: "Данный критерий оценивается субъективно членами комиссии".
Комиссия рассмотрев данное основание о признании Предписания неисполненным в части внесения изменения в Конкурсную документацию с учетом решения комиссии Московского УФАС России от 28.11.2014 по делу N 1-00-2004/77-14, установила, что при проведении Конкурса Заказчик не был установлен порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки", баллы по данному критерию присваиваются членами Конкурсной комиссии субъективно.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки", что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Таким образом, Заказчик нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно данным Официального сайта 23.12.2014 Заказчиком размещена "Конкурсная документация НОВАЯ.doc" со статусом действующая, так же данную документацию представил Заказчик на заседании Комиссии.
Так согласно подпунктам 7.3.1, 7.3.2 пункта 7 Конкурсной документации от 23.12.2014 подкритерии "предложение участника закупки по технологии и методам производства работ, обеспечение безопасности выполняемых работ", "контроль за качеством выполнения работ" оцениваются субъективно членами комиссии. Баллы по данным подкритерию присваиваются комиссией в зависимости от предпочтительности предложения участника закупки на участие в конкурсе и его соответствие техническому заданию.
В соответствии с пунктом 7.5 Конкурсной документации от 23.12.2014 лучшим предложением по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки" признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее условиям исполнения договора, техническому заданию предложение участника закупки. Комиссия определяет степень детализации и содержательной проработанности предложения путем сравнения предложений участника закупки. Оценка производится каждым членом комиссии по каждой заявке на участие в конкурсе отдельно, сравнивая между собой предложения участников закупки по данному критерию. Заявке на участие в конкурсе, содержащей лучшие условия по данному критерию (подкритерию), присваивается максимальные количество баллов.
Таким образом, оценка и сопоставление установленных в Конкурсной документации от 23.12.2014 критериев и подкритериев оценки заявок участников, производится на основании "предпочтительности предложения участника закупки на участие в конкурсе и его соответствие техническому заданию", то есть установление порядка оценки и сопоставления заявок так же отсутствует и, следовательно, Заказчик не учел при внесении изменений в Конкурсную документацию решения комиссии Московского УФАС России от 28.11.2014 по делу N 1-00-2004/77-14, чем нарушил Предписание.
Комиссия установила, что Заказчиком предписание по делу N 1-00-2004/77-14 было исполнено частично, что согласно части 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции является неисполнением предписания.
Таким образом, данные действия Заказчика затронули права и законные интересы Заявителя в части неправомерного выбора победителя Конкурса, что свидетельствует о не исполнении Заказчиком ранее выданного предписания в нарушение требования пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать Заказчика нарушившим пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении
выявленых нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2015 г. N 1-00-73/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016