Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 25 февраля 2015 г.
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии <_> ВрИО руководителя управления,
члены Комиссии:
- <_> заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
- <_> главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
рассмотрев дело N 02-35/2015-003, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью "КолорИТ" (<_>);
в отсутствие заинтересованного лица: ИП Комковой О.А. (<_>), установила:
При рассмотрении заявления жителя г.Кинешма Ивановским УФАС России выявлен факт распространения на сайте <_> рекламы с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
Так, на главной странице указанного сайта размещен рекламный баннер следующего содержания: "LA TRATTORIA Доставка суши пиццы напитков тел:<_>".
Указанная реклама содержит признаки нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Факт распространения рассматриваемой рекламы подтверждается Актом осмотра сайта.
Ивановским УФАС России по данному факту 11 февраля 2015 года возбуждено дело N 02-35/2015-003 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к кафе "LA TRATTORIA", реализуемым товарам и способу их реализации;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Аналогичные положения содержит ч.1 и ч.2 ст.26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно ч. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Частью 8 указанных Правил продажи товаров дистанционным способом установлено, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, исполнитель также обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Наряду с этим, согласно ч.1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Указанная норма корреспондируется с ч. 18, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, где указано, что обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Согласно материалам дела деятельность кафе "LA TRATTORIA" осуществляется ИП Комковой О.А.
Из рассматриваемой рекламы и объяснений ИП Комковой О.А (вх. N 523 от 10.02.2015) следует, что оформить заказ в кафе "LA TRATTORIA" на доставку суши, пиццы, напитков, ознакомившись с названием, весом, составом и ценой соответствующих товаров можно по телефону.
Таким образом, до оформления заказа у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара. Следовательно, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи и подпадает под регулирование вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации.
В ст. 8 Закона о рекламе регламентирован порядок распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи. Установленная императивная обязанность в данном случае не была соблюдена, т.к. в рекламе отсутствовали необходимые сведения о продавце товаров (наименование, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). При этом установлено, что на указанном в рекламе сайте соответствующая информация также не размещена.
За нарушение требований ст. 8 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
По информации, полученной Ивановским УФАС России, учредителем СМИ "Информационный портал "Кинешемец.RU", рекламораспространителем и рекламопроизводителем является ООО "КолорИТ". Реклама размещалась без согласования с ИП Комковой О.А. (кафе "LA TRATTORIA").
На рассмотрение дела не явились: ИП Комкова О.А. и представитель ООО "КолорИТ". Ранее в Ивановское УФАС России поступили соответствующие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (вх. N583 от 16.02.2015, вх. N 623 от 17.02.2015).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "LA TRATTORIA Доставка суши пиццы напитков тел:<_>", размещенную на сайте <_> ненадлежащей рекламой, поскольку были нарушены требования ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "КолорИТ" предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
25 февраля 2015 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии <_> ВрИО руководителя управления,
члены Комиссии:
- <_> заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
- <_> главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
на основании своего решения от 25 февраля 2015 года по делу N 02-35/2015-003 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "Колорит", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "КолорИТ" (<_>) устранить выявленные нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 11 марта 2015 года предпринять все возможные меры по недопущению распространения на сайте <_> рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров.
2. ООО "КолорИТ" представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 13 марта 2015 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 25 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016