Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 2 октября 2014 г. N 28-ФАС22-АМ/09-14
Резолютивная часть решения оглашена "23" сентября 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "2" октября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б <_>
Члены Комиссии:
К<_>
В<_>
Щ<_>
рассмотрев дело N 28-ФАС22-АМ/09-14 по признакам нарушения ИП Хлыстовой Ю.А. (658354, Алтайский край, Краснощековский район, <_>), ИП Харловым Е.В. (658355, Алтайский край, Краснощековский район, <_>), ИП Колесниковым В.М. (658646, Алтайский край, Краснощековский район, <_>), ООО "Предгорье Алтая" (634517, ул.Дорожная, 30, д.Нелюбино, Томский район, Томская область) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Краснощековского района Алтайского края (вх. N 7049 от 03.07.2014, вх. N 7144 от 07.07.2014) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.
Из информации, представленной в антимонопольный орган по рассматриваемому вопросу, следует, что на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Краснощековского района осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты (продавцы): ООО "Предгорье Алтая" (в том числе, через Л<_> Л<_>), ИП Харлов Е.В., ИП Хлыстова Ю.А., ИП Адам Э.Я., ИП Карстен Т.Ю., ИП Колесников В.М.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты - участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.
Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского района Алтайского края, установлено, что ценовая ситуация на рынке закупа сырого коровьего молока у населения в первом квартале текущего года характеризовалась закупочными ценами в размере 21-22,5 рублей за 1 л. сырого коровьего молока. В апреле 2014 года прослеживается снижение закупочных цен до 17-19 рублей за 1 л. сырого коровьего молока.
Так, с 01.04.2014 г. произошло снижение закупочных цен на сырое коровье молоко в Краснощековском районе одновременно у ИП Харлова Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ООО "Предгорье Алтая", ИП Колесникова В.М. до 19 рублей за 1 литр, далее снижение происходило на одни и те же даты с установлением одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко.
Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.
Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.
Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Краснощековском районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района, которые собирают сырое коровье молоко сразу в нескольких подсобных хозяйствах, тем самым минимизируя свои издержки на его доставку.
Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема "лишнего" молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на закуп сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.
Присутствующие в ходе рассмотрения настоящего дела ИП Харлов Е.В., ИП Хлыстова Ю.А., ИП Колесников В.М. пояснили, что основными причинами снижения закупочных цен с апреля 2014 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у ИП Харлова Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесникова В.М. заключены договоры на поставку.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
ИП Харлов Е.В., ИП Хлыстова Ю.А., ИП Колесников В.М., ООО "Предгорье Алтая" осуществляют свою деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края, то есть являются конкурентами, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен в период с апреля по май 2014 г. предприятиями-переработчиками молока, с которыми у ИП Харлова Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесникова В.М., ООО "Предгорье Алтая" заключены договоры на поставку. Однако, из представленных документов и материалов, следует, что указанные выше хозяйствующие субъекты в последующем осуществляют поставку молока разным предприятиям-переработчикам, о чем свидетельствуют копии договоров поставки, за исключением ИП Харлова Е.В. и ИП Хлыстовой Ю.А, которые сдают молоко предпринимателю Поплевко И.А. Но даже в этом случае, стоимость 1 килограмма сдаваемого молока у них различна.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное "плечо доставки", хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ.
Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ИП Харлова Е.В., ИП Хлыстову Ю.А., ИП Колесникова В.М., ООО "Предгорье Алтая" для снижения закупочных цен на сырое коровье молоко одномоментно и до одинакового уровня на территории Краснощековского района Алтайского края.
Необходимо также принять во внимание, что снижение закупочных цен на сырое коровье молоко до одного уровня выгодно предпринимателям по следующим основаниям:
- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.;
- за счет различного уровня затрат на услуги по закупу сырого коровьего молока и разницы цены поставки молока предприятиям-переработчикам предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одной закупочной цены на молоко.
При одномоментном снижении закупочных цен на сырое молоко лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно - устранение ценовой состязательности на рынке закупки сырого молока.
Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых закупочных цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.
Доказательством наличия соглашения заключенного между ИП Харловым Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесниковым В.М., ООО "Предгорье Алтая", направленного на снижение и поддержание закупочных цен на сырое молоко в период с апреля по май 2014 г., является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Действия ИП Харлова Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесникова В.М., ООО "Предгорье Алтая", выразившиеся в одномоментном установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по май 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ИП Харлова Е.В., ИП Хлыстову Ю.А., ИП Колесникова В.М., ООО "Предгорье Алтая" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к одномоментному установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по май 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края.
2. Выдать ИП Харлову Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесникову В.М., ООО "Предгорье Алтая" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
<_> Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 28-ФАС22-АМ/09-14
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б<_>
Члены комиссии:
К<_>
В<_>
Щ<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 2 октября 2014 г. по делу N 28-ФАС22-АМ/09-14 о нарушении ИП Хлыстовой Ю.А. (658354, Алтайский край, Краснощековский район, <_>), ИП Харловым Е.В. (658355, Алтайский край, Краснощековский район, <_>), ИП Колесниковым В.М. (658646, Алтайский край, Краснощековский район, <_>), ООО "Предгорье Алтая" (634517, ул.Дорожная, 30, д.Нелюбино, Томский район, Томская область) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ИП Харлову Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесникову В.М., ООО "Предгорье Алтая" в срок до 20 октября 2014 г. прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в заключении устного соглашения, приводящего к одномоментному установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в период с апреля 2014 года по май 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края.
ИП Харлову Е.В., ИП Хлыстовой Ю.А., ИП Колесникову В.М., ООО "Предгорье Алтая" проводить самостоятельную ценовую политику при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 2 октября 2014 г. N 28-ФАС22-АМ/09-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016