Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 02-03/63-2012 (опубликовано 18 января 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2012
Решение в полном объеме изготовлено 18.01.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 02-03/63-2012 по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением "Отдел образования МО "Тарбагатайский район" (далее - МКУ "Отдел образования") (671110, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с. Тарбагатай, ул. Пушкина, 66), муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Десятниковская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Десятниковская СОШ") (671110, Республика Бурятия, Тарбагатайский район", с. Десятниково, ул. Ленина, 32а) и обществом с ограниченной ответственностью "Байкалоптторг" (далее - ООО "Байкалоптторг" (670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Таежная, 42а) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
ответчиков: <_> <_> <_>
лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: <_>
а также в присутствии <_> <_> установила:
Прокуратурой Тарбагатайского района в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) направлены материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКУ "Отдел образования", МБОУ "Десятниковская СОШ" и ООО "Байкалоптторг".
В ходе проверки прокуратурой Тарбагатайского района установлено, что фактически к ремонтным работам в МБОУ "Десятниковская СОШ" подрядчик - ООО "Байкалоптторг" приступил в начале июня 2012 года до размещения муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Прокуратура считает, что в действиях МКУ "Отдел образования", МБОУ "Десятниковская СОШ" и ООО "Байкалоптторг" содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласованных действиях между ними по выполнению ремонтных работ в МБОУ "Десятниковская СОШ" конкретным хозяйствующим субъектом ООО "Байкалоптторг", не отобранным по результатам торгов на выполнение работ для муниципальных нужд, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Прокуратура Тарбагатайского района указывает, что муниципальный заказ на проведение ремонта в здании МБОУ "Десятниковская СОШ" размещен позже, чем фактически начались ремонтные работы, контракт с победителем торгов ООО "Байкалоптторг" заключен лишь 08.08.2012.
В материалах проверки содержатся письменные объяснения <_> <_> <_> из которых следует, что ООО "Байкалоптторг" приступило к ремонтным работам в здании МБОУ "Десятниковская СОШ" в июне 2012 года.
По результатам рассмотрения обращения Бурятским УФАС России 11.10.2012 возбуждено дело N 02-03/63-2012 в отношении МКУ "Отдел образования", МБОУ "Десятниковская СОШ" и ООО "Байкалоптторг" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении согласованных действий между ними по проведению ремонта здания МБОУ "Десятниковская СОШ" Тарбагатайского района до процедуры размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением от 11.10.2012 N 02-03/4231 о назначении дела N 02-03/63-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению рассмотрение дела назначено на 08.11.2012 в 14:00 часов.
Определением от 09.11.2012 N 02-03/4594 рассмотрение дела N 02-03/63-2012 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 27.11.2012 в 10:00 часов. Данным определением на рассмотрение дела приглашены должностные лица (лично) - <_> и <_> которые дали объяснения на момент проведения проверки прокуратурой Тарбагатайского района. Указанные лица приглашены для дачи пояснений по делу N 02-03/63-2012 о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N 02-03/63-2012 <_> от ранее данных в прокуратуре Тарбагатайского района объяснений отказался, пояснив, что на тот период находился на лечении по состоянию здоровья, в связи с недомоганием, а также отсутствием очков, не читая и не вникая в суть вопроса, подписал объяснения.
Поясняет, что в июне 2012 года работниками школы проводился плановый ремонт школы (побелка, покраска, ремонт мебели в кабинетах и т.д.).
ООО "Байкалоптторг" к ремонтным работам в здании МБОУ "Десятниковская СОШ" приступило позже - 10.08.2012 года после заключения муниципального контракта по результатам торгов.
<_> также отказалась от данных ранее объяснений, ссылаясь на большую загруженность. Как поясняет <_> объяснения были отобраны при проведении заседания РКДН, где ею была допущена неточность в объяснениях, в связи с напряженной работой комиссии и невозможностью сосредоточиться.
Ремонтные работы ООО "Байкалоптторг" начаты с 10.08.2012 после проведения открытого аукциона в электронной форме.
Представитель ООО "Байкалоптторг" поясняет, что к ремонтным работам в здании МБОУ "Десятниковская СОШ" подрядчик приступил с 10.08.2012 на основании заключенного муниципального контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом согласованные действия не осуществлялись.
Определением Бурятского УФАС России от 09.11.2012 N 02-03/4599 к рассмотрению дела N 02-03/63 привлечены лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - <_> и <_>
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N 02-03/63-2012 <_> ранее данные объяснения в прокуратуре района подтвердил в полном объеме и пояснил, что в июле 2012 года при выезде на объект - МБОУ "Десятниковская СОШ" в составе комиссии по приемке школы к началу учебного года с <_> <_> обнаружил, что на объекте ведутся ремонтные работы, установлены гипсокартонные панели, закрепленные на металлических направляющих, проводился демонтаж дощатых подоконников.
Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела N 02-03/63-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующему выводу:
Распоряжением администрации МО "Тарбагатайский район" от 07.06.2012N 152 МКУ "Отдел образования МО "Тарбагатайский район" назначен уполномоченным органом в сфере размещения заказов для муниципальных образовательных учреждений Тарбагатайского района (далее - уполномоченный орган).
Согласно положению о МКУ "Отдел образования МО "Тарбагатайский район" отдел является структурным подразделением администрации МО "Тарбагатайский район", с правами юридического лица.
Распоряжением администрации МО "Тарбагатайский район" от 06.07.2012 N 177 МКУ "Отдел образования" поручено провести открытый аукцион в электронной форме по выбору подрядной организации на право заключения муниципального контракта на проведение ремонта здания МБОУ "Десятниковская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия (далее - открытый аукцион в электронной форме).
10.07.2012 уполномоченным органом размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта в размере 2 798 160,00 рублей. Заказчиком выступило МБОУ "Десятниковская СОШ".
Источник финансирования заказа - республиканский бюджет.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 18.07.2012.
На открытый аукцион в электронной форме подано 15 заявок от участников размещения заказа, в том числе подана заявка ООО "Байкалоптторг".
Установлена дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 23.07.2012.
В указанную дату участие в аукционе принял один участник размещения заказа - ООО "Байкалоптторг" и заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Муниципальный контракт заключен между МБОУ "Десятниковская СОШ" и ООО "Байкалоптторг" 08.08.2012.
Как следует из материалов проверки прокуратуры Тарбагатайского района фактически ремонтные работы здания МБОУ "Десятниковская СОШ" начались ранее, в июне 2012 года подрядной организацией ООО "Байкалоптторг", с которым позже по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме заключен контракт.
В материалах дела имеются объяснения должностных лиц - <_> <_> а также <_> <_> <_> полученные прокуратурой Тарбагатайского района, в которых содержатся пояснения о том, что ремонтные работы здания МБОУ "Десятниковская СОШ" проводились уже в июне - июле 2012 года, то есть до размещения муниципального заказа в соответствии с Законом о размещении заказов.
В соответствии с Законом о размещении заказов средства бюджетов и внебюджетных источников финансирования необходимо размещать с соблюдением публичных процедур в форме проведения конкурса, аукциона, запроса котировок.
Часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов устанавливает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения контракта.
Следовательно, к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд подрядчик может приступить только после заключения контракта на основании проведенных торгов, то есть ООО "Байкалоптторг" мог начать выполнение работ только после 08.08.2012 (дата заключения контракта).
Из письменных объяснений <_> принятых помощником прокурора Тарбагатайского района следует, что бригада рабочих ООО "Байкалоптторг" примерно 2-3 июня 2012 года стала проводить ремонт школы, ставили металлические направляющие для укрепления стен из гипсокартона, затем устанавливать окна из ПВХ и т.д. <_> поясняет, что с ООО "Байкалоптторг" в лице <_> и <_> все было согласовано, что рабочие указанной организации будут проводить работы с начала июня 2012 года. В июне и июле 2012 года в школу приезжали <_> ее заместитель <_> <_> <_> <_> <_> входящие в состав межведомственной комиссии с проверкой о ходе проведения ремонтных работ. С начала ремонтных работ, то есть с июня 2012 года проводились заседания в администрации МО "Тарбагатайский район" по четвергам в 9:00 часов на которых ООО "Байкалоптторг" отчитывалось о ходе выполнения ремонтных работ.
В объяснениях <_> содержатся сведения о том, что ремонт здания МБОУ "Десятниковская СОШ" начал производится в начале июня 2012 года силами ООО "Байкалоптторг", согласно договоренности с ним.
<_> пояснила в прокуратуре района, что с 10.07.2012 в школе шел ремонт, в связи с ветхостью здания. В объяснениях <_> указано, что <_> являющийся членом комиссии по приемке школы в первый раз приехал в школу 14.07.2012 и указал на несоответствие дверных проемов нормам ППБ.
<_> по существу заданных вопросов помощником прокурора пояснил, что с июня 2012 года в МБОУ "Десятниковская СОШ" был плановый ремонт с заменой окон, дверей, покраской полов, обшивкой стен гипсокартоном.
Из объяснений <_> следует, что в 14.07.2012 года им принято участие в комиссии по приемке указанной школы к новому учебному году в составе <_> и <_>
В здании школы <_> обнаружено, что в коридорах установлены гипсокартонные панели, закрепленные на металлических направляющих, а также проводился демонтаж дощатых подоконников для последующей установки окон из ПВХ. Директор школы пояснил, что ремонт проводит ООО "Байкалоптторг". <_> указывает, что по объему работ по состоянию на 14.07.2012 данные ремонтные работы начались предположительно за 3 недели до указанной даты, то есть примерно в июне 2012 года. Об этом свидетельствовало наличие полностью установленных стеновых панелей, установка которых требует значительного времени.
<_> ранее данные объяснения в прокуратуре района подтвердил в полном объеме на заседании Комиссии по рассмотрению дела N 02-03/63-2012.
В ходе рассмотрения дела N 02-03/63-2012 о нарушении антимонопольного законодательства <_> и <_> отказались от ранее данных объяснений помощнику прокурора Тарбагатайского района.
<_> сослался на общее недомогание, а также на отсутствие очков, указал, что, не читая и не вникая в суть вопроса, подписал объяснения.
<_> ссылалась на большую загруженность на работе и по данной причине ею была допущена неточность в объяснениях.
При даче пояснений <_> и <_> разъяснены их права согласно статье 51 Конституции РФ, о чем имеется отметка - подпись опрашиваемого лица в объяснениях, принятых помощником прокурора района.
Никакого давления на них со стороны органов прокуратуры не оказывалось, об этом не заявлялось на Комиссии по рассмотрению дела N 02-03/63-2012.
К данным пояснениям <_> и <_> в антимонопольном органе Комиссия относится критически, так как считает, что действия ответчиков МБОУ "Десятниковская СОШ" в лице <_> и <> МКУ "Отдел образования" <_> по отказу от ранее данных объяснений обусловлены тем, что возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность по статье 14.32 КоАП РФ, где установлены большие штрафные санкции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, в действиях МКУ "Отдел образования", МБОУ "Десятниковская СОШ" и ООО "Байкалоптторг" содержится нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в согласованных действиях между ними по выполнению ремонтных работ в здании МБОУ Десятниковская СОШ" до размещения заказа на поставку товара для муниципальных нужд, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать МКУ "Отдел образования МО "Тарбагатайский район", МБОУ "Десятниковская СОШ" и ООО "Байкалоптторг" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий между ними по выполнению ремонтных работ здания МБОУ "Десятниковская СОШ" до размещения заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с исполнением муниципального контракта.
3. Передать материалы дела N 02-03/63-2012 уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 02-03/63-2012 (опубликовано 18 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016