Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 15 января 2013 г. N 5-9182-13/7
Резолютивная часть решения оглашена
15.01.2013 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе_,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "РБЛ" (далее - Заявитель, ООО "ЮФ "РБЛ") на действия Открытого акционерного общества "Самарская пригородная пассажирская компания" (далее - Организатор торгов, ОАО "Самарская ППК") при проведении конкурсной процедуры, проводимой Внутренней конкурсной комиссией о выборе контрагента в целях обеспечения выполнения первого этапа плана, направленного на обеспечение потребностей ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания" в обеспечение своих интересов для заключения договора на оказание юридической помощи (Извещение N 31200045345) (далее - Конкурсная процедура, Закупка),
в присутствии представителей_____,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮФ "РБЛ" (исх. N 8509 от 27.12.2012 г.) на действия ОАО "Самарская ППК" при проведении Конкурсной процедуры.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам Заявителя, размещенная Организатором торгов документация о закупке не содержит сведений, определенных Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а так же Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания", утвержденным решением Совета директором ОАО "Самарская ППК" от 17.02.2012 г. N 05/02. Документация о закупке не содержит:
- требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке;
- форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- формы, порядок, дату начала и дату окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ОАО "Самарская ППК" внесена в реестр субъектов естественных монополий на транспорте Федеральной службой по тарифам 06.04.2011 г. N 105-т.
Таким образом, положения Закона о закупках распространяются на действия ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания" при проведении закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Решением Совета директоров ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания" (Протокол от 17 февраля 2012 г. N05/02) утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания" (далее - Положение о закупках).
19.11.2012 г. на официальном сайте для размещения информации в сети "Интернет" по адресу: zakupki.gov.ru, в разделе "Реестр положений о закупках", ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания" было размещено Положение о закупках.
Таким образом, при проведении Конкурсных процедур, ОАО "Самарская ППК" следует руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупках.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 27.11.2012 года на официальном сайте для размещения информации в сети "Интернет" по адресу: zakupki.gov.ru, в разделе "Реестр закупок", было размещено Извещение о проведении закупки (N 31200045345) (далее - Извещение).
Согласно Извещению начальная цена договора составляет 1780274,80 рубля.
Организатором торгов выступило ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания".
К вышеуказанному извещению прикреплен файл "Извещение Мордовия" в формате документа word. Указанный файл содержит: Извещение о выборе контрагента в целях обеспечения выполнения очередного этапа плана, направленного на обеспечение потребностей акционерного общества "Самарская пригородная пассажирская компания" в обеспечении своих интересов для заключения договора на оказание юридической помощи; Заявку на участие в конкурсе (приложение N 1 к извещению); Требования к предоставляемым услугам в рамках договора на оказание юридической помощи для нужд ОАО "Самарская ППК" (приложение N 2 к извещению о проведении конкурса); Проект договора на оказание юридической помощи (приложение N 3 к извещению о проведении конкурса) (далее - Документы, размещенные на сайте).
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны содержаться в документации о закупке, в том числе:
- требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке;
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- формы, порядок, дату начала и дату окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Документы, размещенные на сайте содержат требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, Документы, размещенные на сайте Организатором торгов, не содержат сведений о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги, о порядке формирования цены договора, о форме, порядке, дате начала и дате окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, что не соответствует требованиям к документации о закупке, установленным в части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, Документы, размещенные на сайте www.zakupki.gov.ru, не соответствуют требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При указанных обстоятельствах, не размещение на официальном сайте информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте противоречит целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, установленным частью 1 статьи 1 Закона о закупках, а так же принципу информационной открытости закупки, установленному частью 1 статьи 3 Закона о закупках.
Довод Заявителя жалобы о направлении Организатору торгов запроса разъяснений документации о закупке (с приложением копии запроса от 25.12.2012 г.) не принимается Комиссией Самарского УФАС России в качестве доказательства, поскольку Заявитель не представил подтверждение получения Организатором торгов указанного запроса.
Частью 9 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении о закупке. При этом, частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке.
Таким образом, Закон о закупках разделяет понятия извещение и документация о закупке.
Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что документация о закупке, предусмотренная Законом о закупках, Организатором торгов на сайте www.zakupki.gov.ru не размещена.
ОАО "Самарская ППК" в Самарское УФАС России были представлены возражения на жалобу (исх.N НЮ-5 от 10.01.2013 г., исх.N НЮ-22 от 11.01.2013 г., исх.N НЮ-25 от 14.01.2013 г.) (далее - Возражения).
Доводы ОАО "Самарская ППК", изложенные в Возражениях, не могут быть приняты во внимание Комиссией Самарского УФАС России в качестве подтверждения размещения на официальном сайте предусмотренной Законом о закупках информации, по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 14.1.1 Положения о закупках, настоящим Положением предусмотрены следующие способы закупок:
1) конкурс;
2) аукцион;
3) запрос предложений;
4) электронные закупки;
5) запрос цен;
6) конкурентные переговоры;
7) закупка у единственного источника;
8) закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции;
9) конкурсные процедуры, проводимые Внутренней конкурсной комиссией.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в соответствии с Извещением, способ проведения рассматриваемой в рамках настоящей жалобы, закупки - конкурсные процедуры, проводимые Внутренней конкурсной комиссией.
В ходе рассмотрения жалобы, представитель Организатора торгов подтвердил, что закупка осуществлялась способом конкурсной процедуры, проводимой Внутренней конкурсной комиссией.
Как следует из Положения о закупках, порядок проведения конкурсных процедур, проводимых Внутренней конкурсной комиссией регламентируется пунктом 21 Положения о закупках.
Довод ОАО "Самарская ППК" о том, что пункт 45.2 Положения о закупках не предусматривает обязательное указание формы, сроков и порядка оплаты товара, работы, услуги является необоснованным, поскольку частью 10 статьи 4 Закона о закупках прямо предусмотрено указание таких сведений именно в документации о закупке.
Пункт 45.2 Положения о закупках устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в конкурсной документации. При этом, в соответствии с пунктом 45 Положения о закупках, конкурсная документация является приложением к извещению о проведении конкурса, уточняет и разъясняет его.
Однако, как установлено Комиссией Самарского УФАС России и подтверждено представителем ОАО "Самарская ППК", закупка осуществлялась способом конкурсной процедуры, проводимой Внутренней конкурсной комиссией.
Вместе с тем, как следует из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, определение ОАО "Самарская ППК" формы, сроков и порядка оплаты товара, работы, услуги в качестве критериев оценки не исключает обязанность Организатора торгов указания таких сведений в документации о закупке.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в Документах, размещенных на сайте, также отсутствуют сведения о порядке формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), наличие которых предусмотрено частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, как следует из содержания Проекта договора на оказание юридической помощи (Приложение N 3 к извещению о проведении конкурса), указанный проект договора не содержит форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги, а также порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Указанные обстоятельства опровергают доводы ОАО "Самарская ППК" о наличии указанных сведений в Проекте договора на оказание юридической помощи.
Довод "Самарская ППК" о том, что сведения о формах, порядке, дате начала и дате окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке содержатся в пункте 47 Положения о закупках также является необоснованным, поскольку пункт 47 Положения о закупках регламентирует процедуру проведения конкурса и устанавливает порядок разъяснения конкурсной документации.
При этом, частью 10 статьи 4 Закона о закупках прямо предусмотрено указание сведений о формах, порядке, дате начала и дате окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в документации о закупке.
Ссылка ОАО "Самарская ППК" на пункты 21.4, 21.9, 21.12, 21.32, 21.35 Положения о закупках не может быть принята Комиссией Самарского УФАС России, поскольку указанные пункты Положения о закупках не содержат порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а указание таких сведений частью 10 статьи 4 Закона о закупках прямо предусмотрено в документации о закупках.
При этом, как следует из материалов дела, в Документах, размещенных на сайте, сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия ОАО "Самарская ППК" при проведении Закупки не соответствуют положениям Закона о закупках.
ОАО "Самарская ППК" на заседание Комиссии Самарского УФАС России представлена жалоба на действия заявителя жалобы ООО "Юридическая фирма "РБЛ" (исх.N НЮ-36 от 15.01.2013 г.). Указанная жалоба содержит сведения о действиях ООО "Юридическая компания "РБЛ" по предоставлению материалов, которые, по мнению ОАО "Самарская ППК", не соответствуют действительности.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, жалоба ОАО "Самарская ППК" на действия заявителя жалобы ООО "Юридическая фирма "РБЛ" не может быть рассмотрена Комиссией Самарского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, жалоба ОАО "Самарская ППК" (исх.N НЮ-36 от 15.01.2013 г.) представленная на заседании Комиссии Самарского УФАС России при рассмотрении жалобы ООО "ЮФ "РБЛ", по устному ходатайству представителя ОАО "Самарская ППК", приобщена в материалы жалобы в качестве дополнений к Возражениям.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что договор по результатам проведения Конкурсной процедуры, проводимой Внутренней конкурсной комиссией, на момент вынесения решения по жалобе, с победителем заключен.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая фирма "РБЛ" обоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 января 2013 г. N 5-9182-13/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016