Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 7 октября 2014 г. N 05-03/8986
Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 07 октября 2014 года
N05-03/8986 г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 20-08/14 по признакам нарушения Администрацией муниципального района "Койгородский", место нахождения: Республика Коми, район Койгородский, село Койгородок, улица Мира, дом 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района "Койгородский", место нахождения: Республика Коми, село Койгородок, улица Мира, дом 7 (далее - Администрация МР "Койгородский").
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
По части 1 статьи 43 Устава МР "Койгородский" Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
По части 1 статьи 27 Устава муниципального района "Койгородский" (далее - МР "Койгородский", муниципальный район) принятого 10.02.2006 Советом муниципального образования "Койгородский район" (далее - Устав МР "Койгородский") к органам местного самоуправления муниципального района отнесены, в том числе Совет муниципального района, Администрация муниципального района, Глава муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Устава МР "Койгородский" все муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в районной газете "Новая жизнь" и (или) "Информационном вестнике Совета и Администрации МР "Койгородский". Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты применению не подлежат.
Пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Пунктом 6 части 1 статьи 11 Устава МР "Койгородский" к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Постановлением Администрации МР "Койгородский" от 04.08.2006 N 219/08 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский" в редакции Постановления Администрации МР "Койгородский" от 18.04.2012 N 46/04 "О внесении изменений в Постановление Администрации МР "Койгородский" от 04.08.2006 N 219/08 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский" утвержден Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский" (далее - Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский").
По пункту 5 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский" организация перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам.
По подпунктам 1, 10, 11, 12 пункта 4 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский" Администрация муниципального района осуществляет:
-реализацию полномочий в сфере транспортного обслуживания населения на территории муниципального района;
-подготовку конкурсной документации, формирование конкурсной комиссии;
-организацию и проведение конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам;
-заключение с перевозчиками договоров на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам.
По пункту 6 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР "Койгородский" с целью проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам является обеспечение добросовестной конкуренции, отбор конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Постановлением Администрации МР "Койгородский" от 18.04.2012 N 47/04 "Об утверждении Положения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на регулярных пригородных внутрирайонных и междугородних внутрирайонных маршрутах МР "Койгородский" утверждены:
-Положение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории МР "Койгородский" (далее - Положение о проведении конкурса);
-Методика оценки заявок на участие в конкурсе и определения победителя в открытом конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок и багажа автомобильным транспортом на регулярных пригородных внутрирайонных и междугородних внутрирайонных маршрутах МР "Койгородский" (далее - Методика оценки заявок);
-Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на регулярных пригородных внутрирайонных маршрутах МР "Койгородский".
Данный муниципальный правовой акт официально опубликован 18.04.2012 в Информационном вестнике Совета и Администрации МР "Койгородский" N 127/2012, а также размещен на официальном сайте МР "Койгородский" www.kojgorodok.ru (далее - официальный сайт МР "Койгородский") 30.06.2012.
По пункту 3.1 Положения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории МР "Койгородский" извещение о проведении конкурса публикуется в информационном вестнике Совета и Администрации муниципального района и размещается на официальном сайте муниципального района не менее чем за 30 календарных дней до дня окончания приема конкурсных заявок.
Постановлением Администрации МР "Койгородский" от 29.10.2013 N 89/10 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам МР "Койгородский" на 2014 год" предусмотрено проведение соответствующего конкурса.
Главой МР "Койгородский" - руководителем Администрации муниципального района 29.10.2013 утверждена документация открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам МР "Койгородский" на 2014 год (далее - конкурсная документация, конкурс).
Организатором конкурса явилась Администрация МР "Койгородский".
Дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 01.11.2013.
Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе: 17 ч. 00 мин. 01.12.2013.
Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 10 ч. 00 мин. 02.12.2013.
Извещение о конкурсе, конкурсная документация размещены на официальном сайте МР "Койгородский" 01.11.2013.
Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.
По пункту 2.10 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких конкурсных заявок не может превышать 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения конкурсных заявок. Оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией. Критерием оценки конкурсных заявок является количество баллов, набранных в соответствии с перечнем оцениваемых показателей (приложение N 4). Победителем конкурса признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов в целом по всему перечню оцениваемых показателей (итоговый балл).
Приложением N 4 к конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе (оцениваемые показатели), но не установлена значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю).
Вместе с тем, в пункте 8.5 Положения о проведении конкурса указано, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе производится на основании бальной шкалы. По каждому из критериев члены конкурсной комиссии выставляют от 0 до 10 баллов с учетом Методики оценки заявок.
При этом значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количество баллов по каждому оцениваемому показателю) была установлена в Методике оценки заявок.
Соответственно, несмотря на отсутствие в конкурсной документации значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю), соответствующая информация была установлена в Положении о проведении конкурса и Методике оценки заявок, а, значит, могла быть известна претендентам на участие в конкурсе.
В связи с установлением в Положении о проведении конкурса и Методике оценки заявок значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю), у конкурсной комиссии отсутствовала возможность произвольного присвоения количества баллов по известным только ей показателям при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, информация о наличии в бездействии Администрации МР "Койгородский" как организатора конкурса в виде неустановления в конкурсной документации значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не подтвердилась.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия заявок на участие в конкурсе, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции - в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемом бездействии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в бездействии Администрации МР "Койгородский" в виде неустановления в конкурсной документации значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе (количества баллов по каждому оцениваемому показателю) нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
|
|
<_> |
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
<_> |
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 7 октября 2014 г. N 05-03/8986
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016