Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/1618 (опубликовано 25 февраля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N 2, от 17.02.2014 N 34 в составе:
<_>
при участии в деле:
от заявителя - ООО "Наш партнер" -
<_>
от заказчика - БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии -
<_>
от третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики -
<_>
рассмотрев жалобу ООО "Наш партнер" на действия котировочной комиссии БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии при проведении запроса котировок на оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики (изв. N 031500028315000002) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Чувашское УФАС России 12.02.2015 обратилось ООО "Наш партнер" с жалобой на действия котировочной комиссии БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии при проведении запроса котировок на оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики (изв. N 0315300028315000002) (далее - Запрос котировок).
Из жалобы ООО "Наш партнер" следует, что обществом подана заявка на участие в Запросе котировок, однако заказчик отклонил заявку общества, указав на отсутствие у участника закупки лицензии на оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики.
ООО "Наш партнер" не согласно с таким отклонением, т.к. извещение о проведении Запроса котировок не содержит требование о наличии лицензии на оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики.
Кроме того, заявитель указывает, что требования приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" применяются только в целях лицензирования медицинской деятельности.
Учитывая, что заявитель не относится к учреждениям здравоохранения, осуществляющим медицинскую деятельность, ООО "Наш партнер" для оказания услуг по сбору и обработке медицинской статистики лицензии не требуется.
На основании изложенного общество просит отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок и обязать заказчика заключить контракт с ООО "Наш партнер".
В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии и Минздравсоцразвития Чувашии нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении Запроса котировок не признали, сообщили, что для оказания услуг, являющихся предметом закупки, требуется соответствующая лицензия, просили признать жалобу ООО "Наш партнер" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии 22.01.2015 9:51 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315300028315000002 о проведении Запроса котировок, с начальной (максимальной) ценой контракта 345 926,44 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 02.02.2015 заказчику поступили две котировочные заявки - ООО "Наш партнер" и БУ Чувашской Республики "Медицинский информационно-аналитический центр" Минздравсоцразвития Чувашии.
В силу части 5 статьи 78 Закона о контрактной системе заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Комиссией установлено, что при вскрытии конвертов аудиозапись велась на телефон сотрудника Заказчика, что не противоречит требованиям части 5 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Указанные участники Запроса котировок признаны несоответствующими установленным требованиям по причине отсутствия в составе котировочной заявки у участника закупки документа, подтверждающего соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 78 Закона о контрактной системе любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. В течение двух рабочих дней с даты поступления данного запроса заказчик обязан предоставить указанному участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа.
06.02.2015 ООО "Наш партнер" обратился в БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии с просьбой предоставить пояснение о причине отклонения всех заявок участников.
10.02.2015 БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии направило ответ ООО "Наш партнер", из которого следует, что предметом запроса котировок являлось оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики, для оказания которых согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н необходимо наличие лицензии. Участники закупки, продекларировав свое согласие заключить и исполнить контракт на условиях, предусмотренных в извещении, на момент участия в запросе котировок не предоставили соответствующую лицензию.
Согласно части 1 статьи 72 Закона контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок, сформулированы в статье 73 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Перечень информации и документов, которые должны содержаться в составе заявки на участие в запросе котировок, установлен частью 3 статьи 78 Закона о контактной системе. При этом предоставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, не предусмотрено.
В силу части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Из изложенного следует, что заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.
Вместе с тем, отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что услуги по медицинской статистике относятся к медицинской деятельности, которая подлежит лицензированию.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчик должен был установить в извещении о проведении Запроса котировок требование о соответствии участника Запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по медицинской статистике, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в соответствии с таким требованием (наличие лицензии на оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики).
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что требования к участникам Запроса котировок сформулированы Заказчиком в пункте 3 Извещения, подписанного главным врачом БУ "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии Ефимовой И.П.
Согласно пункту 1 подпункта 3 Извещения заказчиком установлено требование о соответствии участника Запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
БУ "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии в Извещении о проведении Запроса котировок не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в соответствии с таким требованием. Указанное свидетельствует о нарушении БУ "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, поскольку предоставление лицензии в составе заявки на участие в запросе котировок частью 3 статьи 78 Закона о контактной системе не предусмотрено, и извещение о проведении Запроса котировок не содержит требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг по сбору и обработке медицинской статистики, отсутствие такой лицензии в составе заявки участника Запроса котировок не может являться основанием для отклонения заявки.
Из изложенного следует, что отклонение заявок ООО "Наш партнер" и БУ Чувашской Республики "Медицинский информационно-аналитический центр" Минздравсоцразвития Чувашии в связи с непредставлением в составе заявок копии соответствующей лицензии свидетельствует о несоблюдении котировочной комиссией БУ "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии требований части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Наш партнер" обоснованной.
Принимая во внимание, что Запрос котировок признан несостоявшимся в связи с отклонением всех котировочных заявок, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Наш партнер" обоснованной.
Признать БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии нарушившим пункт 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Признать котировочную комиссию БУ Чувашской Республики "Центральная городская больница" Минздравсоцразвития Чувашии нарушившей часть 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/1618 (опубликовано 25 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016