Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 2 (опубликовано 22 января 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2013 года
Полный текст решения изготовлен 21.01.2013 года
Комиссия УФАС по КЧР (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
§ Председателя Комиссии:
Г.П. Гринько - заместителя Руководителя Управления;
§ Членов Комиссии:
И.Р. Ахба - специалиста-эксперта отдела госзаказа и рекламы;
Э.О. Ашба - специалиста 3 разряда отдела госзаказа и рекламы,
рассмотрев дело N2 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Чарли-Черкесск" (Юрид. ад.: 369000, КЧР, г. Черкесск, пр. Ленина, 23, ОГРН 1110917003559, ИНН 0917019316, КПП 091701001) (далее - ООО "Чарли - Черкесск") части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии:
§ Управляющей ООО "Чарли - Черкесск" - М.
§ Менеджера по рекламе и кинопрокату ООО "Чарли-Черкесск" - Т.; установила:
В г. Черкесске в 3 квартале 2012 года на обочине дороги по улице Доватора, рядом с автошколой, установлена рекламная конструкция (рекламный щит), с помощью которой распространяется рекламная информация следующего содержания: "Золотые акции киносети. Скидки до 65%. Чарли, кинотеатр 4 зала. Подробности у сотрудников кинотеатра и на www.kinocharly.ru".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" вышеуказанная информация является рекламой, так как она обладает всеми признаками рекламы, а именно данная информация распространяется как с помощью рекламного баннера, так и с помощью буклетов в кассовом зале кинотеатра "Чарли-Черкесск", адресована данная информация неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту, в данном случае, к билетам на киносеанс в кинотеатре "Чарли-Черкесск", а также указанная информация направлена на формирование и поддержание интереса к указанной услуге, т.е. просмотр фильмов в кинотеатре "Чарли-Черкесск" и на продвижение данной услуги на рынке аналогичных услуг.
Данная информация на рекламном щите является стимулирующим мероприятием по причине того, что указанная рекламная информация побуждает потребителей рекламы воспользоваться услугами кинотеатра "Чарли" и приобрести билеты на киносеансы по сниженным ценам в соответствии с указанными акциями, таким образом стимулируя продажу указанных услуг.
На данном рекламном щите отсутствует обязательная по закону для указания информация о сроках проведения указанных акций, а также информация об организаторе данных акций, правилах проведения, количестве билетов на киносеансы, которые можно приобрести с указанной скидкой, о месте и порядке приобретения указанных билетов.
Необходимо отметить, что в рекламе стимулирующих мероприятий рекламодатель должен не только ссылаться на источника информации о стимулирующем мероприятии, но и сообщать о том, какого рода сведения может получить потребитель рекламы, обратившись к данному источнику информации, а именно - информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
10 января 2013 года Управлением было возбуждено дело N2 в отношении ООО "Чарли - Черкесск" по признакам нарушения законодательства о рекламе в соответствии с частью 7 статьи 5 и статьей 9 ФЗ "О рекламе".
Рассмотрение данного дела было назначено на 17 января 2013 года на 11 ч. 20 мин.
ООО "Чарли - Черкесск" было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела N2 по признакам нарушения законодательства о рекламе 17 января 2013 года на 11 ч. 20 мин.
На рассмотрение указанного дела в назначенное время явилась Управляющая ООО "Чарли - Черкесск" - М. и менеджер по рекламе ООО "Чарли-Черкесск" - Т.
Из представленных ООО "Чарли-Черкесск" материалов следует, что рекламоизготовителем указанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью "Руан ЮГ" (почт. ад.: 344020, г. Ростов-на-Дону, ул. Медногорская, д.1; юр. ад.: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д.143АГ, офис 505, ИНН 6163086904, КПП 616301001) (далее - ООО "Руан Юг"), подтверждением данного факта является Договор N03/03 от 3 марта 2012 года, заключенный между ООО "Руан Юг" и ООО "Чарли-Черкесск".
В ходе рассмотрения дела М. представила макет указанной рекламы, а также пояснила, что нормы указанной статьи ФЗ "О рекламе" обязывают рекламодателя указывать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник информации, например, адрес, интернет-сайт, номер телефона. А на данном макете был указан интернет-сайт.
Также, М. пояснила, что на указанном сайте в подразделении "Акции киносети" указан сроки действия данных акций. А именно, "Золотые акции киносети" состоят из четырех акций: 1. "Кинодеточки" - акция, проходящая с понедельника по воскресенье, кроме первых утренних сеансов и сеансов по акции "Полуночники", т.е. условием данной акции является покупка от трех билетов, два из которых - билеты для взрослых и один - детский (предназначается для ребенка до 12 лет); 2. "Кому за_" - данная акция действует постоянно, она предполагает продажу билетов пенсионерам при предъявлении пенсионного удостоверения после 17:00 по цене 80 рублей; 3. "Полуночники" - данная акция действует с понедельника по воскресенье и действует на фильмы, прокат которых начинается с 00:00. Цена билета по данной акции - 80 рублей при показе фильма в формате 2D и 100 рублей, при показе фильма в формате 3D; 4. "Культпоход" - постоянная акция киносети. Данной акцией активно пользуются все школьники. Условие данной акции - группа от 15 человек с сопровождающим, билет которому предоставляется бесплатно, покупает билеты на киносеанс по специальному тарифу. Данный тариф расписан в ценовой политике кинотеатра и в положениях, прилагаемых к указанной ценовой политике.
Все указанные акции являются постоянными. Например, для пенсионеров при предъявлении пенсионного удостоверения предоставляется скидка на билеты на киносеанс.
То есть указанная в рекламном макете скидка не является стимулирующим мероприятием, а является одной из составляющих ценовой политики кинотеатра.
Тесиева А.К. также пояснила, что "Золотые акции киносети" проводятся с целью повысить лояльность потребителей, чтобы они были преданы кинотеатру "Чарли - Черкесск". Данная скидка, по мнению представителя ООО "Чарли - Черкесск", является "выражением заботы" кинотеатра по отношению к своим потребителям. В качестве примера была приведена акция для пенсионеров, согласно которой пенсионеры могут приобрести билеты на киносеанс по сниженным ценам и посмотреть кино наряду со всеми потребителями данной услуги в кинотеатре "Чарли - Черкесск".
Тесиева А.К. подтвердила, что данными скидками ООО "Чарли - Черкесск" побуждает потребителей данной рекламы приобрести билеты на киносеансы именно в кинотеатре "Чарли - Черкесск", а не в каком-либо другом кинотеатре. При этом, также было заявлено, что кинотеатр в данном случае просто предоставляет скидки потребителям и не сравнивает в данной рекламе кинотеатр "Чарли - Черкесск" с каким-либо другим кинотеатром.
По договору N99 (размещения наружной рекламы), заключенный 1 июня 2012 года, рекламораспространитель, в данном случае индивидуальный предприниматель Х., обязан разместить средства наружной рекламы Рекламодателя, в данном случае ООО "Чарли - Черкесск" (рекламное панно, размером 6000х3000 мм), на конструкции рекламного щита, расположенного на ул. Доватора г. Черкесска, сторона А. Срок размещения рекламной продукции устанавливался с 1 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года. Стоимость указанных услуг составила 6 000 (Шесть тысяч) рублей в месяц, НДС - не предусмотрен.
По данному факту Тесиева А.К. пояснила, что рекламный баннер с указанием "Золотых акций киносети" не был размещен на указанном панно с 1 июня 2012 года. На данном панно был размещен другой рекламный баннер ООО "Чарли - Черкесск", поскольку у ООО "Чарли - Черкесск" есть право менять информацию, размещенную на указанном рекламном баннере. То есть по представленному договору ИП Х. размещает на указанном рекламном баннере ту информацию, которая приходит от ООО "Чарли - Черкесск" в тот или иной период.
Согласно Приказу ООО "Чарли - Черкесск" N. с 01.09.2012 года были отменены действующие акции: "Дневная выгода", "Кинодубль", "Последний шанс" и с 1.09.2012 года были утверждены постоянно действующие акции киносети под названием "Золотые акции киносети": "Культпоход", "Полуночники", "Кинодеточки", "Кому за_".
На вопрос о том, была ли по договору N99 (размещения наружной рекламы) размещена рассматриваемая реклама с 1 июня 2012 года, Т. пояснила, что до 1 сентября 2012 года на указанном баннере была размещена другая реклама. Однако, доказательства того, что реклама "Золотых акций киносети" не была размещена в период с 1 июня 2012 года по 1 сентября 2012 года, М. не представила.
Т. объяснила, что процедура замены одной рекламной информации другой осуществляется с помощью запросов, которые ООО "Чарли - Черкесск" отправляет ИП Х..
М. также пояснила, что "Золотые акции киносети" являются постоянными с момента их утверждения, то есть с 1 сентября 2012 года.
М. также пояснила, что на данный момент на данном баннере располагается рекламная информация другого содержания, но "Золотые акции киносети" действуют и в настоящее время. В подтверждение данного факта М. объяснила, что указанные акции в настоящее время прописаны в буклетах киносети "Чарли", которые располагаются на стойке в центре кассового зала кинотеатра "Чарли - Черкесск" и согласованы с кинопрокатчиками фильмов соответствующим Меморандумом.
Таким образом, из вышесказанного следует, что у ООО "Чарли-Черкесск" отсутствуют доказательства того, что рекламная конструкция "Золотые акции киносети" не была размещена на указанном рекламном стенде в период с 1 июня 2012 года по 1 сентября 2012 года. В силу указанных обстоятельств срок начала действия "Золотых акций киносети" является частью существенной информации о рекламируемой ООО "Чарли-Черкесск" услуге, а именно, билетах на киносеансы в указанном кинотеатре. А данная информация отсутствует на данном рекламном панно.
Часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" устанавливает, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно статье 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
сроки проведения такого мероприятия;
источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктами 1,2 статьи 9 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В данном случае Общество с ограниченной ответственностью "Чарли-Черкесск" выступает рекламодателем.
Рассмотрев материалы дела в совокупности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что по части статьи 9 ФЗ "О рекламе" надлежит прекратить рассмотрение данного дела в отношении ООО "Чарли-Черкесск" ввиду отсутствия состава правонарушения.
При этом, в действиях ООО "Чарли-Черкесск" содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Правила), Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную ООО "Чарли - Черкесск", ненадлежащей в соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе";
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе";
3. Возбудить административное дело по факту нарушения, в порядке части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.П. Гринько
Члены Комиссии И.Р. Ахба
Э.О. Ашб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 2 (опубликовано 22 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016