Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 9 октября 2014 г. N 02-68/14А
г. Якутск Резолютивная часть оглашена "03" октября 2014 г.
В полном объеме изготовлено "09" октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N 02-68/14А о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председатель Комиссии:
Игнатьев Ю.А. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Члены Комиссии:
Дураева Н.С. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Попова Т.Н. - старший специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
При участии:
От заявителя:
Дарбасов Алексей Васильевич - представитель по доверенности страхового открытого акционерного общества "ВСК" (доверенность N 00-08-26/847 от 16.01.2014 г., директор Якутского филиала СОАО "ВСК");
Николаевна Елена Львовна - представитель по доверенности СОАО "ВСК" (доверенность N 00-08-26/043 15.12.2013 г., юрисконсульт Якутского филиала СОАО "ВСК");
От заинтересованного лица:
Аржакова Надежда Ивановна - представитель по доверенности Муниципального бюджетного учреждения "Детские автобусы" (доверенность б/н от 29.09.2014 г., специалист по закупкам МБУ "Детские автобусы" ГО "город Якутск");
От ответчика:
Степанова Елена Константиновна - представитель по доверенности от страховой группы ОАО "СОГАЗ" (доверенность N Ф42-36/14 от 12.08.2014 г., заместитель директора по корпоративным продажам Якутского филиала ОАО "СОГАЗ");
Рассмотрев дело N 02-68/14А по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "СОГАЗ" в лице Якутского филиала части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
07.05.2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Якутского филиала Страхового открытого акционерного общества "ВСК" на действия Открытого акционерного общества "СОГАЗ" - участника запроса котировок при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В заявлении ОАО "ВСК" указывает на то, что ОАО "СОГАЗ" при участии в запросе котировок предоставило предложение со снижением начальной цены, не соответствующей нормам действующего законодательства, а именно применил коэффициенты, отличные от страховых тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 (ред. 01.12.2012) "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Приказом УФАС по РС(Я) от 22.09.2014 г. N 101 в отношении ОАО "СОГАЗ" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" по заявлению СОАО "ВСК".
На рассмотрении дела представители СОАО "ВСК" поддержали доводы, изложенные в заявлении. Пояснили, что в котировочной заявке ОАО "СОГАЗ" неправильно рассчитал коэффициент "КБМ", несмотря на установленные страховые тарифы, обязательные к применению всеми страховщиками, в нарушение порядка, предусмотренного ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40 - ФЗ.
В результате данных действий ОАО "СОГАЗ" получило необоснованное конкурентное преимущество по сравнению с СОАО "ВСК" и стало победителем запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
Представитель ОАО "СОГАЗ" пояснил следующее.
При проверке документов, представленных Обществом при подаче котировочной заявки, выявили факт технической ошибки, допущенной специалистом Якутского филиала при расчете страховых премий, а также пояснил, что умысла на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО "СОГАЗ" не было.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав лиц участвующих в деле и рассмотрев, представленные документы приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Федерального закона N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
23 апреля 2014 года Муниципальное бюджетное учреждение "Детские автобусы" городского округа "город Якутск" объявило запрос котировок (N 0116300000114000735) на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Начальная максимальная цена - 118 806,08 (сто восемнадцать тысяч восемьсот шесть) рублей 08 копеек.
Согласно протоколу обоснования начальной максимальной цены контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, метод определения начальной максимальной цены контракта производится с применением тарифного метода в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739.
Коэффициент КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия от страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
Согласно вышеуказанному протоколу, коэффициент КБМ равен:
1,0 для транспортного средства (далее по тексту - т/с) Toyota Vitz;
0,60 для т/с ЗИЛ ММ3554М;
0,70 для т/сПАЗ 320538-70;
0,65 для т/с ГАЗ 3110.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 30 апреля 2014, к сроку окончания подачи котировочных заявок поступило 3 заявки:
СОАО "ВСК" 23.04.2014 в 16 ч. 26 м. с ценой контракта - 118 806, 08 рублей;
ООО "Страховая компания "Согласие" 24.04.2014 в 14 ч. 14 м. с ценой контракта - 118 806, 08 рублей.
ОАО "СОГАЗ" 28.04.2014 в 12:52 с ценой контракта 109 828, 35 рублей.
По результатам проведения запроса котировок победителем признано ОАО "СОГАЗ", подавшее заявку 28.04.2014 в 12 ч. 52 м. с предложением о цене контракта 109 828,35 (сто девять тысяч восемьсот двадцать восемь) рублей 35 копеек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 6 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
В котировочной заявке ОАО "СОГАЗ", применив заниженные коэффициенты "КБМ", а именно, указав:
- 0,65 для т/с ПАЗ-320538-70 вместо 0,70;
- 0,55 для т/с ЗИЛ ММ3554М вместо 0,60;
- 0, 65 для т/с ГАЗ 3110 вместо 0,65;
- 0,95 для т/с Toyota Vitz вместо 1,0,
предоставило предложение со снижением начальной максимальной цены контракта, не соответствующей нормам действующего законодательства.
Вследствие чего, причинили убытки СОАО "ВСК", поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 78 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в запросе котировок при предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем признается участник, заявка на участие которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.
В данном случае, согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 30 апреля 2014 года, заявка ОАО "ВСК" поступила ранее других участников запроса котировок, а именно 23.04.2014 в 16:26.
Таким образом, действия ОАО "СОГАЗ" лишили СОАО "ВСК" возможности стать победителем на законных основаниях, при этом страховому открытому акционерному обществу "ВСК" причинены убытки, так как компания, не заключив договор, не получило доходы, которые могло бы получить в виде страховой премии.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40 - ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Из пункта 2 статьи 8 приведенного Закона следует, что страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ N 40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Как следует из пункта 6 статьи 9 Федерального закона N 40 - ФЗ, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Неправомерный характер действий ОАО "СОГАЗ" состоит в том, что им были нарушены требования Федерального закона от 25.04.2002 N 40 - ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "СОГАЗ" привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, направлены на получение преимуществ перед другими участниками запроса котировок при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, подпадают под понятие "недобросовестная конкуренция", в целом, действия ОАО "СОГАЗ" образуют состав нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N 02-68/14А о нарушении антимонопольного законодательства, на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Открытое акционерное общество "СОГАЗ" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции";
Материалы настоящего дела передать должностному лицу Якутского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.33 КоАП РФ.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ________________ Ю.А. Игнатьев
(подпись)
Члены Комиссии: ________________ Н.С. Дураева
(подпись)
_______________ Т.Н. Попова
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 октября 2014 г. N 02-68/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016