Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
N 06-10.1/02-2013 (опубликовано 27 января 2013 г.)
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/01-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "ТРИЭС ТВ" (далее - ООО "ТРИЭС ТВ") рекламы "Бальзама "Сибирский" в газете "Новый Курс" N 8 (866) от 02.03.2012, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие законного представителя ООО "ТРИЭС ТВ", (ИНН 5506035663, ОГРН 1025501254635, место нахождения: ул. Маяковского, 81, г. Омск, 644010) - директора <_>
в присутствии <_> (доверенность от 21.01.2013), установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете "Новый Курс" N 8 (866) от 02.03.2012 на странице 3 рекламы "Бальзама "Сибирский".
В указанной рекламной статье рассказывается о лечебных свойствах продукта, о его применении при лечении многочисленных заболеваний:
"При каких же заболеваниях применяют бальзам "Сибирский" В накопленной практике есть все: от простуды и до инсульта. Врачи различных специальностей, видя, что их пациенты поправляются быстрее, чем обычно, избавляя не от одного, а от многих заболеваний одновременно, пишут благодарные письма:
Пациентка К. из Волгограда: "беспокоили боли, несварение, газы, тошнота, отрыжка, изжога. Два месяца пропила бальзам "Сибирский" - анализы в норме".
Встретила свою пациентку (онкология), перемены с ней просто ввели меня в шок. Стоит моя знакомая - счастливая, улыбчивая, просто воздушная, радуется, что нигде не болит. Не виделись мы полгода. Тогда, в свои 42, выглядела она лет на 70_".
Кроме того, в рекламной статье приведены письма потребителей, которые рассказывают о болезнях (инсульт, заболевания поджелудочной железы и язва желудка, диабет, ревматизм, экзема, псориаз, ревматоидный полиартрит, туберкулез, сахарный диабет и др.) от которых они излечились в результате применения бальзама "Сибирский".
Учитывая, что "Бальзам "Сибирский" зарегистрирован как биологически активная добавка к пище (свидетельство о государственной регистрации N 77.99.23.3.У.4671.6.08 от 05.06.2008), указанная реклама содержит признаки нарушения требований пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", согласно которой реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Информация, указанная в рекламе "Бальзама "Сибирский", не может быть признана достоверной, так как сведения о его потребительских (лечебных) свойствах не могут быть подтверждены медицинскими исследованиями.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемому продукту именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Таким образом, реклама "Бальзама "Сибирский", распространенная в газете "Новый Курс" N 8 (866) от 02.03.2013, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 и пунктом 6 части 5 статьи 5, пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Вместе с тем, нарушение законодательства о рекламе может быть устранено посредством действий, направленных на его устранение как рекламодателем, так и рекламораспространителем.
Согласно выходным данным, издателем газеты "Новый Курс" является ООО "ТРИЭС ТВ", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, ООО "ТРИЭС ТВ", как рекламораспространитель, может прекратить распространение ненадлежащей рекламы "Бальзама "Сибирский", содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Бальзама "Сибирский", распространенную ООО "ТРИЭС ТВ" в газете "Новый Курс" N 8 (866) от 02 марта 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ТРИЭС ТВ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/02-2013
23 января 2013 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Ланшаков С.М. - специалист 1 разряда отдела рекламы,
на основании своего решения от 23.01.2013 по делу N 06-10.1/02-2013 о признании ненадлежащей рекламы "Бальзама "Сибирский", распространенной в газете "Новый Курс" N 8 (866) от 02.03.2012, нарушающей требования пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Триэс ТВ", (ИНН 5506035663, ОГРН 1025501254635, место нахождения: ул. Маяковского, 81, г. Омск, 644010) в срок до 06 февраля 2013 года прекратить нарушение пункта 2 части 3 и пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы "Бальзама "Сибирский", содержащей не соответствующие действительности сведения о его потребительских свойствах, а также указание на лечебные свойства объекта рекламирования.
2. ООО "ТРИЭС ТВ" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 08 февраля 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 06-10.1/02-2013 (опубликовано 27 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016