Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8353-04 (опубликовано 10 октября 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "26" сентября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "07" октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
рассмотрев дело N 11386/04-2014 по признакам нарушения ОАО "Ульяновская сетевая компания" (далее - ОАО "УСК") (432023, г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, д.29) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
На основании приказа от 06.06.2014 N 117 по Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области была проведена проверка в отношении ОАО "УСК", о чем составлен акт проверки N4 от 14.08.2014.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
ОАО "Ульяновская сетевая компания" - является юридическим лицом; видами деятельности предприятия являются: - оказание услуг по передаче и распределению (транспортированию) электрической энергии; - оказание услуг по присоединению к электрическим сетям; диагностика, эксплуатация, ремонт сетей технологической связи, средств измерений и учета (АИИСКУЭ), оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, технологического оборудования, а также технологическое управлении ими.
ОАО "УСК" не соблюдает 6-дневный срок, установлкенный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) для направления письма о недостающих сведениях заявителю:
- от 30.01.13 N71 (согласно представленному уведомлению письмо отправлено 13.02.2013);
- от 30.01.2013 N72 (представлены пояснения, что письмо заявителем получено не было, однако конверт с возвратом письма выдан заявителю вместе с письмом, реестр почтовых отправлений не представлен);
- от 05.03.13 N179 (не представлено доказательств направления в адрес заявителя писем о недостаточности сведений по заявке).
По указанным фактам приказом врио руководителя Ульяновского УФАС России от 11.09.2014 N 217 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "УСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несоблюдении 6-дневного срока, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, для уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение, которое может повлечь ущемление интересов потребителей.
На рассмотрении дела представители ОАО "УСК" поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях (вх. от 24.09.2014 N 8178), а также в письменных возражениях на акт проверки N 4 от 14.08.2014 (вх. от 04.09.2014 N7541). Указали, что несоблюдение сроков уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение, не носит систематический характер. В целях оптимизации работы с клиентами и сокращения сроков технологического присоединения, сотрудники компании уточняют желаемый вариант получения заявителями документов при приеме заявки на технологическое присоединение. Бывают случаи, когда заявитель изъявляет желание получить документы нарочно, но не приходит в оговоренные сроки за ними, в связи с чем дата регистрации письма в адрес заявителя может не соответствовать дате получения им документов. При этом, ОАО "УСК" постоянно работает над сокращением сроков на всех этапах технологического присоединения. Для этих целей в конце 2013 года произведена реорганизация отдела технологического присоединения и оптимизирована процедура согласования договоров на технологическое присоединение. В работе на 2014-2015 гг. планируется автоматизация процесса технологического присоединения и создание Центра обслуживания клиентов.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Ульяновская сетевая компания", выразившихся в несоблюдении 6-дневного срока, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, для уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение, что может повлечь ущемление интересов потребителей, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
При этом Комиссия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
В соответствии с п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Основным видом деятельности ОАО "УСК" является оказание услуг по передаче электрической энергии (код ОКВЭД 40.10.2).
Приказом ФСТ от 30.01.2013 N 51-э ОАО "УСК" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (тепловой) энергии".
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Соответственно, ОАО "УСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в границах присоединённой сети.
Таким образом, на ОАО "УСК" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861.
Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (п. 2 Правил N861).
Согласно п. 3 Правил N861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Данными правилами установлена процедура технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно п. 14 Правил N861 (в ред. от 24.06.2014) в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно абз. 13 п. 15 Правил N861 при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Из материалов дела следует, что ОАО "УСК" не соблюдает 6-дневный срок, установленный Правилами для направления письма о недостающих сведениях заявителю:
- от 30.01.13 N71 (согласно представленному уведомлению письмо отправлено 13.02.2013);
- от 30.01.2013 N72 (представлены пояснения, что письмо заявителем получено не было, однако конверт с возвратом письма выдан заявителю вместе с письмом, доказательства отправки письма отсутствуют);
- от 05.03.13 N 179 (отсутствуют доказательства направления в адрес заявителя писем о недостаточности сведений по заявке).
Довод представителя ОАО "УСК" о том, что несоблюдение сроков уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение не носит систематический характер Комиссией отклоняется, поскольку установлено, что факт несоблюдения сроков имел место более двух раз.
На основании изложенного, действия ОАО "УСК", выразившиеся" в несоблюдении 6-дневного срока, установленного Правилами технологического присоединения, для уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение, что может повлечь ущемление интересов потребителей, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать действия ОАО "Ульяновская сетевая компания", выразившиеся в несоблюдении 6-дневного срока, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, для уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение, что может повлечь ущемление интересов потребителей, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Ульяновская сетевая компания" предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст.14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
<>
Исх. от 10.10.2014 N 8353-04 Дело N 11386/04-2014
ПРЕДПИСАНИЕ N 81
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07.10.2014 по делу N 11386/04-2014
о нарушении ОАО "Ульяновская сетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в несоблюдении 6-дневного срока, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, для уведомления заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение, которое ущемляет интересы потребителя, предписывает:
Кому: ОАО "Ульяновская сетевая компания"
в срок до 17.01.2015 в случае недостаточности документов и сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям, поданных заявителями, уведомлять их об этом в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки.
в срок до 17.01.2015 представлять в Ульяновское УФАС России документы, подтверждающие уведомление заявителей о недостаточности сведений, указанных в заявках на технологическое присоединение в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки.
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8353-04 (опубликовано 10 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016