Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 28 января 2013 г. N 44-03/12
Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 28 января 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, Лупанова Наталья Сергеевна - главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
в присутствии:
представителя заявителя - ООО "Литейный центр", действующей по доверенности от 03.04.2012;
представителя ответчика - ООО "Уфалейский завод металлоизделий" (далее - ООО "УЗМИ"), действующей по доверенности от 15.01.2013 N УЗМИ/98-30-13,
рассмотрев дело N 44-03/12 по признакам нарушения ООО "Уфалейский завод металлоизделий" (далее - ООО "УЗМИ") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО "Литейный центр" на действия ООО "Уфалейский завод металлоизделий" (далее - ООО "УЗМИ"), выразившиеся в необоснованном прекращении подачи оборотной и технической воды.
30.01.2012 в адрес Челябинского УФАС России поступило дополнение к заявлению, в котором сообщалось о факте отказа ООО "УЗМИ" в увеличении объемов водоснабжения и водоотведения технической и оборотной воды ООО "Литейный центр".
По данному заявлению приказом руководителя Челябинского УФАС России от 09.04.2012 N 104 было возбуждено дело N 19-03/12 о нарушении ООО "УЗМИ" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном прекращении подачи оборотной и технической воды в адрес ООО "Литейный центр", а также в необоснованном отказе в увеличении объемов водоснабжения и водоотведения технической и оборотной воды.
Кроме того, в рамках рассмотрения указанного дела было выявлено нарушение ООО "УЗМИ" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Литейный центр".
05.10.2012 по делу N 19-03/12 Комиссией Челябинского УФАС России вынесено решение, которым действия ООО "УЗМИ", выразившиеся в ущемлении интересов ООО "Литейный центр" путем применения при расчетах с ООО "Литейный центр" тарифов на водоснабжение и водоотведение, не утвержденных в установленном порядке, признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", а также выразившиеся в несвоевременном уведомлении ООО "Литейный центр" о прекращении подачи оборотной и технической воды, нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
По факту отказа ООО "УЗМИ" в увеличении объемов водоснабжения и водоотведения технической и оборотной воды ООО "Литейный центр" Комиссией Челябинского УФАС Россия принято решение о выделении материалов дела N 19-03/12 в отдельное производство.
Выделенному делу присвоен номер 44-03/12.
В рамках рассмотрения материалов дела N 44-03/12 установлено следующее.
26.12.2011 ООО "УЗМИ" направило в адрес ООО "Литейный центр" проект договора N УЗМИ/911-253-11/ЛЦ/61/У-11 на водоотведение (далее - Договор водоотведения), а также проект договора N УЗМИ/911-227-11/ЛЦ/60/У-11 на водоснабжение (далее - Договор водоснабжения).
28.12.2011 ООО "Литейный центр" направило в адрес ООО "УЗМИ" протокол разногласий по Договору водоотведения.
17.01.2012 в ООО "Литейный центр" поступил протокол согласования разногласий на указанный протокол разногласий по Договору водоотведения.
25.01.2012 ООО "Литейный центр" направило ООО "УЗМИ" протокол урегулирования разногласий, в котором условия договора, предложенные в протоколе согласования разногласий от 17.01.2012 отклонило.
27.01.2012 ООО "УЗМИ" направило в адрес ООО "Литейный центр" протокол урегулирования разногласий.
Как следует из заявления, основным разногласием сторон по договору является пункт 2.1.1 Договора водоснабжения, устанавливающий лимиты водоотведения.
ООО "УЗМИ" предлагает установить в Договоре водоотведения объем принимаемых сточных вод в размере, согласно приборам учета водоотведения, но не более 20 куб. м в месяц по хоз. фекальным стокам и не более 10 000 куб.м. в месяц - в оборотный самотечный коллектор из водовода N 4 технической воды. Данный протокол разногласий ООО "УЗМИ" рассмотрен не был.
По Договору водоснабжения ООО "Литейный центр" также 28.12.2011 в адрес ООО "УЗМИ" направило протокол разногласий к договору.
Основным разногласием сторон является условие пункта 2.1.1 Договора водоснабжения, устанавливающего лимиты водоснабжения, а именно: ООО "УЗМИ" предлагает установить в договоре объем водоснабжения в следующем размере: техническая вода 2500 м3 в месяц; оборотная вода 7500 м3 в месяц; питьевая вода 20 м3 в месяц.
Вместе с тем, ООО "Литейный центр" настаивает на необходимости увеличения объемов водоотведения технической воды до 15 000 куб. м в месяц.
ООО "Литейный центр" настаивает на заключении Договора водоснабжения в своей редакции пункта 2.1.1, а именно: установить объем водоснабжения в следующем размере: техническая вода 15 000 м3 в месяц; оборотная вода 20000 м3 в месяц; питьевая вода 20 м3 в месяц.
20.01.2012 ООО "УЗМИ" направило в адрес ООО "Литейный центр" протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий.
Дальнейшей переписки между сторонами по вопросу заключения договоров не последовало.
По данному факту ООО "УЗМИ" представило следующие пояснения.
В 2011 году договоры на услуги водоснабжения и водоотведения не были заключены с ООО "Литейный центр" в связи с тем, что сторонами не было достигнуто соглашение о существенных условиях договора, а именно объемах водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, фактически услуги оказывались и оказываются в требуемом ООО "Литейный центр" объеме.
Увеличение объемов невозможно ввиду отсутствия технической возможности приема требуемых ООО "Литейный центр" объемов технической и оборотной воды. Последствием принятия такого объема является подтопление объектов ООО "УЗМИ" и создание неблагоприятной экологической ситуации.
В рамках рассмотрения дела ООО "УЗМИ" представило акт экспертизы от 31.08.2012 N 026-02-00660, проведенной специалистом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, на разрешение которой ставился вопрос о технической возможности приема требуемых ООО "Литейный центр" объемов технической и оборотной воды.
В указанном акте содержится вывод о том, что при существующем состоянии самотечной сети чистого оборотного цикла и очистных сооружений промливневого стока ООО "УЗМИ" техническая возможность постоянного приема сверхнормативного стока технической воды в объеме 15000 м3 в месяц в оборотный самотечный коллектор технической воды из водовода N 4 с последующим сбросом в систему ПЛК ООО "УЗМИ" отсутствует.
На заседании комиссии специалист Южно-Уральской торгово-промышленной палаты пояснил, что для приема требуемых ООО "Литейный центр" объемов водоотведения необходимы ремонт и модернизация существующей системы канализации ООО "УЗМИ".
В свою очередь ООО "Литейный центр" в обоснование необходимости увеличения объемов водоснабжения и водоотведения представило следующие пояснения.
Увеличение объемов водоснабжения и водоотведения для нужд ООО "Литейный центр" необходимо для осуществления производственной деятельности общества, так как основное производство осуществляется с использованием плавильных индукционных печей для стабильной работы которых необходим именно запрашиваемый объем водоснабжения, в ином случае печи придут в негодность и предприятие будет нести убытки.
Кроме того, по мнению ООО "Литейный центр", у ООО "УЗМИ" имеется возможность предоставить услуги по водоснабжению и водоотведению в необходимом объеме, поскольку и ранее и в настоящее время фактически эти услуги оказываются.
ООО "УЗММ" (собственник системы водоотведения) является одним из участников ООО "Литейный центр" с момента учреждения общества. Так как производственное здание ООО "Литейный центр" ранее являлось частью производственного комплекса ООО "УЗМИ", в Устав ООО "Литейный центр" были внесены дополнительные обязанности ООО "УЗММ" в том числе, по обеспечению необходимых объемов водоснабжения и водоотведения для производственного процесса ООО "Литейный центр". До передачи сетей в аренду ООО "УЗМИ" каких-либо разногласий в части объемов водоотведения и водопотребления между нашими предприятиями не было.
ООО "Литейный центр" представило расчет ООО "Фирма Техцентр", которое является специализированной организацией в области технической диагностики и экспертизы объектов Госгортехнадзора. Расчет произведен по чертежам системы водоотведения и водопотребления ООО "УЗМИ" и из него следует, что пропускная способность самотечного канализационного коллектора в месяц равна 61 020 м3, что исключает довод ООО "УЗМИ" о технической невозможности приема необходимого ООО "Литейный центр" объема водоотведения.
Изучив материалы дела, Челябинское УФАС России пришло к следующим выводам.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Комиссией установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "УЗМИ" является энергоснабжающей организацией, осуществляющей услуги по водоснабжению.
В силу пунктов 1, 3 статьи 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, с любым, обратившимся к ней потребителем, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Бездействие ООО "УЗМИ" по непринятию мер, направленных на заключение договоров с ООО "Литейный центр", и с учетом обязательности для ООО "УЗМИ" заключения договоров энергоснабжения в силу их публичности, указывают на уклонение ООО "УЗМИ" от заключения договоров на водоснабжение и водоотведение с ООО "Литейный центр".
В рамках рассмотрения дела N 19-03/12 Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг: по сбору, очистке и распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, по сбору и распределению технической воды Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания водопроводных сетей ООО "УЗМИ" по итогам 2011 года.
На основании проведенного анализа положение ООО "УЗМИ" на указанном рынке было признано доминирующим.
Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона "О защите конкуренции".
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара,
Имеющиеся в деле материалы об отсутствии у ООО "УЗМИ" возможности оказания необходимых ООО "Литейный центр" услуг по водоснабжению и водоотведению были признаны недостаточными для признания действий ООО "УЗМИ" обоснованными.
С учетом указанных обстоятельств (наличие признаков уклонения ООО "УЗМИ" от заключения с ООО "Литейный центр" договоров на водоснабжение и водоотведение и доминирующего положения ООО "УЗМИ") Комиссия выдала ООО "УЗМИ" предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" путем совершения действий, направленных на заключение с ООО "Литейный центр" договоров на водоснабжение и водоотведение.
16.01.2013 на заседании Комиссии от представителя ООО "УЗМИ" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих об исполнении предупреждений Челябинского УФАС России.
Из представленных документов следует, что ООО "УЗМИ" 27.12.2012 направило в адрес ООО "Литейный центр" проекты договоров на водоснабжение и водоотведение.
Таким образом, ООО "УЗМИ" выполнило предупреждения Челябинского УФАС России.
Из смысла статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" следует, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и соответственно возбужденное дело подлежит прекращению.
Кроме того, Комиссия, рассмотрев вопрос о соответствии действий ООО "УЗМИ" в части отказа от увеличении объемов водоснабжения и водоотведения на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2011 N 30, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом "О защите конкуренции".
Согласно статье 22 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.
В соответствии со статьей 3 Закона "О защите конкуренции" сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Установленные в рамках рассмотрения дела обстоятельства, а также разногласия между ООО "УЗМИ" и ООО "Литейный центр" являются преддоговорным спором и касаются условий договора, имеют гражданско-правовой характер и не связаны с защитой конкуренции, следовательно, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско - правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ООО "УЗМИ", выразившиеся в уклонении от заключения договоров на водоснабжения и водоотведение с ООО "Литейный центр" на 2012 год, нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Прекратить производство по делу в отношении ООО "УЗМИ" по факту уклонения от заключения договоров на водоснабжения и водоотведение с ООО "Литейный центр" на 2012 год, то есть по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
3. Прекратить производство по делу в отношении ООО "УЗМИ" по факту навязывания ООО "Литейный центр" невыгодных условий договоров на водоснабжение и водоотведение в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО "УЗМИ" по отказу в увеличении объемов водоснабжения и водоотведения.
4. Материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, не передавать
Председатель Комиссии
Е.Г. Семёнова
Члены Комиссии
Т.А. Ветрова
Н.С. Лупанова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 января 2013 г. N 44-03/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016