Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 11372/04-2014 (опубликовано 10 октября 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена: 25 сентября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено: 07 октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
рассмотрев дело N 11372/04-2014 по признакам нарушения Администрацией МО "Базарносызганский район" (433700, Ульяновская обл., Базарносызганский район, р.п. Базарный Сызган, ул. Советская, д.74) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
Постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - Административный регламент).
Из анализа Административного регламента следует, что исполнение ряда норм Административного регламента может повлечь нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем приказом от 09.09.2014 N215 было возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией МО "Базарносызганский район" пункта 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
На заседании комиссии представитель Администрации МО "Базарносызганский район" поддержал представленные письменные пояснения. Указал, что Административный регламент был разработан и принят в 2014 г. на основе модельного НПА, предоставленного Правительством Ульяновской области, прошел согласование Прокуратуры Базарносызганского района, в качестве проекта размещался в открытом доступе в сети "Интернет", отрицательных заключений на него от кого-либо не поступало. Административный регламент обнародован на сайте Администрации МО "Базарносызганский район".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, привлеченных к участию в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости признать п. 2.4.5, п. 2.6.1, п. 2.8, п. 2.9, раздела 2, п. 3.1.1 раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, реализация норм которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции"
При этом комиссия исходила из следующего.
Постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
Согласно п. 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется в том числе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее заявители), а также их законным представителям.
Согласно пункту 2.6.1, 3.1.1 Административного регламента заявитель при обращении за выдачей градостроительного плана земельного участка представляет ряд документов:
1. копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей);
2. копии учредительных документов (для юридических лиц);
3. правоустанавливающие документы на земельный участок;
4. кадастровый паспорт земельного участка;
5. материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка, в М 1:500 при площади участка до 1 га, в М 1:2000 при площади участка до 10 га, в М 1:5000 при площади участка более 10 га;
6. копии технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента установлено, что правоустанавливающие документы и кадастровый паспорт, запрашиваются Отделом строительства и архитектуры в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Документы, указанные в пунктах 1, 2, 3, 5, 6 пункта 2.6.1. Административного регламента, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Непредставление документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительных планов, влечет отказ в предоставлении градостроительного плана земельного участка в силу пункта 2.8 регламента. В случае несоответствия комплектности представленных документов материалы возвращаются заявителю с направлением в его адрес письменного уведомления об отказе в предоставлении услуги в силу п.3.1.1 Административного регламента.
Согласно части 2 статьи 44 Градостроительного Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков (далее также - ГПЗУ) может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких ГПЗУ регламентирован непосредственно Градостроительным кодексом Российской Федерации в части 17 статьи 46, согласно которой в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.
Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Градостроительного Кодекса). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Градостроительного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, требование о предоставлении для получения градостроительного плана земельного участка документов, в том числе учредительные документы, правоустанавливающие документы на земельный участок, материалы действующей топографической съемки, кадастровый паспорт земельного участка, и копию технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, неправомерно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
Кроме того, п. 2.4.5 Административного регламента предусмотрены основания для приостановления предоставления услуги на срок не более 10-ти рабочих дней.
Возможность приостановления предоставления услуги ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена.
Следовательно, п. 2.4.5 Административного регламента, предусматривающий приостановление предоставление муниципальной услуги, противоречит ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, противоречит статье 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, закрепляющий право на своевременное получение государственной услуги.
Также п.2.8 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в представлении муниципальной услуги, в том числе:
-отсутствия нормативных расстояний (противопожарных и санитарных) при размещении зданий или жилых домов на земельном участке;
-отсутствия согласия собственников жилого дома (в случае оформления градостроительного плана на реконструкцию здания или жилого дома).
Однако, нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).
Пунктом 2.9. Административного регламента установлен перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, в то числе: выдача нотариально заверенной доверенности, выдача материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка, в М 1:500 при площади участка до 1 га, в М 1:2000 при площади участка до 10 га, в М 1:5000 при площади участка более 10 га; выдача технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что противоречит законодательству по вышеизложенным основаниям.
Таким образом, установленные вышеперечисленные противоречия Административного регламента могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.
Таким образом, нормы п. 2.4.5, п. 2.6.1, п. 2.8, п. 2.9, раздела 2, п. 3.1.1 раздела 3 Административного регламента могут привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 2 Постановления от 11.10.2012 N213-П установлено, что настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Согласно пояснениям представителя Администрации МО "Базарносызганский район" в газете "Новое время" публикуются только те нормативные акты, касающиеся бюджета Базарносызганского района и Устава Базарносызганского района. Иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления только обнародуются. Обнародованием муниципального правового акта считается размещение экземпляра муниципального правового акта на официальном сайте муниципального образования "Базарносызганский район" в сети Интернет. Указанное постановление обнародовано на сайте муниципального образования "Базарносызганский район".
Следовательно, Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, в принятой редакции продолжает действовать в нарушение Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать п. 2.4.5, п. 2.6.1, п. 2.8, п. 2.9, раздела 2, п. 3.1.1 раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, реализация норм которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции"
2. Выдать Администрации МО "Базарносызганский район" предписание об отмене или изменении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 78
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07.10.2014 по делу N11372/04-2014 о нарушении Администрацией МО "Базарносызганский район" (433700, Ульяновская обл., Базарносызганский район, р.п. Базарный Сызган, ул. Советская, д.74) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), что выразилось в противоречии антимонопольному законодательству п. 2.4.5, п. 2.6.1, п. 2.8, п. 2.9, раздела 2, п. 3.1.1 раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, реализация которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции: предписывает:
Кому: Администрации МО "Базарносызганский район"
- совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции;
а именно:
- в срок до 10.11.2014 прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в противоречии антимонопольному законодательству п. 2.4.5, п. 2.6.1, п. 2.8, п. 2.9, раздела 2, п. 3.1.1 раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, реализация которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции:
- в срок до 10.11.2014 привести в соответствие с антимонопольным законодательством Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, путем отмены или внесения в него изменений;
- уведомить население МО "Базарносызганский район" об изменениях, внесённых в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации МО "Базарносызганский район" от 11.10.2012 N213-П, путём размещения изменений в официальных источниках.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
<>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 11372/04-2014 (опубликовано 10 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016