Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области <_>, рассмотрев протокол N 02-22/2015-06 от 27.02.2014 и другие материалы дела N 02-22/2015-06 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица открытого акционерного общества хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" (далее - ОАО ХБК "Шуйские ситцы") - генерального директора ОАО ХБК "Шуйские ситцы" - <_> по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие <_> (представителя (защитника)), установил:
28.01.2015 в отношении ОАО ХБК "Шуйские ситцы" посредством составления протокола возбуждено дело N 02-22/2015-05 об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Поводом к составлению протокола послужило решение Комиссии по делу N02-24/2014-002 от 03.09.2014.
Решением установлено, что ОАО ХБК "Шуйские ситцы" имеет в собственности здание котельной с оборудованием, предназначенным для производства тепловой энергии в пос. Филино Шуйского района Ивановской области, согласно свидетельству о регистрации права от 05.04.2000 серии А N 221031.
Между ОАО ХБК "Шуйские ситцы" и МП ЖКХ г. Шуи заключен договор теплоснабжения от 24.09.2009 N 23, согласно которому посредством котельной ткацкой фабрики N 2, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" осуществляет в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, поставку тепловой энергии в адрес МП ЖКХ г. Шуи, которое поставляет тепловую энергию населению и учреждениям социальной сферы пос. Филино Шуйского района.
Согласно пункту 1.1 договора теплоснабжения N 23 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" обязано отпускать МП ЖКХ г. Шуи тепловую энергию и горячую воду для отопления, горячего водоснабжения, в МП ЖКХ г. Шуи - принять и оплатить потребленную энергию.
Согласно пункту 4.2 договора теплоснабжения N 23 Абонент обязан оплачивать тепловую энергию в сроки, установленные настоящим Договором.
Пунктами 3.2.2 и 3.2.3 договора теплоснабжения N 23 предусмотрено, что расчет за потребляемую тепловую энергию производится ежемесячно на основании показаний приборов учета тепловой энергии (при их отсутствия на основании расчетов) по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ивановской области.
Пунктом 6.1 договора теплоснабжения N 23 предусмотрено прекращение отпуска тепловой энергии полностью, в том числе в случае неоплаты потребителем потребленной тепловой энергии в установленные сроки.
Дополнительным соглашением к договору теплоснабжения N 23 от марта 2011 были внесены изменения, касающиеся характеристик зданий Абонента - МП ЖКХ г. Шуи, присоединенных к тепловым сетям Поставщика - ОАО ХБК "Шуйские ситцы". Указанные здания Абонента, являются его субабонентами и плательщиками коммунальных услуг.
ОАО ХБК "Шуйские ситцы" начисление и сбор за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения многоквартирных домов пос. Филино Шуйского района Ивановской области не производят, эта обязанность возложена на МП ЖКХ г. Шуи.
Таким образом, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" исполнителем коммунальных услуг не является. Исполнителем коммунальных услуг выступает МП ЖКХ г. Шуи.
Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области 26.09.2013 утверждено Постановление N 144 "Об определении единой теплоснабжающей организации Семейкинского сельского поселения". Данной организацией, в соответствии с Постановлением N144, является ОАО ХБК "Шуйские ситцы".
23.09.2013 года Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области утверждено Постановление N 137 о начале отопительного сезона на территории Семейкинского сельского поселения с 01.10.2013.
ОАО ХБК "Шуйские ситцы" в установленный Постановлением N 137 срок не произвело подачу тепловой энергии МП ЖКХ г. Шуи, которое в свою очередь, не обеспечило поставку тепловой энергии потребителям, расположенным в пос. Филино Семейкинского сельского поселения Шуйского района Ивановской области.
Причиной срыва отопительного сезона явилось отсутствие изоляции тепловых сетей и задолженность МП ЖКХ г. Шуи перед ОАО ХБК "Шуйские ситцы" в размере 4 175 585, 93 руб.
Факт нарушения сроков поставки тепловой энергии потребителям пос. Филино Шуйского района с 01.10.2013 установлен Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 30.12.2013 дело N 2-1679/2013 и Определением Ивановского областного суда от 26.05.2014 N 33-1078. Судебные акты вступили в законную силу.
Услуги по передаче тепловой энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Ивановского УФАС России от 06.09.2002 N 113 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции "производство и передача тепловой энергии" с долей более 65 процентов, в географических границах - зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи".
Таким образом, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" занимает доминирующее положение на товарном рынке "Услуг по производству передаче тепловой энергии" в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи".
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил N 808).
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Пунктом 96 Правил N 808 предусмотрено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с Жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354, условием предоставления коммунальной услуги потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, предоставление её потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 (допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12° С до нормальной температуры, указанной в пункте 15 настоящего Приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха от + 10° С до + 12° С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 8° С до + 10° С).
Согласно пункту 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Такого основания прекращения поставки тепловой энергии, как наличие у теплоснабжающей организации задолженности перед третьими лицами по оплате отпущенных топливно-энергетических ресурсов, действующим законодательством не предусмотрено.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Решением Комиссии Ивановского УФАС России по делу N 02-24/2014-002 от 03.09.2014 действия ОАО ХБК "Шуйские ситцы": злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке "Услуг по производству передаче тепловой энергии" в географических границах зона обслуживания потребителей в административных границах "Заречная ч.г., ул. Московские, ул. Набережные, пер. Фабричный, пос. Филино, г. Шуи", выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи и повлекшие ущемление интересов потребителей тепловой энергии, признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответственность за данное нарушение несут юридические лица и должностные лица.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом, следует понимать лицо, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций - руководители и другие работники иных организаций.
В соответствии с Уставом ОАО ХБК "Шуйские ситцы" постоянно действующим единоличным исполнительным органом общества, является генеральный директор.
Согласно Уставу ОАО ХБК "Шуйские ситцы" генеральный директор несет ответственность за совершение любых действий и принятие решений, необходимых для достижения целей Общества.
Из объяснений от 16.01.2015, представленных ОАО ХБК "Шуйские ситцы" следует, что нарушение антимонопольного законодательства явилось следствием ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей генеральным директором ОАО ХБК "Шуйские ситцы" <_>
Нарушение ОАО ХБК "Шуйские ситцы" запрета, установленного статьей 10 Закона о защите конкуренции, произошло именно по вине <_> вследствие ненадлежащей организации работы в не поставке тепловой энергии с 01.10.2013 Абоненту (МП ЖКХ г. Шуи).
Следовательно, в действиях <_> содержатся признаки нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Таким образом, прихожу к выводу о возможности применения к должностному лицу ОАО ХБК "Шуйские ситцы" санкций, предусмотренных частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Письмом с уведомлением Ивановского УФАС России от 03.12.2014 N 02-14/4376 должностное лицо ОАО ХБК "Шуйские ситцы" было приглашено на составление и подписание протокола об административном правонарушении (номер уведомления 15300081100586).
В письме содержится информация о месте и времени составления указанного протокола.
При составлении протокола присутствовал представитель <_> (доверенность от 27.01.2015)
Копия протокола об административном правонарушении по делу N 02-22/2015-06 от 28.01.2015 вручена представителю (защитнику) генерального директора ОАО ХБК "Шуйские ситцы" по доверенности - <_> В протоколе содержатся сведения о времени и месте рассмотрения административного дела N 02-22/2015-06.
Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, направленные на обеспечение контроля в сфере антимонопольного законодательства, одной из форм обеспечения контроля является обязанность исполнения предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Объективная сторона состоит в ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностным лицом - генеральным директором ОАО ХБК "Шуйские ситцы" <_> что повлекло совершение хозяйствующим субъектом ОАО ХБК "Шуйские ситцы" нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Субъектом административного правонарушения выступает должностное лицо ОАО ХБК "Шуйские ситцы" - генеральный директор ОАО ХБК "Шуйские ситцы" - <_>
Субъективная сторона. Правонарушение было совершено по неосторожности. <_> не осознавал противоправности своих действий, хотя должен был и мог это осознавать.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина <_> установлена и подтверждается: решением Ивановского УФАС России от 03.09.2014 N02-24/2014-002, протоколом от 28.01.2015 N02-22/2015-06.
Таким образом, генеральный директор ОАО ХБК "Шуйские ситцы" <_> совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2013 МП ЖКХ г. Шуи.
Дата обнаружения административного правонарушения - 03.09.2014 (дата изготовления в полном объеме решения по делу N 02-24/2014-002).
Место совершения административного правонарушения - <_>(место нахождения котельной ОАО ХБК "Шуйские ситцы").
Генеральный директор ОАО ХБК "Шуйские ситцы" <_> на рассмотрение административного дела N 02-22/2015-06 не явился. О дате и времени рассмотрения настоящего дела защитник генерального директора ОАО ХБК "Шуйские ситцы" <_> надлежащим образом извещен, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении N02-22/2015-06 от 28.01.2015.
<_> предоставлено ходатайство (письмо от 17.02.2015) о рассмотрении административного дела N 02-22/2015-06 в его отсутствие.
На основании статьи 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Богаделина В.А. (его представителя, защитника).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность должностного лица ОАО ХБК "Шуйские ситцы" - генерального директора Богаделина Виктора Александровича является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, впервые (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При рассмотрении настоящего дела рассмотрена возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, прихожу к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Руководствуясь пунктом 2.6 статьи 19.5, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - генерального директора ОАО ХБК "Шуйские ситцы" <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления суммы штрафа:
<_>
Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: <_>)
Руководитель управления ____________________________________<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016