Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 21 января 2015 г. N 21-05/71-2014 Р
Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: исполняющая обязанности руководителя Управления Светлова И. А.;
члены Комиссии;
- начальник отдела правового обеспечения и рекламы Тюрин Д. А.;
- ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Муравкина Ю. А.;
- ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Иванкова Н. А.,
рассмотрев дело N 21-05/71-2014Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ненадлежащей рекламы интимных услуг в газете индивидуальным предпринимателем <П.> (далее - ИП.), что является признаком нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии:
-лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП П. и представитель по доверенности от 19.01.2015 г. Л. установила:
В ходе осуществления полномочий по контролю за соблюдением норм Федерального закона "О рекламе" Камчатское УФАС России установило следующее.
В еженедельном рекламном издании "Спрос-Камчатка-Реклама" N 42(735) от 29 октября 2014 г. в рубрике "Знакомства" на странице 15 была обнаружена реклама скрытых рекламных объявлений оказания интимных услуг следующего содержания: "Девушка познакомится с мужчиной и приедет в гости 8-.06-86. Девушка, молодая, стройная, познакомится с мужчиной, приедет или пригласит в гости 8-.49. Диана, милая и нежная девушка 33 лет, приятных форм, познакомится и пригласит в гости мужчину 8-.-77. Дикая кошечка- жгучая мулатка желает познакомиться со своим покровителем 8-.6. Длинноволосая блондиночка, стройная и ухоженная, познакомится и пригласит в гости хорошего мужчину для приятных романтических встреч 8-. Добрая, красивая хохлушка познакомится с мужчиной и скрасит одиночество 8-.-01. Евгения, красивая девушка с шикарными формами, ухоженная брюнетка, познакомится и пригласит к себе состоятельного мужчину 32-. Женщина, среднего возраста, нежная, милая, познакомится с мужчиной, приедет в гости, пригласит к себе 4. Зажигательная брюнетка модельной внешности из Владивостока познакомится с мужчиной и пригласит к себе 32. Зрелая и прекрасная, познакомится с мужчиной, пригласит в гости 40. Красивая брюнетка желает познакомиться с мужчиной 8-. Лапочка-пышечка познакомится и пригласит тебя, мой герой, в гости 8-. Ласковая стройная девушка познакомится с мужчиной, угостит десертом 31-. Ласковая, красивая девушка познакомится и украсит скучный вечер одинокому мужчине 8-. Молодая девушка ждет знакомств 8-. Молодая, веселая, озорная, познакомится и приласкает одинокого мужчину 8-963-. Молодая, красивая, стройная девушка модельной внешности познакомится и пригласит в гости щедрого мужчину 8-. Молодая, стройная метисочка познакомится и пригласит в гости на чашечку кофе 8-. Нежная Снежана познакомится и пригласит в гости мужчину на незабываемое свидание 8-924. Обаятельная шатенка познакомится и скрасит одиночество взрослому мужчине, приедет в гости 8-.-53. Очаровательная девушка востока познакомится и пригласит на чашечку чая 8-.-16. Очаровательная Шакира познакомится и приедет в гости к мужчине за 35 лет на чашечку кофе 8-.45. Очень нежная и ласковая девушка познакомится с порядочным мужчиной 8-. Роскошная, интересная дамочка познакомится с порядочным, состоятельным мужчиной 8-.08. Симпатичная кореяночка познакомится и пригласит в гости порядочного мужчину славянской национальности от 32 лет 8-. Симпатичная молодая девушка познакомится и пригласит в гости щедрого мужчину 8-.-98. Симпатичная, длинноволосая, ухоженная девушка, познакомится и пригласит на чашечку кофе 8-.-67. Кисуля 42. Золотая рыбка 44. Юля 8-.-00. Страстная познакомится брюнетка 8-.-08. Познакомится Милана 8-.60. Дуня 33-. Милашка 44. Киска 8-. Матрешка 48-. Магия ночи 33. Мария 35-. Люси 8-. Душечка 45-. Стройная, ухоженная, женственная леди познакомится с мужчиной, приедет в гости 8-. Хорошенькая девушка познакомится с мужчиной для встреч на своей территории 8-. Шальная стройная "зажигалочка" познакомится с мужчиной, пригласит в гости 31. Анастасия 44-. Синди 32. Любаша 48. Марина 44-. Настёна 31-. Катя 33. Алёна 48. Натали ждет знакомства 48. Майя 47. Анюта 444. Лина 8-. Анжела 44. Молодая зажигалочка 48. Виктория 33. Жара 44. Ангелика 48-. Сладкая Лора 34. Я твоя 48. Подружка ждет знакомств 8-91. Фантазия 45-. Сладенькая 45. Курочка 48. Алина 444-. Шейла 45-. Яна 480. Оля 44-. Кипарис 4. Пышка 3. Олеся 8-. Натали 48. Каролина 33. Алиса 44. Обаятельная Надежда 31. София 40-. Грешница 33. Азарт 44-. Непокорная 34-. Волнующее свидание 40. Молодая славяночка 31. Сапфир 48-. Тигра 45. Ириска 48. Маска 45. Лиана 47. Тайна 44-. Рисса 48. Полина ждет знакомств 32. Привлекательная девушка 31. Альбина ждет знакомств 31. Красивая девушка 44.. Красивая девушка ждет встреч 4. Девушка для Бонда 457. Милая девушка ждет знакомств 44-.. Тайное знакомство 40. Шальная брюнетка 40. Красивая молодая блондинка 31. Молодая стройная познакомлюсь 31. Бестия ждет знакомств 32. Обаятельная девушка ждет знакомств 33. Лия 47. Милая девушка 44-.. Молодая брюнетка Ленинский р-н 31-. Дива 47. Забава 44.".
Камчатским УФАС России направлен запрос (исх. N3153/05 от 29.10.2014 г.) в еженедельник потребителя "Спрос-Камчатка-Реклама" N42(735) от 29 октября 2014 г., о представлении документов, на основании которых размещены данные рекламные объявления.
ИП П. (вх. N3827 от 31.10.2014 г.) представила копии купонов для частных объявлений и бланки - заказов на размещение рекламной информации в газете "Спрос-Камчатка".
В представленных копиях бланков - заказов прослеживается подача рекламного объявления одним и тем же лицом на разных женщин, при чем одновременно. (Например, Петрова подает на Пышку, Каролину и Викторию и тут же приглашает на высокооплачиваемую работу в экспорт - агентство с гарантией жилья или Семенович подает рекламные объявления на Николь, Синди, Любаша.)
Согласно протоколу заседания Экспертного совета состоявшегося 18.11.2014 года по применению законодательства о рекламе при Камчатском УФАС России, рекомендовано признать размещение в периодических печатных изданиях, газетах скрытых рекламных объявлений интимных услуг недопустимым. При восприятии данной рекламы у потребителя формируется образ, согласно которому данная реклама предлагает интимные услуги, то есть рекламирует проституцию.
Независимые специалисты-эксперты (кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой теоретической и прикладной психологии КамГУ им.Витуса Беринга Ф. и кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им.Витуса Беринга В.) проанализировав рекламные объявления на предмет оценки: соответствие рекламных объявлений распространяемых в еженедельных рекламных изданиях ("Срочно!" N43(812) от 29 октября 2014, "Тройка" N42 (1053) от 25 октября 2014, "Спрос-Камчатка-Реклама" N42(735) от 29 октября 2014 года) Федеральному закону "О рекламе", направили заключение (вх.N119 от 16.01.2015 г.) в котором раскрывают следующие вопросы:
1) Могут ли рекламные объявления в рубрике "Знакомства" скрывать за собой рекламу интимных услуг Целый ряд рекламных текстов включает формулировки, неявно содержащие предложение услуг интимного характера: например, "Спрос-Камчатка-Реклама" N42 (735) от 29 октября 2014 г. на стр. 15 размещены объявления, "молодая, веселая, озорная, познакомиться и приласкает одинокого мужчину", "Сладенькая", "Я твоя", "Шальная брюнеточка", "Пышка", "Грешница", "Непокорная", "Страстная брюнеточка" и т.д. По мимо этого, в объявлениях содержатся указания на характеристики мужчин, с которыми предлагается знакомство: "состоятельный", "щедрый", "взрослый", (как правило, без указания конкретных пожеланий к возрасту), "нежадный", "добрый" и "порядочный" (можно предложить, что в данном контексте подразумевается также щедрость). Следует отметить: речь идет об интимных отношениях и об их платном характере, что делает их интимной услугой. Подавляющее большинство объявлений содержит информацию исключительно о внешней привлекательности и темпераменте, в том числе сексуальном (страстная, задорная, темпераментная, озорная молоденькая шалунья, чувственная и т.д.).
2) Какие эмоции вызывает данная информация у читателя На базе психолого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга был проведен ассоциативные эксперимент, в котором приняло участие 16 человек, включая сотрудников кафедр факультета и слушателей магистерских программ. Наиболее частыми ассоциациями, включающими эмоциональные реакции, являются следующие: жалость к девушкам, дающим объявления данного типа; презрение; отвращение; неприязнь. Все опрошенные указали, что избегают читать объявления данной рубрики.
3) Является ли приемлемым размещение рекламы интимных услуг С их точки зрения, размещение даже завуалированной рекламы интимных услуг в газетах бесплатного распространения, а следовательно, широкой доступности, является неприемлемым по следующим причинам: данные рекламные объявления оказывают влияние на формирование представлений о том, что отношения между мужчиной и женщиной сводятся исключительно к товарно-денежному аспекту и сексуальной эксплуатации, основаны на внешней привлекательности и темпераментности, страстности. С одной стороны, и финансовой состоятельности с другой. Данный контекст может противоречить деформации в представлениях детей и подростков о человеческих отношениях, что представляет собой достаточно серьезную угрозу в силу общедоступности печатных изданий. Кроме того, шансы людей, подавших объявление с реальной целью найти партнера для длительных отношений, резко снижаются, так как их размещение в ряду объявлений определенного (интимного) свойства меняет целевую аудиторию, препятствуя их адекватному восприятию. Данный факт косвенно нарушает права этих граждан.
Управление МВД по Камчатскому краю предоставило информацию (вх. от 25.11.2014 N4244) в которой сообщается, что факты размещения ненадлежащей рекламы о предоставлении услуг сексуального характера в рекламном издании "Спрос-Камчатка-Реклама" подтверждаются материалами уголовных дел, по которым приговоры вступили в законную силу, виновные лица привлечены к ответственности по ч.1 ст. 241 УК РФ. Согласно указанным материалам, с целью привлечения клиентов в газете "Спрос-Камчатка-Реклама" размещались объявления в рубрике "Знакомства", где указывались абонентские номера 44-20-60, 44-44-23, 44-44-53 (размещались с 2011 по 2012 г.), данные номера размещаются по настоящее время, в том числе и в выпуске "Спрос-Камчатка-Реклама" N42(735) от 29 октября 2014 г.
Вышеуказанная рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование интереса к предлагаемым услугам и их продвижению на рынке, следовательно, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", указанная информация является рекламой.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федеральный закон "О рекламе", не допускается реклама: товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 38 Федеральный закон "О рекламе" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно реквизитам газеты "Спрос-Камчатка-Реклама" N42(735) от 29 октября 2014 г. и представленным копиям документов (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 41 N 000430033; свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 27-0650 от 10 января 2008 г.) запрашиваемые определением от 9 декабря 2014 г. ИП П. является учредителем газеты "Спрос-Камчатка-Реклама".
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламной информации, является ИП П.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей вышеназванную рекламу ИП П., размещенную в еженедельнике потребителя "Спрос-Камчатка-Реклама" N 42(735) от 29 октября 2014 г. в рубрике "Знакомства" на странице 15 поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП П. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "21" января 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 21 января 2015 г. N 21-05/71-2014 Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016