Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 20 февраля 2015 г. N 02/АП-1002
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2015 г.Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 20.02.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, действующая на основании Приказа N 1230 от 16.10.2014 в составе:
Председатель комиссии:
Демкин Артур Валерьевич - руководителя Управления;
Члены комиссии:
Точиев Батыр Бесланович - заместитель руководителя Управления;
Третьяков Василий Васильевич - начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
Плутаев Александр Анатольевич - заместитель начальника отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в отсутствие представителя Заказчика ООО "РН-Информ", представителя Участника закупки - ООО "Ресурс", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы;
рассмотрев сведения, представленные ООО "РН-Информ" (вх. от 09.02.2015 вх.N 283-о), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступило обращение ООО "РН-Информ" (далее - Заказчик), содержащее сведения об отказе ООО "Ресурс" (далее - Участник закупки), признанного победителем закупки услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО "Самотлорнефтегаз", извещение N 31401760838, от заключения предусмотренного условиями закупки договора и ходатайство Заказчика о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В адрес Заказчика и участника закупки направлено уведомление о поступлении обращения и о приостановлении закупки до рассмотрения обращения по существу (исх. от 12.02.2015 N 02/АП-837).
Рассмотрение Комиссией обращения состоялось 19 февраля 2015 года в 10 часов 30 минут, по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12 "а".
О месте и времени рассмотрения обращения ООО "РН-Информ" заинтересованные лица уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы обращения, представленные доказательства, пояснения представителей Заказчика, Участника закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентирована Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО "РН-Информ" (далее также - Положение), утвержденным решением единственного участника от 28.12.2012 и размещенным на сайтах www.zakupki.gov.ru (далее также - Официальный сайт) и http://zakupki.rosNeft.ru/ (далее также - сайт Заказчика).
Способ осуществления закупки - запрос ценовых предложений (запрос цен).
ООО "РН-Информ" (Нефтяников ул., стр. 5, Пионерная зона, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628309) намеревалось заключить с участником закупки, представившим наилучшую заявку на участие в запросе цен договор, предметом которого являлось "Оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и подготовке к поверке средств и систем измерения количества и параметров качества нефти на объектах ОАО "Корпорация Югранефть", ОАО "РН-Нижневартовск", ОАО "Самотлорнефтегаз".
Настоящий запрос цен объявлен извещением от 01.12.2014 N 31401760838, размещенным на Официальном сайте и сайте Заказчика.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 25.12.2014 N В-ВП-577 по итогам проведения запроса цен в отношении лота "Оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО "Самотлорнефтегаз" победителем признано ООО "Ресурс" (Индустриальная ул., д. 16, стр. 12, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628000).
Письмом от 26.12.2014 N 2014-365 ООО "Ресурс" сообщило ООО "РН-Информ" о невозможности выполнения работ по лоту N И-ВП-577 "Оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО "Самотлорнефтегаз" на 2015 год, в связи с нерентабельностью.
На основании вышеуказанного, Заказчик считает победителя закупки уклонившимся от заключения договора, просит включить его в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО "Ресурс" в антимонопольный орган письменным и устным пояснениям, основной статьей затрат при оказании услуг (выполнении работ) по лоту N И-ВП-577 "Оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО "Самотлорнефтегаз" является приобретение кабельной продукции.
В результате увеличения стоимости кабельной продукции к моменту определения победителя запроса цен по лоту N И-ВП-577 на 40-50%, при твердой цене договора, рассчитанной при стабильном курсе национальной валюты по предыдущим ценам, заключение договора оказалось нерентабельно для ООО "Ресурс".
ООО "Ресурс" обращает внимание Комиссии, что с 2005 года является добросовестным и стабильным партнером таких заказчиков, как ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ТНК-ВР", а также их структурных подразделений и дочерних предприятий. В качестве доказательства представлены отзывы предприятий и организаций, по исполненным ООО "Ресурс" контрактам.
Кроме того, ООО "Ресурс" сообщает, что является добросовестным налогоплательщиком, не имеющим задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам. В качестве доказательства представлена Справка от 11.11.2014 N 39616 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей", заверенная межрайонной ИФНС России N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков".
Согласно пункту 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков", "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков", "Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков" (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211) заказчик направляет в уполномоченный орган документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
Сведения, представленные ООО "РН-Информ" направлены в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 25.12.2014 N В-ВП-577 по итогам проведения запроса цен ООО "Ресурс" признано победителем закупки.
ООО "Ресурс" сообщило ООО "РН-Информ" о невозможности выполнения работ по лоту N И-ВП-577 письмом от 26.12.2014 N 2014-365.
Согласно пункту 2.2.3 Документации о запросе цен N И-ВП-577 на право заключения договора на оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО "Самотлорнефтегаз" на 2015 год (далее - Документация), участник, подавший заявку, вправе изменить или отозвать ее в любое время до момента окончания подачи заявок на участие в запросе цен.
В соответствии с пунктом 2.9.3 Документации, в случае уклонения победителя закупки от заключения/исполнения договора, Заказчик вправе по собственному выбору применить одно или несколько следующих действий:
заключить договор с другим участником, занявшим следующее место, а также провести переговоры с ним по уменьшению цены его заявки;
провести повторную процедуру закупки;
отказаться от заключения договора и прекратить процедуру закупки;
обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор и (или) о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора;
направить предложение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 2.9.4 Документации, под уклонением Участника, выбранного в качестве победителя закупки, от заключения договора понимаются:
прямой письменный отказ от подписания договора;
не подписание Участником проекта договора в предусмотренный для этого в Документации о закупке срок;
предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее установленным в Документации о закупке и (или) в заявке такого Участника, а также достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям.
Запрос цен объявлен извещением от 01.12.2014 N 31401760838, размещенным на Официальном сайте и сайте Заказчика. Срок подачи заявок: с 02.12.2014 по 08.12.2014.
Таким образом, ООО "Ресурс" имело возможность отозвать свою заявку в любое время до момента окончания подачи заявок - 08.12.2014.
Довод ООО "Ресурс" об увеличения стоимости кабельной продукции к моменту определения победителя запроса цен по лоту N И-ВП-577 на 40-50%, Комиссией не принимается, так как существенные изменение курса валюты в сторону увеличения происходили уже в ноябре 2014 года, что подтверждается информацией, опубликованной на официальном сайте Центрального банка России, и ООО "Ресурс", осуществляю-щее предпринимательскую деятельность, должно прогнозировать возможную экономическую ситуацию.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Наступление у такого лица убытков является риском предпринимательской деятельности.
Сами по себе неблагоприятная экономическая конъюнктура, изменение цен или резкий рост курса иностранной валюты не могут являться безус-ловным основанием для отказа от заключения (расторжения) договора, поскольку иное понимание данного явления противоречило бы существу гражданского (предпринимательского) оборота, закрепленного в гражданском законодательстве
При подготовке заявки на участие в запросе цен ООО "Ресурс" знало или должно было знать об изменении курса валют, могло отслеживать увеличение стоимости кабельной продукции, могло и должно было оценить последствия своих действий в случае уклонения от подписания договора с ООО "РН-Информ".
Таким образом, вина ООО "Ресурс", признанного победителем закупки, выражается в осознанном отказе от заключения договора.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает, что при данных обстоятельствах, факт уклонения ООО "Ресурс" от заключения договора (контракта) установлен.
Согласно пункту 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.
В соответствии с пунктом 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2 лет со дня включения сведений в реестр.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", решила:
Сведения, направленные Заказчиком - ООО "РН-Информ" в отношении Участника закупки - ООО "Ресурс", включить в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением ООО "Ресурс" от заключения договора.
Примечание: Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра.
Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 февраля 2015 г. N 02/АП-1002
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016