Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 12 февраля 2015 г. N 05-01/63-14/Р3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
члены Комиссии: |
<_> <_> |
рассмотрев дело N 05-01/63-14/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы оружия на рекламных конструкциях, установленных по адресу: г. Смоленск, на первом этаже Гипермаркета "ЛИНИЯ", на торговом павильоне N 13, в котором находится магазин "Рыбачок", в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - индивидуального предпринимателя <_> (место регистрации: 214036, г. Смоленск, ул. Пригорская), установил:
В результате осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 29.08.2014 было выявлено, что в городе Смоленске, на первом этаже Гипермаркета "ЛИНИЯ", на торговом павильоне N 13, в котором находится магазин "Рыбачок", размещается информация следующего содержания:
1) на боковой стене павильона у кассы N 31 гипермаркета "Линия":
- "Лодки. Оружие (изображение револьвера")";
- "Камуфляж. Ножи. Фонари. Бинокли. Рыбачок";
2) слева и справа от входа в магазин:
- "Арбалеты (изображение арбалета). Пистолеты (изображение пистолетов). Винтовки (изображение винтовки). Эхолоты. Полевые бинокли. Рыбачок";
- "Одежда. Обувь. Снаряжение (изображение человека в камуфляже, целящегося из пистолета).
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"): "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии":
оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;
холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;
Согласно Федеральному закону от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам, подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
В размещаемой рекламе указано: оружие, арбалеты, пистолеты и винтовки, которые по своим свойствам относятся к оружию, и ножи (холодное оружие), а также изображения арбалета, револьвера, пистолетов и винтовки, вызывающих ассоциацию с оружием.
Таким образом, указанная информация является рекламой оружия, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется на улице города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования; направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к оружию, арбалетам, револьверам, пистолетам, винтовкам и ножам, способствует продвижению их на рынке.
Смоленским УФАС России 17.11.2014 в отношении индивидуального предпринимателя <_> было вынесено Определение о возбуждении дела
N 05-01/63-14/РЗ по признакам нарушения части 5 статьи 26 Закона "О рекламе". В указанном Определении рассмотрение дела N 05-01/63-14/РЗ было назначено на 04.12.2014 в 10 час.00 мин. На рассмотрении дела N 05-01/63-14/РЗ 04.12.2014 Комиссия Смоленского УФАС России вынесла Определение о продлении срока рассмотрения дела
N 05-01/63-14/РЗ до 17.02.2015 и рассмотрение дела было назначено на 24.12.2014
в 15 час.00 мин. На рассмотрении дела N 05-01/63-14/РЗ 24.12.2014 Комиссия Смоленского УФАС России вынесла Определение об отложении рассмотрения дела N 05-01/63-14/РЗ и рассмотрение дела было назначено к рассмотрению на 21.01.2015 в 10 час. 00 мин. На рассмотрении дела N 05-01/63-14/РЗ 21.01.2015 Комиссия Смоленского УФАС России вынесла Определение об отложении рассмотрения дела N 05-01/63-14/РЗ и рассмотрение дела было назначено к рассмотрению на 09.02.2015 в 11 час. 00 мин. Данное Определение (как и все выше перечисленные) было направлено по месту регистрации индивидуального предпринимателя <_>
06.02.2015 в Смоленское УФАС России поступило устное ходатайство индивидуального предпринимателя <_> с просьбой об отложении рассмотрения дела N 05-01/63-14/РЗ, назначенное к рассмотрению на 09.02.2015 в 11 час.00 мин., на более поздний срок, в связи с невозможностью явки индивидуального предпринимателя <_> на рассмотрение дела 09.02.2015. На рассмотрении дела N 05-01/63-14/РЗ 09.02.2015 Комиссия Смоленского УФАС России вынесла Определение об отложении рассмотрения дела N 05-01/63-14/РЗ и рассмотрение дела было назначено к рассмотрению на 12.02.2015 в 10 час. 00 мин.
Комиссия Смоленского УФАС России 12.02.2015, исследовав все материалы дела N 05-01/63-14/РЗ, установила следующее.
Согласно требованиям части 5 статьи 26 Закона "О рекламе": "Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только:
1) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия;
2) в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия;
3) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени".
Согласно части 1 статьи 5 Закона "О рекламе": "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная не допускается".
В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе": "Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об ассортименте и о комплектации товаров, а также возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока".
На основании части 7 статьи 5 Закона "О рекламе": "Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы".
По сообщению индивидуального предпринимателя <_> в магазине "Рыбачок" торговля оружием не осуществляется. Согласно сертификатам соответствия, представленным на изделия, реализуемые в магазине "Рыбачок":
N РОСС TW.SA02.А18844 - на арбалеты для спорта, отдыха и развлечения торговой марки "Yarrow", N РОСС US.SA02.А18059 - на пистолеты пневматические торговой марки "Gletcher" модели APSNBB (артикула 41154), N РОСС US.SA02.А21144 - на пистолеты пневматические торговой марки "Gletcher" модели TT-NBB (артикула 40497), N РОСС TW.SA02.А21174 - на пистолеты пневматические торговой марки "Gletcher" модели CLT1911 (артикула 39589), N РОСС TW.SA02.А21175 - на пистолеты пневматические торговой марки "Gletcher" модели UZM (артикула 39137), N РОСС US.SA02.А21263Т - на пистолеты пневматические торговой марки "Gletcher" модели Р08 (артикула 44836), N РОСС TW.SA02.А21172 - на пистолеты пневматические торговой марки "Gletcher" модели М712 (артикула 48236), N РОСС TW.SA02.А13550 - на пистолеты пневматические Umarex модели Makarov, N РОСС US.SA02.А21233- на револьверы пневматические газобалонные торговой марки "Gletcher" модели NGT (артикула 42595), N РОСС TW.SA02.А18931 - на ножи туристические торговой марки "Arhont",
N РОСС CN.SA02.А19414 - на ножи разделочные торговых марок "BokerPlus", "Magnum" и N РОСС FR.SA02.А16857 - на ножи туристические Opinel, указанные изделия оружием не являются, а являются изделиями конструктивно сходными с оружием.
Учитывая вышеизложенное, при размещении указанной рекламы, в которой указано: "Оружие" и содержится изображения арбалета, револьвера, пистолетов и винтовки, в целом вызывающих ассоциацию с оружием и ни с чем иным, нарушены требования части 5 статьи 26 Закона "О рекламе".
В рекламе содержится недостоверная информация: "Оружие", которая в совокупности с изображениями арбалета, револьвера, пистолетов и винтовки, указывает на то, что в магазине "Рыбачок" можно приобрести оружие, что не соответствует действительности и является нарушением пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Отсутствие в рекламе части существенной информации о том, что указанные в рекламе изделия не являются оружием, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Таким образом, в рекламе содержатся нарушения требований пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 5 статьи 26 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 и частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе", на основании части 6 статьи 38 указанного Закона несет рекламодатель; ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 26 Закона "О рекламе", на основании части 7 статьи 38 данного Закона, несет рекламораспространитель. Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо"; "рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств".
Деятельность, в магазине "Рыбачок", расположенном на первом этаже Гипермаркета "ЛИНИЯ", в торговом павильоне N 13, осуществляет индивидуальный предприниматель <_> (место регистрации: 214036, г. Смоленск, ул. Пригорская). Рекламные панно установлены индивидуальным предпринимателем <_> Согласно договору аренды от 01.12.2013 N 316 СМ, заключенного индивидуальным предпринимателем <_> с ЗАО "Корпорация "ГРИНН", торговый павильон N 13 предоставлен в аренду для размещения товаров для охоты, рыбалки и туризма (магазин "Рыбачок"). Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является индивидуальный предприниматель <_>
На рассмотрении дела N 05-01/63-14/РЗ 12.02.2015 индивидуальный предприниматель <_> пояснил, что до возбуждения дела не знал требований Закона "О рекламе", и то, что к рекламе оружия законодательством предусмотрены особые требования. Размещая рекламные конструкции, он считал, что, так как были указаны группы товаров без указания торговых марок изделий, то данная информация расценивается как информация о видах продаваемых изделий, а не реклама. Индивидуальный предприниматель <_> пояснил, что в магазине "Рыбачок" торговля оружием не осуществляется, а продаваемые изделия являются конструктивно сходными с оружием. Индивидуальный предприниматель <_> согласился с доводами членов Комиссии Смоленского УФАС России, что надпись "Оружие", содержащееся на панно, которое в совокупности с изображениями арбалета, револьвера, пистолетов и винтовки, с точки зрения потребителей может вызвать ассоциацию с оружием и тем, что в магазине "Рыбачок" можно приобрести оружие. Допущенные нарушения он обязуется устранить в ближайшее время.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу оружия, размещаемую в недопустимом месте - в городе Смоленске, на первом этаже Гипермаркета "ЛИНИЯ", на внешних стенах торгового павильона N 13 (магазин "Рыбачок"), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения оружия в магазине "Рыбачок" и в которой отсутствует часть существенной информации о том, что указанные в рекламе изделия не являются оружием, что тем самым искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 5 статьи 26 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "16" февраля 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
"16" февраля 2015 года г. Смоленск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области(далее - Смоленское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: члены Комиссии: |
<_> <_>
|
на основании своего решения от 12.02.2015 по делу N 05-01/63-14/РЗ о признании ненадлежащей рекламы оружия, размещаемой в недопустимом месте - в городе Смоленске, на первом этаже Гипермаркета "ЛИНИЯ", на внешних стенах торгового павильона N 13 (магазин "Рыбачок"), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения оружия в магазине "Рыбачок" и в которой отсутствует часть существенной информации о том, что указанные в рекламе изделия не являются оружием, что тем самым искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 5 статьи 26 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <_> (место регистрации: 214036, г. Смоленск, ул. Пригорская) в пятнадцатидневный срок прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы.
2. Индивидуальному предпринимателю <_> (место регистрации: 214036, г. Смоленск, ул. Пригорская) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10.03.2015.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 12 февраля 2015 г. N 05-01/63-14/Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016