Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 404-10-12 (опубликовано 1 февраля 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "17" января 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "31" января 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Ковалевская И.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, Ильяшенко О.Ю. - главный специалист-эксперт аналитического отдела (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 404-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (<_>) (далее - ОАО "МРСК Сибири", сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" (исх. от 20.06.2012 NN 006/3065) (далее также - Заявитель) на бездействия ОАО "МРСК Сибири", связанные с уклонением от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств:
Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 11-06 от ПС N 11 110/35/10 кВ "Енисейская" яч. 06 (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" от 19.04.2012 N 3309.10251.12).
Ячейка N 2 ПС 35/10 кВ N 59, фидер 10 кВ N 59-2 (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" от 30.09.2010 N 3322.13693.10).
Ячейка N 5 ПС 35/10 кВ N 121 "Осиный Мыс" фидера 10 кВ N 121-05 (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" N 12488.10).
Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула" (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" N 24637.11 от 30.11.2011).
Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-19 от ПС 110/10 кВ "Карабула" (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" N 24639.11 от 30.11.2011).
Дополнительный отбор мощности по фидеру 6 кВ N 11-02 от ПС N 11 110/6 кВ "Решоты" яч. 02N (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" N 1466.12 от 31.01.2012).
Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 80-05 (оп. N 207) от ПС 35/10 кВ N 80 "Ветвистое" (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" N 3121.12).
ВЛ-10 кВ от ЯКНО Тагара до п. Тагара.
В связи с изложенным, приказом Красноярского УФАС России о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.09.2012 N 722 было возбуждено дело N 404-10-12 по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в форме уклонения от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула" (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" от 30.11.2011 вх. N 24637.11).
В ходе подготовки дела к рассмотрению были установлены следующие обстоятельства.
ООО "КРЭК" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула" (далее - Заявка). Заявка была получена ОАО "МРСК Сибири" 30.11.2011 - вх. N 24637.11.
Письмом от 20.02.2012 N 1.3/01/1862-исх ОАО "МРСК Сибири" информировало ООО "КРЭК" о том, что в составе заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула", был приложен договор аренды муниципального имущества от 15.12.2009 N 48, срок действия которого истек. ОАО "МРСК Сибири" в названном письме также сообщало о том, что в случае предоставления документов, подтверждающих продление договора аренды от 15.12.2009 N 48, будет подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Таким образом, уведомление об отсутствии необходимых документов в составе Заявки, было направлено после истечения установленного Правилами срока.
Учитывая изложенное обстоятельство, Комиссия усматривает нарушение антимонопольного законодательства в нарушении ОАО "МРСК Сибири" нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО "КРЭК") об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, а не в уклонении от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула" (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" от 30.11.2011 вх. N 24637.11), как это было установлено в определении о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.10.2012.
В связи с выявлением признаков иного нарушения, чем это было установлено в определении о назначении настоящего дела к рассмотрению, производство по делу N 404-10-12 было отложено, ответчику было предоставлено право направить письменные пояснения по обстоятельствам рассматриваемого нарушения.
Исследовав обстоятельства дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
ОАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В связи с изложенным ОАО "МРСК Сибири" является сетевой организацией.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО "МРСК Сибири", в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ввела государственное регулирование и контроль. Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" объектов электросетевого хозяйства.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
ООО "КРЭК" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с Заявкой 30.11.2011 - вх. N 24637.11.
Письмом от 20.02.2012 N 1.3/01/1862-исх ОАО "МРСК Сибири" информировало ООО "КРЭК" о том, что в составе заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула" был приложен договор аренды муниципального имущества от 15.12.2009 N 48, срок действия которого истек. ОАО "МРСК Сибири" в названном письме также сообщало о том, что в случае предоставления документов, подтверждающих продление договора аренды от 15.12.2009 N 48, будет подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, уведомление об отсутствии необходимых документов в составе Заявки, было направлено после истечения установленного Правилами срока.
Довод ОАО "МРСК Сибири" о том, что не уведомление ООО "КРЭК" в установленный срок об отсутствии полного пакета необходимых документов в составе Заявки не ущемило и не могло ущемить интересов последнего, поскольку у ООО "КРЭК" отсутствовали правовые основания для владения и пользования муниципальным имуществом, Комиссией изучен и отклонен по следующим основаниям.
Вопрос правомерности пользования муниципальным имуществом Богучанского района ООО "КРЭК" был предметом рассмотрения Красноярского УФАС России в рамках дела N 121-17.1/15/16-12.
Дело N 121-17.1/15/16 было возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 18.04.2012 N 200 "О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" на основании части 1 статьи 23, статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием со стороны Управления муниципальной собственностью Богучанского района своевременных действий, направленных на проведение торгов на право заключения договора аренды имущества (объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности Богучанского района), в том числе действий по возврату имущества из пользования ООО "Красноярская региональная энергетическая компания", а также в связи с участием Управления муниципальной собственностью Богучанского района и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.
В результате рассмотрения дела N 121-17.1/15/16, в том числе был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "КРЭК" и Управления муниципальной собственностью Богучанского района в форме участия в соглашении о возможности использования ООО "КРЭК" муниципального имущества - электросетевого комплекса был торгов.
Красноярское УФАС России пришло к выводу, что за период с даты окончания срока действия договора аренды от 15.12.2009 N 48 (с 14.12.2010) до даты заключения договора от 28.02.2012 N 4/1-14/12 между Управлением муниципальной собственностью Богучанского района и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" действовало недопустимое в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" соглашение, согласно которому в отсутствие правовых оснований управление предоставляло муниципальное имущество в пользование ООО "Красноярская региональная энергетическая компания", а ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" использовало объекты электросетевого хозяйства для осуществления хозяйственной деятельности.
Как указано выше ООО "КРЭК" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с Заявкой 30.11.2011 - вх. N 24637.11.
При этом, необходимо учитывать следующее. Добросовестность действий сетевой организации при выполнении Правил в рассматриваемом случае не может быть поставлена в зависимость от добросовестности действий Заявителя.
Красноярское УФАС России полагает, в случае своевременного получения соответствующего уведомления об отсутствии полного пакета документов в составе Заявки, ООО "КРЭК" было не лишено возможности реализации прав на обращение в адрес правообладателя муниципального имущества - электросетевого комплекса Богучанского района с предложением о заключении краткосрочного договора или оформлении договорных отношений в ином, предусмотренном законодательством порядке.
При этом, ОАО "МРСК Сибири" на дату получения Заявки а также в установленный срок для направления уведомления, в соответствии с пунктом 15 Правил, не располагало информацией о факте незаконного владения и пользования ООО "КРЭК" муниципальным имуществом - электросетевым комплексом. Указанный вывод был сделан в решении Красноярского УФАС России по делу N 121-17.1/15/16-12 (дата принятия решения 28.08.2012). Также ОАО "МРСК Сибири" не является уполномоченным лицом, способным оценить правомерность пользования муниципальным имуществом и делать выводы и нарушении лицом, подающим заявку на технологическое присоединение норм действующего, в том числе антимонопольного, законодательства.
Указанные полномочия были реализованы Красноярским УФАС России при рассмотрении дела N 121-17.1/15/16-12.
ООО "КРЭК" пояснило, что несоблюдение ОАО "МРСК Сибири" нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО "КРЭК") об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, нарушило права ООО "КРЭК" в сфере предпринимательской деятельности, препятствовало своевременному технологическому присоединению и могло причинить вред деловой репутации ООО "КРЭК".
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 N 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Вместе с тем, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо указанными действиями налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Комиссия пришла к выводу, что ОАО "МРСК Сибири" вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав и создало ООО "КРЭК" неразумные ограничения реализации прав, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с изложенным, нарушение ОАО "МРСК Сибири" нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО "КРЭК") об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства для технологического присоединения: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ N 18-16 от ПС 110/10 кВ "Карабула" (заявка вх. ОАО "МРСК Сибири" от 30.11.2011 вх. N 24637.11) образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" не выдавать.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: И.Н. Ковалевская
О.Ю. Ильяшенко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 404-10-12 (опубликовано 1 февраля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016