Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 15 октября 2014 г. N 14-03-5-02/448
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - |
заместитель руководителя Управления - Никуйко Ирина Борисовна, |
Члены Комиссии - |
заместитель начальника отдела - Алимова Елена Владимировна, |
-
- |
государственный инспектор - Демичева Ксения Александровна, специалист 1 разряда - Донцов Дмитрий Александрович, |
рассмотрев дело N 14-03-5-02/448 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (ФЗ "О рекламе"), возбуждённое в отношении ИП Пименова С.В.,
с участием ИП Пименова Семена Васильевича (личность удостоверена по паспорту), заявители уведомлены, не явились, установила:
Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 (Правила).
В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
01 августа 2014 г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило обращение интернет-службы "АиФ-Волгоград" (вх. N 2216). В обращении сообщалось о рекламе, в которой, по мнению Заявителя, есть нарушения, а именно:
- на улице Комсомольской, между улицей Мира и проспектом Ленина (Центральный район г. Волгограда) расположен рекламный плакат магазина "Лук" с содержанием: "Здесь будет самый о_енный магазин".
Представители СМИ считают, что в данной рекламе присутствует скрытый мат.
Такой же позиции придерживается и Волгоградская региональная общественная организация "Свободное сообщество журналистов", от которой 05 августа 2014 г. за вх. N 2247 поступило письмо в адрес антимонопольного органа. Информацию на рекламном баннере магазина "Лук" организация считает оскорбительной.
Ряд заявлений по факту размещения в центре г. Волгограда рассматриваемой рекламы поступило также от граждан (вх. N 2252, 2254, 2255, 2256, 2257, 2258 от 05.08.2014 г.)
Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг рекламной информации, размещённой на окнах магазина под вывеской "Элегант. Обувь из Италии" по пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгоград. По результатам осмотра был составлен акт N 109-Р от 01.08.2014 г., в соответствии с которым установлено, что на трёх окнах магазина под вывеской "Элегант. Обувь из Италии", расположенного по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда, размещена реклама магазина "ЛУК". На двух крайних окнах на чёрном фоне белым цветом выполнена надпись "Здесь будет самый о.енный магазин ЛУК скоро_" На среднем окне на жёлтом фоне чёрными буквами расположена надпись "Здесь будет самый о.енный магазин ЛУК скоро_"
Деятельность по розничной торговле одеждой в магазине "ЛУК" в г. Волгограде осуществляет ИП Пименов С.В.[1] (ОГРНИП _ код вида деятельности согласно выписки из ОГРНИП _).
Индивидуальный предприниматель, принимавший участие в заседании Комиссии Волгоградского УФАС России, состоявшемся 02.10.2014 г., подтвердил, что с 01 октября 2014 г. по адресу размещения спорных рекламных плакатов открылся магазин "ЛУК". Устно Пименов С.В. пояснил Комиссии антимонопольного органа следующее:
- рассматриваемый плакат был разработан маркетологом /было названо имя Никита/, который подразумевал следующий слоган: "самый офигенный магазин". Однако размещение такого молодежного сленга в центре города посчитали неуместным, поэтому на плакате и появились три точки в слове, а именно "о_енный".
- рассматриваемые в настоящем деле плакаты не являются рекламой. Размещены они были без ведома индивидуального предпринимателя и исключительно с целью закрыть окна ремонтируемого помещения.
- после того, как ИП Пименову С.В. стало известно о размещении плакатов с текстом "Здесь будет самый о.енный магазин ЛУК скоро_", они были незамедлительно заменены на плакаты с иным содержанием. Маркетолог был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Иных заявлений, ходатайств, объяснений от индивидуального предпринимателя в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России не поступило.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы:
- распространена на плакатах, размещенных в окнах первого этажа жилого дома, в месте открытия магазина одежды,
- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазин "ЛУК"), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке ("самый _ магазин", "Здесь будет_").
В соответствии с ч. 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В нарушение требования ч. 6 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" реклама на рассматриваемых рекламных плакатах содержит недоговоренное бранное выражение "Самый о_енный" /сформулировано прилагательным, качественный разряд, единственное число мужской род, с использованием превосходной степени сравнения прилагательного/, о чем свидетельствует также мнение потребителей, выраженное в поступивших обращениях в адрес антимонопольного органа (н-р, обращение за вх. N 2256 от 05.08.2014 г.: "_ 3 рекламных плаката на оконных проемах с матом! И пропущенные буквы ничего не меняют", обращение за вх. 3 2254 от 05.08.2014 г.: "_ Откровенный мат! Это недопустимо, как же культурное воспитание населения1. ").
При этом, Комиссия антимонопольного органа принимает во внимание, что на недоговоренность указывает также многоточие - знак препинания, которым обычно обозначается незаконченная мысль.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе в недоговоренной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) выражение.
Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.
Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе").
Дело N 14-03-5-02/448 возбуждено в связи с распространением рекламы, в которой, по мнению Комиссии, использованы недопустимые "приёмы борьбы" за потребителя.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе").
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ "О рекламе" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
В материалах дела не содержится подтверждения прекращения распространения рассматриваемой Комиссией Волгоградского УФАС России в настоящем деле рекламы.
Рассматриваемая реклама "Здесь будет самый о.енный магазин ЛУК скоро_", распространяемая по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда в августе 2014 г., является ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу: "Здесь будет самый о.енный магазин ЛУК скоро_", распространяемую в августе 2014 г. по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда, ненадлежащей, нарушающей требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Пименову С.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014 г после объявленного в заседании Комиссии перерыва. Решение изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[1] См. также имеющийся в материалах дела кассовый чек от 08.08.2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 15 октября 2014 г. N 14-03-5-02/448
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016