Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 17 февраля 2015 г. N 08-04-15/01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
Председатель комиссии - заместитель руководителя - Попова Ирина Николаевна;
Члены комиссии: начальник отдела - Коптев Алексей Сергеевич, главный специалист-эксперт - Мороз Светлана Валерьевна
рассмотрев дело N 08-04-15/01 от 22.01.2015 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе общества с ограниченной ответственностью "ТВ Кандалакша" (ОГРН 1125102000462 от 29.08.2012, ИНН 5102046081,Мурманская область, город Кандалакша, ул. Первомайская, д.85а) (далее по тексту - ООО "ТВ Кандалакша", Телекомпания), установила
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратилась гражданка Смирнова Анна по факту продолжительного вещания рекламы на канале "ТВ Кандалакша".
Из обращения следует, что в городе Кандалакша Мурманской области в кабельной сети ООО "Гамаюн" осуществляет вещание средство массовой информации "ТВ Кандалакша".
Заявительница указывает, что телеканал "ТВ Кандалакша" планировался как информационный, о чем сообщалось в средствах массовой информации.
На самом деле большая часть эфира телеканала "ТВ Кандалакша" занята рекламой и десяти минутными новостными выпусками. Заявительница считает, что если канал информационный, то он должен демонстрировать новости, а ели рекламный, то учредители канала должны предупредить телезрителей об этом. Смирнова просит проверить телеканал "ТВ-Кандалакша" на соблюдение требований, установленных законодательством. К заявлению приложена часовая запись вещания телеканала "ТВ Кандалакша" на DVD носителе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) были изучены представленные ООО "ТВ Кандалакша" сведения, материалы, копия лицензии и запись вещания телеканала за 04.12.2014 г.
В соответствии с договором N 28/0714-1 от 28.07.2014 г Исполнитель - общество с ограниченной ответственностью "Гамаюн", имеющее лицензию на услуги связи для целей кабельного вещания N 77210 от 25.08.2010 г предоставляет Заказчику - обществу с ограниченной ответственностью "ТВ Кандалакша", имеющему лицензию на осуществления телевизионного вещания серия ТВ N 22827 от 08.02.2013 г, услуги по доведению программы до абонентов на территории с использованием технических средств телевизионной распределительной (кабельной) сети Исполнителя.
Согласно представленным материалам ООО "ТВ Кандалакша" осуществляет деятельность в области радиовещания и телевидения, создания видеопрограмм, производство рекламной продукции в Мурманской области, город Кандалакша, ул. Первомайская, д.85а, ОГРН 1125102000462 от 29.08.2012, ИНН 5102046081.
Свидетельство ЭЛ N ТУ51-00203 о регистрации средства массовой информации выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области 08.11.2012 г. Примерная тематика и специализация: Информационная(новости); развлекательная; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с лицензией ТВ N 22827 от 08.02.2013 г на осуществления телевизионного вещания, программная направленность телеканала "ТВ Кандалакша" информационная и развлекательна (местные новости, обзор региональных событий, ток шоу, игры, конкурсы). Рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В результате изучения записи вещания телеканала "ТВ Кандалакша" за 04.12.2014 года, Комиссия выявила нарушения части 1, части 3 статьи 14 и пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
Согласно части 1 статьи 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 14 Закона о рекламе не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
04.12.2014 года в эфире телеканала "ТВ Кандалакша" в 19:00:00 началось вещание программы "Время новостей", которое прерывалось рекламным сюжетом "Башкирский мед" с 19:10:54 по 19:12:31, на 1 минуту 37 секунд, без предупреждения о начале рекламы.
В рекламе демонстрировались торговые прилавки с различными сортами меда и конфитюра с указанием цен на них. Реклама следующего содержания: "Верный помощник от хвори - это мед. В наш город приехала выставка-продажа Башкирского меда и ягодного конфитюра. В наш город привезла продукцию пасека Монастырской. Жители не первый раз приходят на выставку и знают богатство ассортимента этого целебного продукта: мед гречишный, поливой, с кедровыми орешками и боярышниковый. Есть и новинки: мед с клюквой и черносливом. Весь мед свежего сбора из экологически чистых районов Башкирии и горного Алтая. Мед поможет в лечении многих заболеваний и окажет общеукрепляющие действия. Выставка предлагает конфитюры, которые полюбились Кандалакшанам: из манго и абрикосов, киви и вишни и северных ягод клюквы и брусники. Выставка приглашает всех на бесплатную дегустацию. Действует постоянная акция: при покупке меда, банка меда в подарок. Также можно будет приобрести иные продукты от медового вина и медовухи до натурального подсолнечного масла и халвы в ассортименте_Выставка Башкирского меда буде работать со 2 по 11 декабря в ДК Металлург"
Рекламный сюжет "Башкирский мед" соответствует всем признакам рекламы, а именно, направлен на неопределенный круг лиц ( размещен на телевидении),- привлекает внимание потребителей к продуктам пчеловодства (в сюжете показаны продукты пчеловодства и конфитюры с указанием цени, а также сказано об акции-"банка меда в подарок за покупку меда"),- продвигает на рынке товаров (указано место и дата выставки - продажи).
Далее в 19:12:36 новостной выпуск продолжился информационным сюжетом о проведении конкурса "Мой питомец", который, без предупреждения прервался рекламой "Зоомаркет Нептун" с 19:14:06 по 19:14:34,на 28 секунд.
Реклама следующего содержания: "Большой выбор домашних питомцев в зоомаркете "Нептун" пернатые, мохнатые, пушистые, искристые. Зоомаркет "Нептун" предлагает корма, витамины, аксессуары_ самая современная аквариумистика _ новинка только у нас гравировка жетонов, сеть магазинов: Горького10, Первомайская 44, Кировская26А, Кировская аллея, 11, работаем с 11.00 до 19 часов_"
В рекламе демонстрируются прилавки магазина, перечисляется ассортимент предлагаемых зоомаркетом товаров, указаны адреса сети магазинов "Нептун", режим работы, т.е. реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазину Зоомаркет и его товарам), поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В 19:15:08 программа "Время новостей" прервалась на 18 секунд спонсорской рекламой "Оптимальное решение", о которой сообщил диктор в начале сюжета о погоде, и продолжилась в конце сюжета - 13 секунд, что соответствует требованиям рекламного законодательства.
Программа "Время новостей" 04.12.2014 г демонстрировалась в эфире телеканала "ТВ Кандалакша" с 19:00:00 по 19:16:32 из них новостная информация и заставки составили 13 минут 56 секунд, рекламная информация в совокупности 2 минуты 36 секунд.
Таким образом, программа "Время новостей" длилась 13 минут 56 секунд, т.е. продолжительностью менее чем пятнадцать минут. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 14 Закона о рекламе не допускается прерывать рекламой телепрограмму продолжительностью менее 15 минут.
Следует отметить, что рекламы: "Башкирский мед" и "Зоомаркет "Нептун"" прерывали программу "Время новостей" без предупреждения о начале рекламы, что нарушает часть 1 статьи 14 Закона о рекламе.
Из представленного плана вещания телеканала за 04.12.2014 г следует, что с 19:00:00 по 19:16:32 демонстрировалась программа "Время новостей", далее с 19:16:33 по 19:23:45 вышел в эфир телеканала рекламный блок, продолжительностью 7 минут 12 секунд, что подтверждается записью эфира.
Таким образом, в течении часа с 19:00:00 по 20:00:00 04.12.2014 г на телеканале "ТВ Кандалакша" демонстрировалась реклама продолжительностью 9 минут 48 секунд, что нарушает часть 3 статьи 14 Закона о рекламе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Пунктом 28.1 статьи 2 Закона N 126-ФЗ "О связи" определено, что телеканал, радиоканал - это сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Сторонами договора N 28/07/14-1 от 28.07.2014 г ООО "Гамаюн" и ООО "ТВ Кандалакша" определены термины.
Согласно терминологии сетка вещания: документ, который содержит перечень, последовательность, местоположение, периодичность, наименование, время выхода в эфир составных и/или отдельных частей Программы, и определяет объем их вещания с разбивкой во времени применительно к конкретному периоду.
Таким образом, в плане вещания должны быть последовательно и с разбивкой во времени отражены все программы, составные и/или отдельные части программы, рекламные блоки и спонсорские заставки.
В представленном плане вещания телеканала "ТВ Кандалакша" за 04.12.2014 года отражено: 19:00:00-19:16:32 время новостей; 19:16:33-19:23:45 блок рекламы; 19:23:46-19:23:17 отбивка ТВ Кандалакша; 19:24:18-19:33:57 PRO Кино; 19:33:58-19:34:07 отбивка ТВ Кандалакша; 19:34:08-19:59:59 телегазета, что не соответствует фактическому вещанию в течение рассматриваемого часа.
Фактически передача время новостей прерывалась рекламой: "Башкирский мед" и "Зоомаркет "Нептун"", а также спонсорской рекламой "Оптимальное решение".
В плане вещания отсутствуют данные о времени выхода в эфир указанных составных частей программы "Время новостей".
Учитывая изложенное, Комиссия признала рекламу, распространявшуюся в эфире телеканала "ТВ -Кандалакша" 04.12.2014 г. в программе "Время новостей", продолжавшуюся менее 15 минут, и прерывающуюся рекламой без предупреждения о её начале, ненадлежащей, т.к. реклама не соответствует требованиям пункту 2 части 4 статьи 14 и части 1 статьи 14 Закона о рекламе, а также нарушающей часть 3 статьи 14 Закона о рекламе, т.к. общая продолжительность распространяемой в телепрограмме ТВ Кандалакша рекламы превысила 15 процентов времени вещания в течение часа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 14, часть 3 статьи 14 и пункта 2 части 4 статьи 14 Закона возложена на рекламораспространителя.
Рекламораспространителем является ООО "ТВ Кандалакша" (ОГРН 1125102000462 от 29.08.2012, ИНН 5102046081,Мурманская область, город Кандалакша, ул. Первомайская, д.85а).
ООО "ТВ Кандалакша" уведомлено о рассмотрении дела N 08-04-15/01 надлежащим образом. Определение о возбуждении дела N 08-04-15/01 по признакам нарушения рекламного законодательства направлено по юридическому адресу ООО "ТВ Кандалакша" 22.01.2015 г.
Согласно почтовому отправлению N 18301682014613 Определение Мурманского УФАС России получено ООО "ТВ Кандалакша" 26.01.2015 г.
На дату рассмотрения дела 17.02.2015 г в адрес Мурманского УФАС не поступало от ООО "ТВ Кандалакша" заявлений, ходатайств, пояснений и иных документов, касающихся дела.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу, вышедшую в эфир телеканала "ТВ Кандалакша" 04.12.2014 года ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 и пункта 2 части 4 статьи 14 Закона о рекламе.
Выдать предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства и соблюдения части 1 статьи 14, часть 3 статьи 14 и пункта 2 части 4 статьи 14 Закона о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу
N 08-04-15/01
17.02.20145 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе:
Председатель комиссии - заместитель руководителя - Попова Ирина Николаевна;
Члены комиссии: начальник отдела - Коптев Алексей Сергеевич, главный специалист-эксперт - Мороз Светлана Валерьевна
на основании своего решения от 17.02.2015 по делу N 08-04-15/01 о признании ненадлежащей рекламы, вышедшей в эфир телеканала "ТВ Кандалакша" 04.12.2014, продолжавшейся менее 15 минут, и прерывающейся рекламой без предупреждения о её начале, что не соответствует требованиям пункту 2 части 4 статьи 14 и части 1 статьи 14 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), а также нарушающей часть 3 статьи 14 Закона о рекламе, т.к. общая продолжительность распространяемой в телепрограмме ТВ Кандалакша рекламы превысила 15 процентов времени вещания в течение часа, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - ООО "ТВ Кандалакша" (ОГРН 1125102000462 от 29.08.2012, ИНН 5102046081,Мурманская область, город Кандалакша, ул. Первомайская, д.85а) прекратить нарушение части 1 статьи 14, часть 3 статьи 14 и пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ. в части прерывание телепрограммы рекламой продолжительностью менее чем пятнадцать минут без объявления о начале рекламы и вещания рекламы с превышением установленного законом времени более 9 минут в час.
2. Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 20 марта 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 февраля 2015 г. N 08-04-15/01
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016