Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 46/2015 (опубликовано 19 февраля 2015 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области
Резолютивная часть объявлена 16 февраля 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 19 февраля 2015 г. г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев дело N 46/2015 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Техстрой" (далее - ООО "Техстрой", заявитель) на действия заказчика - Курской таможни при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (извещение N 0144100002215000001), в присутствии представителей заказчика - (по доверенности N 05-53/37 от 05.02.2015 г.), (по доверенности N 05-53/38 от 05.02.2015 г.), (по доверенности N 05-55/88 от 10.10.2014 г.), от заявителя - (по доверенности от 10.02.2015 г.), личности присутствующих удостоверены на основании документов, удостоверяющих личность, установила:
В Курское УФАС России (далее - Управление) 09.02.2015 г. поступила жалоба ООО "Техстрой" (вх. N 633) на действия заказчика - Курской таможни при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (извещение N 0144100002215000001), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе.").
В своей жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе.".
Кроме того, в нарушение требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации заказчик принял на себя обязательства, превышающие размер непосредственно доведенных до него лимитов бюджетных средств, при гарантии исполнения соответствующих обязательств вышестоящим органом исполнительной власти.
Также заявитель обжалует положения документации о закупке в части отсутствия в проекте контракта срока действия контракта, что исключает возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии представители заказчика возражали против доводов жалобы заявителя и представили письменное пояснение, из которого следует, что заказчик с жалобой заявителя не согласен.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99, статьи 106 ФЗ "О контрактной системе." внеплановой проверки определения подрядчика (поставщика, исполнителя), Комиссией УФАС установлено следующее. 23.01.2015 г. в 17 ч. 52 мин. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0144100002215000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 45 610 147 (сорок пять миллионов шестьсот десять тысяч сто сорок семь) рублей 25 коп. Как следует из содержания извещения о проведении открытого конкурса N 0144100002215000001, заказчиком осуществляется определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ. 1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе." при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе." информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 ФЗ "О контрактной системе." установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе." предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В разделе "Требования к участникам" извещения N 0144100002215000001, размещенного на официальном сайте, заказчиком указано: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству объектов капитального строительства (Приказ министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 с изменениями от 23 июня 2010 г.) по видам работ в соответствии с предметом конкурса".
Аналогичное требование установлено заказчиком в пункте "Требования, предъявляемые к участникам конкурса и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона" извещения и пункте 3 "Предусмотренные статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" конкурсной документации.
Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель заявителя, указанное требование не позволяет однозначно установить какие именно разрешительные документы необходимо представить участнику для подтверждения его соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Как установлено Комиссией, Техническое задание конкурсной документации содержит виды работ, для выполнения которых требуется наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям, а также выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Вместе с тем в конкурсной документация заказчика требование о наличии у участника закупки указанных свидетельств отсутствует, также заказчиком не указан конкретный перечень видов деятельности, для выполнения которых требуется наличие указанных свидетельств.
На заседании Комиссии также установлено, что в адрес заказчика поступил запрос о разъяснении положений конкурсной документации с требованием указать виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые должны быть указаны в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предоставляемом участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе.
Разъяснение положений конкурсной документации, размещенное на официальном сайте, также не содержит конкретного перечня видов работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, являющихся предметом конкурса, которые должны быть указаны в свидетельствах, выданных саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предоставляемом участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, и необходимом для исполнения государственного контракта.
При таких обстоятельствах, участники закупки лишены возможности буквально и однозначно определить требование заказчика о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Не установив в извещении о проведении открытого конкурса N 0144100002215000001 и конкурсной документации исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, заказчик нарушил требования пункта 2 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе.".
Вышеуказанное нарушение содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Содержащиеся в жалобе ссылки заявителя на нормы ФЗ "О контрактной системе.", регламентирующие процедуру проведения электронного аукциона, Комиссия УФАС считает ошибочными, ввиду проведения заказчиком открытого конкурса.
2. В связи с тем, что контроль соблюдения заказчиками требований к определению начальной (максимальной) цены контракта, в силу положений части 3, части 8 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе." не отнесен к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, довод жалобы относительно того, что заказчик принял на себя обязательства, превышающие размер непосредственно доведенных до него лимитов бюджетных средств, при гарантии исполнения соответствующих обязательств вышестоящим органом исполнительной власти, Комиссией УФАС не рассматривается.
3. В силу пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе." документация об аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. Согласно части 3 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе." исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ "О контрактной системе.", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российский Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключает контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Однако из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке невозможно сделать вывод о минимальном сроке действия обеспечения исполнения контракта. Так, согласно пункту 8 "Условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия)" документации об открытом конкурсе "срок действия банковской гарантии предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен составлять не менее чем один месяц с даты окончания срока действия контракта".
В то же время в пункте 11.1 проекта контракта установлено, что "настоящий Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов по Контракту, что не освобождает Подрядчика от исполнения гарантийных обязательств".
Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет. Таким образом, в проекте контракта отсутствует определенный срок действия контракта, что исключает возможность представления участниками закупки обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и является нарушением требований части 3 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе.".
В связи с тем, что установленные Комиссией Курского УФАС нарушения в действиях заказчика на данном этапе носят неустранимый характер, при выявленных обстоятельствах, на основании вышеизложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьями 99, 106 ФЗ "О контрактной системе.", Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Техстрой" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Курскую таможню нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Курской таможне предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Копию решения по делу N 46/2015 направить в Прокуратуру Курской области и УМВД России по Курской области для сведения.
5. Передать материалы дела N 46/2015 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
6. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
| |
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 46/2015
об аннулировании определения поставщика
Резолютивная часть объявлена 16 февраля 2015 г.
Изготовлено в полном объеме 19 февраля 2015 г. г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
на основании решения от 16 февраля 2015 года по делу N 46/2015, принятого по результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании части 15 статьи 99, статьи 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (извещение N 0144100002215000001), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписывает:
1. Заказчику - Курской таможне в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения настоящего предписания аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство служебно-производственного здания Курской таможни СПЗ (извещение N 0144100002215000001).
2. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты исполнения настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 46/2015 (опубликовано 19 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016