Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 5 февраля 2015 г. N 000790
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
А. В. Плаксин, и.о. заместителя руководителя управления;
Члены комиссии:
Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
рассмотрев жалобу ООО "ПКФ "УралРеаХим" (вх. N 000790) (далее - заявитель) на действия АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (далее - заказчик, организатор торгов) при организации и проведении закупки у единственного поставщика на поставку химической продукции для нужд АО "НИИПМ", извещение N31501927597 опубликовано 19.01.2015 г. на официальном сайте для размещения информации о закупках (далее - официальный сайт) http://zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - закупка, торги) установила:
22.01.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении торгов.
Заявитель указывает, что он был не законно лишен права участия в данной закупке, поскольку способ её проведения, выбранный заказчиком, не является конкурентным. По мнению заявителя в данном случае организатор обязан был надлежащим образом разместить объявление о проведении запроса котировок.
Учитывая изложенное, заявитель просит признать в действиях заказчика факт нарушения действующего законодательства и выдать предписание, направленное на устранение допущенных нарушений.
Организатор торгов с доводами заявителя не согласен указывает на законность и обоснованность процедуры закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи (ч. 5 ст. 4 Закона о закупках).
В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при проведении закупок заказчик - акционерное общество обязано руководствоваться, в т.ч. утверждённым советом директоров Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).
Следовательно, в рамках рассмотрения настоящей жалобы необходимо установить, в т.ч. факт и сроки размещения заказчиком информации, размещение которой является обязательным.
19.01.2015 г. на официальном сайте заказчиком размещены:
- протокол закупки у единственного поставщика N122-2014 от 19.01.2015 г.;
- извещение о закупке;
- договор N122-2014 от 10.12.2014 г., заключенный между ООО "Научно-Производственная "Камская химическая компания" и организатором торгов на поставку товара, являющегося предметом закупки.
То есть, заказчик разместил на официальном сайте извещение о закупке спустя 30 дней после её совершения, а документация о закупке, в т.ч. проект договора не размещены до настоящего момента.
При этом, заказчиком в материалы жалобы не представлено доказательств, и не дано ни каких пояснений, подтверждающих, что не размещение указанной информации основано на нормах Закона о закупках, в частности ч. 15 ст. 4, в которой содержится исчерпывающий перечень оснований, для не размещения на официальном сайте информации, установленной, в т.ч. ч.ч. 5, 9, 10, 11 данной статьи.
Антимонопольным органом учтено, что Закон о закупках не содержит нормы, позволяющей заказчикам не размещать на официальном сайте обязательную для размещения информацию при осуществлении закупок способами, не являющимися конкурентными, в т.ч. у единственного поставщика.
Обязанность размещать на официальном сайте извещение и документацию о закупке у единственного поставщика также установлена и Положением о закупках заказчика (ч. 2 ст. 27).
Кроме того, согласно ст. 27 Положения о закупках решение о закупке у единственного поставщика принимается комиссией заказчика и оформляется соответствующим протоколом.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
Таким образом, в рассматриваемом случае, с учётом заключения договора по результатам закупки 10.12.2014 г., следует сделать вывод, что протокол, оформляемый заказчиком, в силу ст. 27 Положения о закупках, должен был быть размещён на официальном сайте не позднее 14.12.2014 г.
Однако, как указано выше данный протокол был оформлен и размещён заказчиком только 19.01.2015 г.
То есть имеет место ситуация при которой формально требования ч. 12 ст. 4 Закона о закупках организатором торгов соблюдены, но обязательное решение о заключении договора у единственного поставщика было принято заказчиком лишь через месяц после фактического заключения указанного договора.
Комиссия Пермского УФАС России не может признать такой порядок размещения протокола законным, поскольку в данном случае указанная процедура не сможет и не будет иметь никакого практического значения ни для заказчика ни для заинтересованных в заключении договора потенциальных подрядчиков и фактически будет свидетельствовать о формальности процедуры его формирования и размещения.
По мнению антимонопольного органа, описанные действия (бездействие) заказчика не соответствуют целям Закона о закупках, поскольку они не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, гласность и прозрачность закупки, что влечет наличие злоупотреблений, и не соблюдение принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (А13-15037/2013).
Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным признать в действиях АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" факт нарушения ч.ч. 5, 9, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём не размещения на официальном сайте закупок - www.zakupki.gov.ru обязательной для размещения информации, в т.ч. документации о закупки (проекта договора), а также размещения извещения о закупке, итогового протокола значительно позже даты заключения договора, являющегося предметом закупки.
Доводы заявителя об обязанности заказчика осуществить рассматриваемую закупку способом запроса котировок Комиссией Пермского УФАС России отклоняется, как противоречащие материалам жалобы, в т.ч. п. 9 ч. 3 ст. 27 Положения о закупках.
Учитывая изложенное, на основании ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "ПКФ "УралРеаХим" (вх. N 000790) на действия АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" при организации и проведении закупки у единственного поставщика на поставку химической продукции для нужд АО "НИИПМ", извещение N31501927597 опубликовано 19.01.2015 г. на официальном сайте для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети "Интернет" не обоснованной.
2. Признать в действиях АО "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" факт нарушения ч.ч. 5, 9, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путём не размещения на официальном сайте закупок - www.zakupki.gov.ru обязательной для размещения информации, в т.ч. документации о закупки (проекта договора), а также размещения извещения о закупке, итогового протокола значительно позже даты заключения договора, являющегося предметом закупки.
3. В связи с наличием договора, заключенного сторонами по результатам указанной закупки, предписание не выдавать.
Председатель Комиссии А. В. Плаксин
Члены Комиссии Д.Е. Баранов
А.А. Шадрина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Д. Е. Баранов, 8(342) 2 351-036
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 февраля 2015 г. N 000790
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016