Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 13 февраля 2015 г. N 02/3024
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" (далее - Организатор закупки); от ЗАО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.02.2015 N 2510) ЗАО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" на действия Организатора торгов ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" при проведении конкурентных переговоров с определением результатов Комиссией на право заключения договора на проведение годовой летной проверки светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос (закупка является многоэтапной) (извещение N 31501977064), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
30 января 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31501977064 о проведении конкурентных переговоров с определением результатов Комиссией на право заключения договора на проведение годовой летной проверки светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос (закупка является многоэтапной) (Далее - Закупка), включая Документацию (далее - Документация о закупке).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках (П ОКУ 912-2014) в редакции от 25.02.2014 (далее - Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 658 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.01.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
06.02.2015 в 21:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
09.02.2015 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе д.41, лит ЗИ |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях, установленных Документацией.
Доводы жалобы:
По мнению Заявителя, в Документации конкурентных переговоров Заказчиком неправомерно установлено требование к Участнику и документам Участника, которые накладывают на конкурентную борьбу Участников излишние ограничения.
А именно, Разделом 3 пунктом 3.1.4. Документации конкурентных переговоров установлено требование Заказчика о наличии у Участника сертификата эксплуатанта.
Однако, Заявитель подчеркивает, что в соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Данное деление осуществляется с учетом целей, для которых используется конкретное воздушное судно.
Заявитель указывает, что согласно ст. 23 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
"Федеральными авиационными правилами "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса Российской Федерации от 18.01.2005 N 21, (далее - ФАП) определены организация, порядок проведения и документирования результатов летных проверок, выполняемых для подтверждения соответствия параметров и характеристик наземных средств РТОП, связи и систем ССО требованиям нормативно-технической документации с целью обеспечения безопасности и регулярности воздушного движения".
Заявитель также ссылается на то, что п. 18 ФАП установлено, что летные про верки наземных средств РТОП, связи и систем ССО выполняются в полете подготовленным для этого летным экипажем на воздушном судне-лаборатории, оборудованном специальной аппаратурой летного контроля, имеющей сертификат о калибровке.
Таким образом, Заявитель считает, что в силу п. 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации использование юридическим лицом воздушного су дна в целях, определенных для экспериментальной авиации, не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона
N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ЗАО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 02/Т-74 от 10.02.2015 представлен.
В соответствии со ст. 23 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Представители Организатора торгов указывают, что из Выписки из ЕГРЮЛ от 17.11.14, предоставленной ЗАО "АСЦ "СибНИА - ТЕСТ" следует, что основными видами деятельности Заявителя являются технические испытания, исследования и сертификация (код ОКВЭД - 74.30), дополнительным видом деятельности - сертификация продукции и услуг (код ОКВЭД - 74.30.8). Таким образом, сфера деятельности Заявителя - эксплуатация экспериментальных воздушных судов (экспериментальная авиация).
Организатор торгов в своем отзыве отмечает следующее:
"Ст. 26 Воздушного кодекса РФ установлено, что государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляет уполномоченный орган в области оборонной промышленности, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 является Минпромторг России. Такое регулирование ведется на основании норм ВК путем утверждения указанным уполномоченным органом в соответствии с п. 6 Положения о подготовке ФП ИВП и ФАП (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.1998 N 360) федеральных авиационных правил, регламентирующих деятельность экспериментальной авиации (например, ФАП по производству полетов экспериментальной авиации; утверждены Приказом Росавиакосмоса от 28.06.2000 N 104, далее - "ФАП ПП ЭА").
В соответствие с Постановлением Правительства РФ N 438 от 05.06.2008 "О Министерстве промышленности и торговли РФ" экспериментальная авиация находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. К полномочиям Министерства промышленности и торговли относятся, в том числе, учёт воздушных судов экспериментальной авиации (п. 5.2.18.26.), порядок допуска их к полётам (п. 5.2.18.27.), государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации (п. 5.8.10.)".
Также Представители Организатора торгов ссылаются на следующие пункты Федеральных авиационных правил:
"В соответствие с ФАП ПП ЭА (раздел 1.1. Общие положения абз. 2) "Правила определяют порядок организации лётно-испытательной работы, выполнения испытательных полётов, управление полётами и их обеспечение в авиационных организациях экспериментальной авиации".
В п. 2.1.1. ФАП ПП ЭА указано, что "к экспериментальным относятся воздушные суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и другой техники, а также обеспечение лётных испытаний.
П. 2.1.4. ФАП ПП ЭА относим к летающим лабораториям воздушные суда, созданные на базе опытных или ранее принятых в эксплуатацию воздушных судов и используемые для проведения на них опережающих испытаний и исследований в полёте силовых установок, бортовых систем и (или) специального оборудования.
В соответствие с п. 2.1.7 ФАП ПП ЭА установлено, что порядок допуска к полётам экспериментальных воздушных судов определяется Федеральными авиационными правилами о порядке допуска к полётам экспериментальных воздушных судов.
В п. 3.1.1. ФАП ПП ЭА указано, что полёты, связанные с испытаниями авиационной техники, подразделяются на испытательные, исследовательские, сертификационные испытания, вспомогательные, облёты и демонстрационные.
Испытательный (исследовательский) полёт - полёт, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения, парашютно-десантной и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.
Сертификационный испытательный полёт - испытательный полёт, выполняемый для определения соответствия гражданской авиационной техники требованиям к лётной годности.
Вспомогательный и демонстративный полёты к настоящему делу отношения не имеют.
Облёт - полёт для проверки работоспособности двигателей и систем после ремонта и замены агрегатов, регламентных работ, доработок и т.п.
Раздел 2.2. ФАП ПП ЭА определяет правовой статус аэродрома экспериментальной авиации и режим его эксплуатации".
Представители Организатора торгов отмечают, что из вышеуказанных нормативных актов следует, что экспериментальная авиация в общей системе авиации РФ занимает особое место, со своей обособленной подчинённостью, нормативно-правовым регулированием, материальной базой, иными, чем у гражданской авиации целями и задачами.
В свою очередь ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" осуществляет свою деятельность в сфере гражданской авиации. Гражданская авиация находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта на основании Постановления Правительства РФ N 396 от 30.07.2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" в ред. Постановления Правительства РФ N1033 от 17.12.2009 г. и Министерства транспорта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ N395 от 30.07.2004 г. "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ" (в ред. Постановления Правительства РФ N918 от 09.09.2014 г.). Министерство транспорта РФ и подчинённая ей служба - Федеральное агентство воздушного транспорта определяют правовой режим применения гражданской авиации. К полномочиям Министерства транспорта РФ в области применения гражданской авиации относятся, в том числе:
П.5.2.53. правила обязательной сертификации юридических лиц в сфере гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ;
П.5.2.53.7 правила выполнения авиационных работ с целью проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полётов, авиационной электросвязи".
Также ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" руководствуется Приказом N1 Министерства транспорта Российской Федерации от 18.01.2005 г. "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Лётные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полётов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации", в редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации N117 от 20.04.2011 - нормативным правовым актом, содержащие специальные нормы права, относящиеся к предмету деятельности Общества.
П.17 Федеральных авиационных правил "Лётные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полётов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации", в редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации N117 от 20.04.2011 гласит "своевременное и качественное выполнение летных проверок наземных средств РТОП, связи и систем ССО экипажами воздушных судов-лабораторий авиационных предприятий, имеющих сертификат эксплуатанта в соответствие со статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, обеспечивает руководитель этого авиационного предприятия" (Сертификат эксплуатанта подтверждает возможность авиационного предприятия выполнять полёты на территории Российской Федерации с использованием воздушного судна в гражданских интересах).
В соответствии со ст.21 Воздушного кодекса РФ к гражданской авиации относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. В Приказе Министерства транспорта РФ N128 от 31.07.2009 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ" в п.6.2. перечислены виды авиационных работ:
- авиационно-химические работы;
- воздушные съёмки;
- лесоавиационные работы;
- строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы;
- работы с целью оказания медицинской помощи;
- лётные проверки наземных средств РТОП, авиационной электросвязи и ССО аэродромов гражданской авиации.
Таким образом, летные проверки наземных средств РТОП, авиационной электросвязи с ССО аэродромов гражданской авиации отнесены к авиационным работам.
В соответствие со ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие выполнение авиационных работ.
Таким образом, Представители Организатора торгов считают, что незаконность и необоснованность требований Заявителя обуславливается прежде всего тем, что, являясь по сути эксплуатантом экспериментального воздушного судна, Заявитель претендует на выполнение авиационных работ в сфере гражданской авиации, не соответствуя при этом необходимым требованиям для выполнения такого рода работ.
Представители Организатора торгов считают, что из вышеизложенного следует:
"1. Правое регулирование отношений по применению гражданской и экспериментальной авиации различается по объекту и субъекту регулирования, его целям и задачам.
2. Лётные проверки наземных средств РТОП, авиационной электросвязи и ССО аэродромов гражданской авиации законодателем отнесено к сфере деятельности гражданской авиации, но не экспериментальной. Участие организации экспериментальной авиации в авиационных работах по проверке РТОП, авиационной электросвязи и ССО аэродромов в соответствии с Постановлением Правительства РФ N862 от 30.07.1999 г. возможно только по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта.
3. Соискатель на право осуществлять работы в сфере коммерческой гражданской авиации должен соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта, а, следовательно, должен иметь, прежде всего, сертификат эксплуатанта. Дополнительно это подтверждается разъяснениями Федеральной антимонопольной службы в письме от 06.11.2014 г. NА/44720/14, вывод из содержания которого гласит, что установленные в документации о закупке требования о наличии у участников закупки сертификата эксплуатанта, в случаях, когда наличие такого сертификата прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случае, если не будет установлено, что такие действия заказчика направлены на ограничение круга потенциальных участников закупочной процедуры и, следовательно, привели или могут привести к ограничению конкуренции".
5. Рассмотрев жалобу рассмотрев жалобу от 06.02.2015 N 2510 ЗАО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" на действия Организатора торгов ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" при проведении конкурентных переговоров с определением результатов Комиссией на право заключения договора на проведение годовой летной проверки светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос (закупка является многоэтапной) (извещение
N 31501977064), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях Организатора торгов нарушений порядка организации и проведения Конкурентных переговоров.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу (от 06.02.2015 N 2510) ЗАО "АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" на действия Организатора торгов ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" при проведении конкурентных переговоров с определением результатов Комиссией на право заключения договора на проведение годовой летной проверки светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос (закупка является многоэтапной) (извещение N 31501977064), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2015 г. N 02/3024
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016