Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 17 октября 2014 г. N 1443-ФАС52-03/13
резолютивная часть решения оглашена 09.10.2014
решение изготовлено в полном объеме 17.10.2014
г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Горохова М.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Кошелева И.А. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий, - |
рассмотрев дело N1443-ФАС52-03/13 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Тандем" (606440, Нижегородская область, г. Бор, Стеклозаводское шоссе, д. 1/10; ИНН 5246041398) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Техстрой" (далее также - ООО "Техстрой", заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее также - ООО "Тандем"), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителя, введением частичного ограничения режима потребления электрической энергии на энергопринимающие устройства объекта заявителя, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1, - путем замены предохранителя на фидере N9 ТП 1033А.
В ходе рассмотрения документов и материалов, поступивших в Управление, в действиях ООО "Тандем" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обнаружены признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
Руководствуясь положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении Правил недискриминационного доступа в отношении ООО "Тандем", о чем на основании пункта 62 Правил издан приказ от 13.02.2013 N46 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг".
В связи с отсутствием процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения соответствующей категории дел, комиссия считает возможным при рассмотрении настоящего дела применить аналогию закона и руководствоваться процессуальными нормами главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседание комиссии, назначенное определением от 14.08.2014 NЮГ-03/2428 на 09 октября 2014 года на 14 часов 00 минут заявитель в лице ООО "Техстрой", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку не обеспечил. Ответчик в лице ООО "Тандем" заявил ходатайство о рассмотрении дело без участия представителя.
Как следует из заявлений и представленных к ним документов, между ООО "Техстрой" и ООО "Энергосервис-Бор" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.01.2013 N02/13.
Энергоснабжение объекта заявителя осуществляется от ТП-1033А (фидер N9), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей между ООО "Техстрой" и ООО "Тандем" от 01.07.2012. Указанная ТП принадлежит на праве собственности ООО "Тандем" (свидетельство о государственной регистрации права от 27.11.2012).
Как указал заявитель, в соответствии с актом технологического присоединения энергопринимающего устройства к электросетям от 19.11.2011 максимальная (разрешенная к потреблению) мощность ООО "Техстрой" составляет 240 кВт.
Между тем 14.11.2013 ООО "Тандем" произведена замена предохранителя на фидере N9 ТП-1033А (установлен предохранитель на 250 А вместо предохранителя на 400 А). В результате указанных действий максимальная мощность ООО "Техстрой" ограничена до 100 кВт.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлениях, письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Частью 4 вышеупомянутой статьи закреплено, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила).
Пунктом 6 данных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В случае нарушения владельцами объектов электросетевого хозяйства вышеприведенного пункта Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области вправе возбудить дело о нарушении названных Правил, по результатам которого выдать соответствующее предписание, направленное на возобновление перетока электрической энергии до энергопринимающих устройств потребителей.
Как следует из буквального толкования приведенного выше пункта 6 Правил, для его применения необходимо установить, в числе прочих, факт наличия надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электросетевому хозяйству лица, препятствующему перетоку электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Согласно пункту 18 вышеуказанных Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 данных Правил;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункт 19 Правил).
Как установлено комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, технические условия N ТУ 7/11 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Техстрой" к электрическим сетям выданы ЗАО "Борторгтехмаш" 19.11.2011. Точкой подключения в соответствии с данными техническим условиями является РУ-0,4 2-я СШ фидер N 9, ТП-1033 А; присоединяемая мощность составляет 250 кВт; потребляемая нагрузка равна 240 кВт; категория надежности 3.
19.11.2011 между ЗАО "Борторгтехмаш" и ООО "Техстрой" подписан акт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
01.09.2012 между ООО "Техстрой" и ООО "Тандем" подписан акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности.
Между тем, как пояснялось представителем ООО "Тандем" на заседаниях комиссии антимонопольного органа, ЗАО "Борторгтехмаш" не имело правовых оснований для выдачи 19.11.2011 технических условий ООО "Техстрой" и составления акта технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, поскольку в указанную дату не владело на законных основаниях искомой ТП.
Оценивая приведенные доводы, комиссия Нижегородского УФАС России учитывает следующее.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что трансформаторная подстанция - это объект недвижимого имущества, право собственности на который должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.12.2012 N 07/022/2012-262 05.10.2009 зарегистрировано прекращение прав ЗАО "Борторгтехмаш" на производственное здание с трансформаторной подстанцией 1033 А. Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов от 16.07.2014 N 05/010/2014-380 на производственное здание с трансформаторной подстанцией 1033А предметом договора купли - продажи между ООО "Борторгтехмаш" и ООО "Парус" являлось здание компрессорной трансформаторной подстанции, общей площадью 568,7 кв.м., расположенное по адресу: Нижегородская область, город Бор, Стеклозаводское шоссе, дом 1.
При этом комиссия Нижегородского УФАС России критически относится к пояснениям ООО "Техстрой" и письменным объяснениям ЗАО "Борторгтехмаш" о том, что по договору купли - продажи продано только здание трансформаторной подстанции без электрических установок. При наличии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.12.2012 N 07/022/2012-262, с учетом положений 131, 223 статей Гражданского кодекса Российской Федерации вывод о переходе права собственности на ТП 1033 А (как единого недвижимого объекта) 05.10.2009 от ЗАО "Борторгтехмаш" к ООО "Парус" подтвержден документально.
Таким образом, на день вынесения решения по данному делу у комиссии отсутствуют достаточные основания для признания факта технологического присоединения электроустановок заявителя к сетям сетевой организации с присоединяемой мощностью 240 кВт.
Исходя из вышеизложенных фактических обстоятельств, а также положения вышеприведенных процессуальных норм, комиссия Нижегородского УФАС России не усматривает в действиях ООО "Тандем" нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 путем препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства ООО "Техстрой".
С учетом изложенного комиссия
решила:
рассмотрение дела о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (606440, Нижегородская область, г. Бор, Стеклозаводское шоссе, д. 1/10; ИНН 5246041398) прекратить в связи с отсутствием нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии И.А. Кошелева
М.В. Горохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 октября 2014 г. N 1443-ФАС52-03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016