Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 6 февраля 2013 г. N 92
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 92, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Соломенного Е.В.(ИНН 540750201941), по факту размещения в июне 2012 г. на сайте www.newhomes.ngs.ru в разделе "Новостройки" рекламной информации:
"Вариант N 3808957 опубликован 19.06.2012 г. Продам 3-комнатную квартиру/3750 тыс.руб./цена за м? 43 тыс.руб./Расположение/Новосибирск, Ленинский район, ул. Степная, д. 6, 13 этаж 16- этажного кирпичного дома./Площадь Общая 86 м? Жилая 47 м? Кухня 14 м?/Детали Дом сдается в IV-2012 г. Квартира улучшенной планировки. Санузел есть. Есть 1 лоджия. Есть возможность установить телефон. Форма собственности - договор долевого участия./ Контактная информация/Организация: ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС"/Контактное лицо: ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС"/Телефон: "_"/Адрес офиса: ул. Крылова, 36 оф. 113 (11 этаж)", с признаками нарушения:
- п. 2 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе: реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление (вх. N 5391 от 04.07.2012 г.) физического лица по факту размещение недостоверной рекламной информации на сайте "НГС.Недвижимость" http://newhomes.ngs.ru/.
Согласно обращению, заявитель, желая приобрести в собственность квартиру в новостройке, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Степная, д. 3, обратилась за поиском информации на сайт www.ngs.ru раздел "Недвижимость" и обнаружила, что цены на реализуемые объекты недвижимости указаны не соответствующие своей реальной стоимости.
Новосибирским УФАС России по данному обращению проведена проверка, в результате чего установлено следующее.
На сайте http://newhomes.ngs.ru/, в разделе "Новостройки" размещалась следующая информация:
"Вариант N 3808957 опубликован 19.06.2012 г. Продам 3-комнатную квартиру/3750 тыс.руб./цена за м? 43 тыс.руб./Расположение/Новосибирск, Ленинский район, ул. Степная, д. 6, 13 этаж 16- этажного кирпичного дома./Площадь Общая 86 м? Жилая 47 м? Кухня 14 м?/Детали Дом сдается в IV-2012 г. Квартира улучшенной планировки. Санузел есть. Есть 1 лоджия. Есть возможность установить телефон. Форма собственности - договор долевого участия./ Контактная информация/Организация: ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС"/Контактное лицо: ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС"/Телефон: "_"/Адрес офиса: ул. Крылова, 36 оф. 113 (11 этаж)".
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, рассматриваемая информация о продаже указанных объектов недвижимости (3-комнатной квартиры, в 13-этажном кирпичном доме по ул. Степная, д. 6) адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, в полной мере отвечает всем признакам определения "реклама".
Согласно материалам дела, строительство рассматриваемого многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенным зданием общественного назначения и подземной автостоянкой осуществляет застройщик - ООО "Инвестиционно-строительная компания Форпост" на основании разрешения на строительство N Кг 54303000-210 от 24.07.2008 г. Права застройщика на земельный участок подтверждаются Соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска N 94421 от 04.03.2010 г., кадастровый номер 54:35:06 4100:96, Свидетельством о государственной регистрации права серия 54АГ N 699118.
В силу п. 2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России ИП Соломенный Е.В. пояснил, что данные о цене, квадратуре, этажности объекта недвижимости были представлены организациями, которые при строительстве жилого дома по ул. Степная, д. 6, осуществляли отделочные работы. Однако в настоящее время данные документы не сохранились, и у него отсутствует возможность подтвердить документально достоверность таких сведений.
Вместе с тем, в соответствии с проектной декларацией, размещенной на сайте http://www.unikonsib.ru/ (застройщика рассматриваемого объекта недвижимости), срок сдачи дома по ул. Степная, д. 6 - сентябрь 2012 г., т.е. 3 квартал 2012 г.
Таким образом, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение цены, указанной квадратуры рекламируемого объекта недвижимости, а также срок сдачи объекта недвижимости. Следовательно, указанная в рекламе информация о таких характеристиках товара, как площадь квартиры, цена, срок сдачи объекта не соответствует действительности, что является нарушением требований п. 2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
ИП Соломенным Е.В. не представлено документального подтверждения наличия каких-либо прав на реализацию объекта недвижимости, в том числе по заявленной в рекламе цене, а также факта реализации объекта рекламирования по цене 3750 тысяч рублей.
Согласно письменным пояснениям ИП Соломенного Е.В. (вх. N 17 от 09.01.2013 г.), в результате мониторинга рынка, проведенного им посредством осмотра вариантов таких же трехкомнатных квартир, предлагаемых к реализации в доме по ул. Степная, д. 6 иными лицами, принял самостоятельное решение изменить цену, квадратуру, утвержденную в макете с Зыковой С.Ю. (директором ЗАО "ИНВА-РОСС"), и уменьшить ее до 3750 тысяч рублей.
Такими образом, потребитель фактически не имел возможности приобрести объект рекламирования в указанном в рекламе месте у конкретного лица и по заявленной цене, что свидетельствует о нарушении п.п.3,4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
Кроме того, рассматриваемая реклама содержит, в том числе информацию: "Дом сдается в IV-2012. _Форма собственности договор долевого участия", что в свою очередь указывает на то, что рекламируемый объект находится в стадии строительства, а сама реклама связана с привлечением денежных средств физических лиц на его строительство посредством участия в долевом строительстве данного объекта.
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Ответственность за нарушения ч.3 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе, в соответствии с ч.6 ст.38 Закона, несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).
Размещение рассматриваемой рекламы о продаже объекта недвижимости по ул. Степная, д.6 в г. Новосибирске в июле 2012 г. производилось ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС" по договору о предоставлении коммерческого доступа к Интернет-сайту (раздел "Недвижимость") N 22489 от 14.02.2012 г. и заказа.
Согласно условиям указанного Договора, исполнитель (ООО "Независимые Городские Сайты") за вознаграждение предоставляет пользователю (ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС") возможность осуществлять ввод и редактирование данных в электронном каталоге, размещенном на сайте Оператора по указанному в заказе адресу сроки и объемах, определяемых в заказах на предоставление прав коммерческого доступа (п. 2.1. Договора от 14.02.2012 г.).
Пунктом 2.4. данного Договора установлено, что в рамках отношений по данному договору пользователь выступает и как рекламодатель, и как рекламораспространитель в терминах действующего законодательства РФ о рекламе. Всю ответственность за соответствие вводимой в электронный каталог информации требованиям законодательства несет пользователь (ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС").
Во исполнение указанного Договора представлены Счет N 11822 от 22.05.2012 г., п/поручение N 76 от 18.05.2012 г., Акт N 15524 от 30.06.2012 г., по которому услуги выполнены полностью и в срок, стороны претензий друг к другу не имеют.
30.11.2012 г. от ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС" в Новосибирского УФАС России были представлены документы (вх. N 9994), указывающие на то, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является индивидуальный предприниматель Соломенный Е.В. (ИНН 540750201941) на основании Договора подряда на выполнение работ от 15.02.2012 г., заключенного между ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС" (заказчик) и ИП Соломенный Е.В. (подрядчик).
Согласно п. 1.1. указанного Договора, заказчик поручает, а подрядчик по данному договору (заданию) с заказчиком обязуется выполнять за свой риск и своим трудом следующие виды работ: подготавливать рекламную информацию и размещать ее на сайте НГС.Недвижимость в сроки с 15.02.2012 г. до 30.12.2012 г.
В силу п. 2.1. названного Договора, подрядчик обязан, в том числе, осуществлять приведение рекламной информации к готовой для размещения на указанном сайте форме.
П. 3.1. указанного договора установлено, что подрядчик формирует список рекламируемых объектов, исходя из поступающих на электронную почту предложений от контрагентов заказчика в объемах, определенных заказчиком и размещает информацию на сайте НГС.Недвижимость.
Также представлен Акт приема-передачи информации о доступах от 15.02.2012 г., по которому заказчик передает подрядчику конфиденциальную информацию о доступе в личный кабинет на сайте НГС.Недвижимость (логин, пароль, пароль от электронной почты).
Следовательно, лицом, определившим объект рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, является ИП Соломенный Е.В.
Согласно п.4 ст.3 Закона о рекламе, ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную на сайте http://newhomes.ngs.ru/, в разделе "Новостройки" следующего содержания:
"Вариант N 3808957 опубликован 19.06.2012 г. Продам 3-комнатную квартиру/3750 тыс.руб./цена за м? 43 тыс.руб./Расположение/Новосибирск, Ленинский район, ул. Степная, д. 6, 13 этаж 16- этажного кирпичного дома./Площадь Общая 86 м? Жилая 47 м? Кухня 14 м?/Детали Дом сдается в IV-2012 г. Квартира улучшенной планировки. Санузел есть. Есть 1 лоджия. Есть возможность установить телефон. Форма собственности - договор долевого участия./ Контактная информация/Организация: ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС"/Контактное лицо: ЗАО "Агентство "ИНВА-РОСС"/Телефон: (383) 201-57-44/ 8 913 9193131 Светлана/(383) 291-01-12/Адрес офиса: ул. Крылова, 36 оф. 113 (11 этаж)", ненадлежащей рекламой,
а индивидуального предпринимателя Соломенного Евгения Владимировича (ИНН 540750201941) нарушившим требования:
- п. 2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе: реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
2. Выдать ИП Соломенному Е.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "18" февраля 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.В. Волохина
_____________Ю.В. Виногоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 февраля 2013 г. N 92
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016