Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 17 февраля 2015 г. N 7
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,
в присутствии представителей:
- Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края - гр. <_> по доверенности, гр. <_> по доверенности,
- ООО "Ирина Автотранс ДВ" - уведомленное надлежащим образом, явку представителя не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО "Ирина Автотранс ДВ" на действия Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края при проведении конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2019, материалы дела N8-01\30, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Ирина Автотранс ДВ" на действия Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края при проведении конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2019.
Из жалобы общества следует, что организатором торгов из конкурса необоснованно исключен лот N 14, критерий оценки заявок "выполнение регулярных перевозок по договору с организатором данных перевозок за год" создает неравные условия участия в конкурсе, министерством будут запрошены документы в налоговом органе, ГИБДД, которые должны быть представлены для ознакомления претендентам.
Представители министерства промышленности и транспорта Хабаровского края с доводами жалобы не согласились, пояснив, что по данному лоту перевозку пассажиров и багажа осуществляло УМ ПАТП "Орион", с которым соответствующий договор заключен по результатам проведенного в 2011 году конкурса. Решение арбитражного суда Хабаровского края предприятие признано банкротом, в связи с чем на основании статьи 9 Закона Хабаровского края от 29.02.2012 N 173 с УМ ПАТП "Солнечный" заключен временный договор на период организации конкурса. 23.04.2014 опубликовано извещение о конкурсе, на который поступила единственная заявка данного предприятия, с которым и заключен договор на осуществление перевозок, сроком действия до 2019 года. Договор является действующим, в связи с чем необходимость выставлять маршрут лота N 14 повторно на конкурс в 2015 году отсутствует. Целями и задачами конкурса являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков. В этих целях в перечень оцениваемых показателей включены критерии оценки "производственная база и подвижной состав", "состояние дорожно-транспортной дисциплины за год, предшествующий конкурсу", "выполнение условий лицензирования", "выполнение регулярных перевозок пассажиров по договору с организатором данных перевозок за год, предшествующий конкурсу", "соблюдение налогового законодательства в году, предшествующем конкурсу". Установленные критерии применяются в равной мере ко всем претендентам и направлены на достижение целей и задач конкурса. Запрашиваемые министерством в уполномоченных органах власти документы и информация также направлены на оценку деятельности претендентов, что не может расцениваться в качестве нарушениях их прав.
Заслушав представителей министерства, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.
Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Хабаровском крае регламентируется Законом Хабаровском края от 29.02.2012 N173, в соответствии с частью 3 статьи 8 которого порядок проведения и условия открытых конкурсов определяются Губернатором края.
Порядок проведения открытых конкурсов на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.11.2014 N89 (далее - Порядок).
Целями и задачами конкурса являются: - удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, - повышение культуры и качества обслуживания пассажиров, - повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, - укрепление транспортной дисциплины перевозчиков (пункт 1 Порядка).
Организатором перевозок, в полномочия которого входит проведение открытых конкурсов на организацию и осуществление регулярных перевозок по одному или нескольким маршрутам, является орган исполнительной власти края в сфере транспортного обслуживания населения - министерство промышленности и транспорта Хабаровского края (пункт 5 части 1 статьи 2, пункт 4 статьи 5 указанного закона, пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.3. Порядка конкурс объявляется министерством не позднее чем за 30 дней до даты начала его проведения. Сообщение о проведении конкурса публикуется на официальном интернет-портале Хабаровского края по адресу://www.khabkrai.ru с указанием порядка и сроков приема заявлений и документов, предмета конкурса, сроков проведения конкурса и перечня маршрутов межмуниципального сообщения, объединенных в лоты (группы).
Заявление представляется претендентом организатору конкурса не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения конкурса. Дата и время поступления заявления регистрируются в журнале учета заявлений (пункт 4.5. Порядка). Каждый претендент представляет документы в соответствии с приложением N1 к Порядку (пункт 4.5.).
Согласно пункту 4.8. Порядка на конкурс выставляются маршруты межмуниципального сообщения, объединенные в лоты (группы), утвержденные министерством промышленности и транспорта края. Каждый лот неделим и разыгрывается только в целом. Конкурс проводится по каждому лоту отдельно.
Во исполнение пункта 4.8 Порядка приказом министерства от 16.01.2015 N2 утвержден перечень маршрутов, объединенных в лоты, выставляемых на конкурс, всего 19 лотов.
19.01.2015 на официальном информационном интернет-портале Хабаровского края www.khabkrai.ru министерством промышленности и транспорта края размещено извещение о проведение 20 февраля 2015 года открытого конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2009. Заявления на участие в конкурсе принимаются с 20.01.2015 по 09.02.2015. Здесь же размещен перечень маршрутов регулярных перевозок, объединенных в лоты (группы), выставляемых на конкурс.
Порядок информационного обеспечения конкурса министерством соблюден.
Также в объявлении имеется ссылка на постановление Губернатора Хабаровского края от 28.11.2014 N89, содержащее перечень документов необходимых для подачи в составе конкурсной заявке, критерии оценки, их значимость, порядок оценки заявок, требования к претендентам. Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 01.12.2014, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.12.2014. Доказательств оспаривания постановления в установленном законом порядке подателем жалобы не представлено.
Размещение иной информации на сайте Порядком не предусмотрено.
Перечнем оцениваемых показателей предусмотрены критерии оценки претендентов: производственная база и подвижной состав до 35 баллов, состояние дорожно-транспортной дисциплины за год, предшествующий конкурсу до 10 баллов, выполнение условий лицензирования до 5 баллов, выполнение регулярных перевозок пассажиров по договору с организатором данных перевозок за год, предшествующий конкурсу до 20баллов (баллы не суммируются), соблюдение налогового законодательства в году, предшествующем конкурсу до 5 баллов. Критерии содержат подкритерии. Перечень критериев оценки соответствует приложению N 2 к Порядку, утвержденному названным постановлением Губернатора Хабаровского края.
Установленные критерии оценки применяются в равной мере ко всем претендентам, направлены на оценку их деятельности в целях определения лучшего перевозчика, достижения целей и задач конкурса. Данные критерии доступу к участию в торгах не препятствуют, а лишь влияют на количество присуждаемых претенденту баллов, исходя из названных целей и задач конкурса.
Пунктом 4.7 Порядка установлено, что при подготовке к проведению конкурса, в целях объективной оценки претендентов, организатор конкурса письменно запрашивает в управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Дальневосточном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управлении Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю информацию о выполнении претендентом норм и правил безопасности дорожного движения, условий лицензирования и налогового законодательства; автовокзалы (автостанции) и органы местного самоуправления муниципальных образований края - о выполнении запланированных рейсов и регулярности работы автобусов на маршрутах, в том числе информацию об отсутствии обязательств по предоставлению транспортных услуг.
Из данного положения следует, что обязанность сбора соответствующей информации лежит именно на организаторе торгов, а не участнике. Из пояснений представителей министерства следует, что полученная информация также будет использоваться в целях оценки деятельности претендентов по оцениваемым показателям. Получение организатором конкурса этой информации предусмотрено пунктом 4.7 утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.11.2014 N 89 Порядка. В связи с чем основания для вывода о нарушении организатором конкурса установленного порядка его проведения у комиссии отсутствуют.
Относительно доводов жалобы о неправомерном исключении из конкурса лота N 14 комиссией установлено следующее.
В результате проведенного в 2011 году конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения по маршрутам лота N 14 заключен договор с УМ ПАТП "Орион".
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2014 предприятие признано банкротом, в отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 9 Закона Хабаровского края от 29.02.2012 N 173 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Хабаровском крае" договор перевозки может быть заключен без проведения конкурса при возникновении потребности в регулярных перевозках по маршрутам по обстоятельствам, носящим чрезвычайный характер. Срок действия договора не должен быть более 90 дней.
На основании данной нормы министерством с УМ ПАТП "Солнечный" заключен временный договор на осуществление перевозок до проведения конкурса.
23.04.2014 в газете "Приамурские Ведомости" опубликовано извещение о проведении конкурса по маршрутам лота N 14. Срок подачи заявок на участие в конкурсе в течение 20 дней со дня опубликования извещения.
В установленный срок на конкурс поступила единственная заявка УМ ПАТП "Солнечный", признанная соответствующей требованиям Порядка проведения конкурса, с предприятием на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 178 заключен договор на осуществление перевозок сроком действия до 22.06.2019.
При таком положении основания для включения лота N 14 в проводимый министерством в 2015 году конкурс отсутствовали.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ООО "Ирина Автотранс ДВ" на действия Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края при проведении конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2019 необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 февраля 2015 г. N 7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016