Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 17 февраля 2015 г. N 11-04-18.1/15
Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
-<> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; -<> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
|
рассмотрев жалобу N 11-04-18.1/15 ООО "Комос" на действия (бездействие) Федеральное ГУП "Приборостроительный завод" (далее - заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории ФГУП "Приборостроительный завод" (извещение N 31501984250), в присутствии представителей заказчика, установила:
03.02.2015 заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 31501984250 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории.
Открытый запрос цен проводится на электронной торговой площадке ООО "Фабрикант.ру" в сети "Интернет" по адресу: http://www.fabrikant.ru/ в порядке, установленном регламентом данной электронной торговой площадки, в соответствии с условиями и требованиями документации запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.02.2015 в 10:00 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения заявок - 26.02.2015 в 23:59 (МСК+2).
Дата и время подведения итогов - 26.02.2015 в 23:59 (МСК+2).
Место рассмотрения заявок: 456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Заречная, 13.
Начальная (максимальная) цена договора: 1 203 444, 92 коп., включая НДС. Цена договора включает в себя расходы на: выполнение работ, указанных в предмете настоящего открытого запроса цен в электронной форме, в соответствии с документацией и дополнительные сопутствующие расходы, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, командировочные и суточные расходы, транспортные расходы.
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Комос" (от 09.02.2015 вх. N 1994) на действия (бездействие) Федеральное ГУП "Приборостроительный завод" (далее - заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории ФГУП "Приборостроительный завод" (извещение N 31501984250), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru и http://www.fabrikant.ru/.
Из материалов жалобы ООО "Комос" от 09.02.2015 вх. N 1994 следует, что в пункте 11 Информационной карты запроса цен, заказчик установил обязательное требование о представлении в составе заявки лицензию на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности"). ООО "Комос" считает, что данное требование является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, указанным законом не предусмотрена.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматриваются как один способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а не в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 32 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пунктам 3-5 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 32 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Услуги по дезинфекции, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, поэтому лицензии на оказании этих услуг не требуется.
Таким образом, по мнению заявителя, заказчик, установив требование о наличии лицензии, нарушил права и законные интересы ООО "Комос", а также нормы, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 233 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представители заказчика на заседании Комиссии и в письменных пояснениях пояснили, что не согласны с доводами заявителя, изложенными в жалобе, исходя из следующего.
Пункт 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает случаи, при которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Из содержания жалобы следует, что заявитель оспаривает не действия (бездействия) заказчика, предусмотренные пунктом 10 статьи 3 Закона о закупках, а положения документации по запросу цен, в частности, положения пункта 11.1 раздела 5 "Информационной карта запроса цен", устанавливающие требования к участникам запроса цен - наличие лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности").
Согласно писем Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08 апреля 2013 года N 01/4000-13-32 "О лицензировании дезинфекционной деятельности" и письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24 мая 2013 года N 16И-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектологии, указанное в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291) применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятияв рамках оказания медицинской помощи. Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" (дезинфекция, дезинсекция и дератизация) является обязательным.
Согласно пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. На основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию, в связи с чем, требование заказчика о наличии лицензии у участника на осуществлении медицинской деятельности является не ограничением чьих-либо прав и законных интересов, а мерой направленной на соблюдение законодательства России.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
03.02.2015 заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 31501984250 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право оказания услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории.
В пункте 11 документации о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право оказания услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории указано следующее обязательное требование, о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности. С указанным требованием ООО "Комос" не согласно.
Изучив материалы жалобы ООО "Комос", заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в соответствии с которым медицинская деятельность включает в себя работы (услуги) по сестринскому делу, стоматологии, стоматологии детской, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, дезинфектологии и т. д., в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с пунктом 3.1. СЭП СП 3.5.1378-03 (3.5. Дезинфектология.), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 (далее - Правила) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Как следует из письма Министерства здравоохранения РФ от 13.05.2014 N 24-1-2046856 "О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии" ОКВЭД ОК 029-2001, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". что, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), не является лицензируемым видом деятельности.
Однако, в соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона N 323 как профилактика инфекционных заболеваний.
Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемой, что также подтверждается практикой Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2015 N А33-9869/2014.
На основании изложенного, следует, что наличие лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ в соответствии с действующим законодательством РФ требуется, и является обязательным требованием при проведении соответствующих запросов цен.
Таким образом, установленное в пункте 11 "Информационной карты" открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных профилактических и истребительских работ требование о наличии действия лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ является правомерным и не противоречит принципам,
Кроме этого, в соответствии с Законам о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Само по себе указание в конкурсной документации требования о наличии лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данного требования определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.
Представители заказчика, также указали, что в данной закупке могут принять участие другие организации, которые имеют лицензию на дезинсекционные и фезинфекционные работы, которая является значимым требованием, учитывая специфику предмета договора, а именно, оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории ФГУП "Приборостроительный завод".
Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением положений Закона о закупках, что подтверждено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11017/10 от 28.12.2010, а также судебными актами по делам N А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Таким образом, установленное в пункте 11 документации о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право оказания услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории требование, о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности является правомерным и не противоречит принципам, изложенным в Законе о закупках, по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Комос" на действия (бездействие) Федеральное ГУП "Приборостроительный завод" при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории ФГУП "Приборостроительный завод" (извещение N 31501984250) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 февраля 2015 г. N 11-04-18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016