Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 20 октября 2014 г. N 6149/02
Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2014
В полном объеме решение изготовлено 20.10.2014
Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: Виниченко О.С. - руководителя Управления,
членов Комиссии:
Панькова С.Е. - главного специалиста-эксперта Управления,
Крапивина А.И. - ведущего специалиста-эксперта Управления,
при участии:
Попова Г.И.,
представителей ЗАО ИКЦ "Новгородхимстрой":
<Л.> действующего на основании доверенности от 25.12.2013 N 2/2013,
<К.> действующей на основании доверенности от 14.05.2014,
представителя Комитета по ценовой и тарифной политике области <С.> действующей на основании доверенности от 22.05.2014 N 609,
рассмотрев дело N 22 по признакам нарушения ЗАО "ИКЦ Новгородхимстрой" (далее - Общество) (пр. А. Корсунова, д. 14А, Великий Новгород) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Новгородское УФАС России 04.02.2014 поступило заявление <П.> о нарушении антимонопольного законодательства Обществом.
По запросу Управления от 10.02.2014 N 584/02, Общество представило информацию о том, что в здании по адресу: пр. А. Корсунова, д. 14А, Великий Новгород помещение находится в пользовании у арендаторов и собственников здания: ЗАО "СУ 308-1", ООО "СК СУ-266", ООО "СУ-66", <П.> <С.> ИП <Щ.> ООО "Опора", ООО "НовТехноСтрой", <С.> <Е.> ИП <Д.> <К.> <З.> <К.> ООО "СУ-266" "НХС".
Между ними и Обществом заключены договоры по теплоснабжению в данном здании. В качестве примера Общество представило договор взаимных обязательств по обеспечению тепловой энергией помещений в здании по адресу: пр. А. Корсунова, д. 14А N 06Т/10, заключенного со <С.>
Как следует из данного договора, Общество выступает в качестве теплоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии через присоединенную тепловую сеть.
Согласно пункту 3.2 данного договора возмещение затрат за тепловую энергию по договору производится по ценам, согласованным между Обществом и потребителем.
Протоколом соглашения о договорной цене от 01.01.2013, являющегося приложением N 1-2013 к договору N 06Т/10 от 01.01.2010, установлена величина договорной цены одной единицы площади (1 м?) на возмещение затрат за поставку теплоносителя в магистральные сети теплообеспечения потребителя, на каждый месяц года.
Данная цена является средневзвешенной величиной и включает себя весь объем затрат на оказание услуг согласно договору N 06Т/10 от 01.01.2010.
Попов И.Г. на рассмотрении дела N 22 пояснил, что тариф на тепловую энергию установлен самостоятельно Обществом, а не Комитетом по ценовой и тарифной политике области, а также, что счета, выставляемые ему за содержание здания включают расходы самого Общества.
При рассмотрении дела N 22 на заседании комиссии представители Общества устно пояснили, что в действиях Общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку Общество не является организацией, которая осуществляет продажу тепловой энергии и ей не принадлежит на праве собственности сама котельная.
Представитель Комитета по ценовой и тарифной политике области пояснила, что, если Общество не является собственником котельной, то и за установлением тарифа оно не может обратиться.
Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях Общества нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом Комиссия руководствуется следующим.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Частью 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ установлен исчерпывающий перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения. К числу указанных тарифов, в том числе, отнесены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся в том, числе предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов.
Согласно информации, представленной заявителем, тепловая энергия производится газовой котельной, приобретенной в 2007 году.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 09.09.2013 N 161 (далее - Положение) Комитет по ценовой и тарифной политике области является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктами 3.3.6. - 3.3.9 Положения установлено, что Комитет на территории области обеспечивает исполнение следующих установленных федеральным и областным законодательством полномочий: тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней указанных тарифов;
тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Одним из видов деятельности Общества является оказание услуг в сфере теплоснабжения.
Кроме того, как следует из аналитического отчета о состоянии конкуренции, доля Общества на рынке услуг по теплоснабжению в рассматриваемых географических границах превышает 50 % барьер.
На основании вышеизложенного Общество занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг в сфере теплоснабжения.
Письмом от 24.03.2014 N 138 Общество пояснило, что оборудование котельной по решению общего собрания собственников в 2007 году было приобретено в совместную долевую собственность.
Общество не обращалось в комитет с целью установления тарифа на тепловую энергию, поскольку только заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а потом все собственники здания возмещают только свою долю затрат.
Согласно письму Общества от 19.05.2014 N 291, встроенная автономная котельная на газовом топливе выполнена как модернизация общих инженерных сетей здания, является автономной системой отопления, входящей в состав общего имущества и объектом совместного строительства, что подтверждается оплатой участников данного проекта. Согласно СНиП II-35-76 классифицируется как встроенная в здание другого назначения независимо от этажа размещения.
Котельная не находится на балансе Общества, не зарегистрирована как объект самостоятельного права. В реестре Ростехнадзора зарегистрирована сеть газопотребления предприятия, эксплуатируемая Обществом и другими собственниками, а не сама котельная.
Общество согласно свидетельству о регистрации А22-06209 от 04.12.2013 является организацией, эксплуатирующей газораспределительные сети, являющиеся опасным производственным объектом, зарегистрированным за N А22-062209-0001 от 26.03.2009, не производит тепловой энергии, не закупает тепловую энергию и теплоноситель с целью реализации потребителям, а является получателем и плательщиком газа и электроэнергии при осуществлении непосредственного управления зданием, где затраты на нужды отопления здания утверждены общими собраниями собственников и входят в общий состав затрат на хозяйственное содержание всего здания.
Пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ установлено, что теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, Общество не является теплоснабжающей организацией, а тепловая энергия производилась котельной, принадлежащей всем собственникам на праве общей долевой собственности, и поставлялась Обществом для собственных нужд собственников здания без извлечения прибыли.
Частью 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ установлен исчерпывающий перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.
Следовательно, сложившиеся отношения между Обществом и собственниками, арендаторами помещений в здании по адресу: пр. А. Корсунова, д. 14А, Великий Новгород, касающиеся теплоснабжения не регулируются данным законом.
Кроме того, при рассмотрении дела N 22 Управлением были запрошены финансовые документы Общества, касающиеся содержания здания и котельной, а также копии документов об оплате указанных затрат собственниками здания и арендаторами помещений в здании. Сравнительный анализ указанных документов показал, что Общество несет бремя затрат на содержание административного здания и котельной наравне с иными пользователями.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
рассмотрение дела N 22 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства - пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ЗАО ИКЦ "Новгородхимстрой".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии: С.Е. Паньков
А.И. Крапивин
Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 октября 2014 г. N 6149/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016