г. Якутск Резолютивная часть оглашена "15" октября 2014 г.
В полном объеме изготовлено "21" октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N 02-67/14А о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председатель Комиссии:
Ярыгина О.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Члены Комиссии:
Дураева Н.С. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Попова Т.Н. - старший специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
В отсутствии участвующих лиц в деле, должным образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь ч. 2 ст. 45 ФЗ "О защите конкуренции",
Рассмотрев дело N 02-67/14А по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением "Академия наук Республики Саха (Якутия)" части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
08.09.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Субурусского С.В. на действия уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов по извещению N 011620007914008377.
В заявлении Субурусский С.В. указывает на следующие обстоятельства:
Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона 03 сентября 2014 года, в прикрепленном документе с описанием объекта закупки приведены позиции:
I. Разработка программного обеспечения нового функционального модуля БД для конвертирования исходных данных научных паспортов в международные форматы данных представления данных о биоразнообразии для последующей автоматизированной загрузки в БД.
II. Разработка алгоритмов и программных скриптов пространственного и временного анализа местонахождений мамонтовой фауны средствами геоинформационной системы ArcGIS
III. Администрирование web-портала мамонтовой фауны
IV. Комплексноe обслуживание средств вычислительной техники, входящих в локальную вычислительную сеть Мамонтового портала.
Указал, что эти работы являются разноплановыми, их объединение в один лот влечет за собой ограничение конкуренции. Администрирование web-портала мамонтовой фауны и комплексное обслуживание средств вычислительной техники, входящих в локальную вычислительную сеть мамонтового портала может быть выполнено сторонней организацией, не осуществляющей разработку базы данных.
Приказом УФАС по РС(Я) от 22.09.2014 г. N 100 в отношении Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" по заявлению Субурусского С.В.
На рассмотрении дела от 02 октября 2014 года представитель ответчика пояснил, что в описании объекта закупки установлены неразрывно связанные виды оказания услуг, условием контракта предусмотрено привлечение субподрядных организаций для выполнения работ. Любая организация, ставшая победителем аукциона и не имеющая определенного допуска к тому или иному виду работ, могла привлечь соисполнителей. Указал, что в их действиях нарушения норм Закона о защите конкуренции представляются отсутствующими.
Представитель заказчика - ГБУ "Академия наук РС(Я)" пояснил, что все позиции были объединены в один лот, поскольку данные виду услуг относятся к единой группе ОКВД.
Комиссией УФАС по РС(Я) установлено, что в соответствии с ч. 5.2 Указа Президента РС(Я) от 27.12.2013 N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия)", изданного на основе положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке и проект государственного контракта (договора), а также п. 6.2. определено, что ответственность за соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе описания объекта закупки, обоснования начальной (максимальной) цены контракта возлагается на заказчика.
Комиссия, выслушав лиц, участвующих в деле, руководствуясь п. 2 ч. 1, ч. 1.1 ст. 47 ФЗ "О защите конкуренции", отложила рассмотрение дела в связи с необходимостью замены ответчика.
Определением от 02 октября 2014 участие Государственного комитета РС(Я) по размещению государственных заказов в качестве ответчика прекращено, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение "Академия наук РС(Я)", рассмотрение дела назначено на 15 октября 2014 года.
На рассмотрении дела, 15 октября 2014 года, Комиссия, исследовав представленные документы, а также изучив ранее представленные доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
03 сентября 2014 года на электронном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru Государственным комитетом РС(Я) по размещению государственных заказов размещено извещение N 0116200079140008377 в форме электронного аукциона, а также аукционная документация на оказание услуг по программно-технической поддержке автоматизированной системы каталогизации объектов мамонтовой фауны.
Начальная максимальная цена контракта - 446800 (четыреста сорок шесть тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.
Согласно извещению и аукционной документации предметом электронного аукциона является оказание услуг по программно-технической поддержке автоматизированной системы каталогизации объектов мамонтовой фауны.
В соответствии с описанием объекта закупки аукционной документации на оказание услуг по программно-технической поддержке автоматизированной системы каталогизации объектов мамонтовой фауны, техническое задание состоит из 5 разделов:
Разработка нового функционального модуля базы данных портала мамонтовой фауны для конвертирования исходных данных научных паспортов в международные форматы данных представления данных о биоразнообразии для последующей автоматизированной загрузки в электронную базу данных;
Разработка алгоритмов и программных скриптов пространственного и временного анализа местонахождений мамонтовой фауны средствами геоинформационной системы ArcGIS;
Администрирование web-портала мамонтовой фауны;
Комплексное обслуживание средств вычислительной техники, входящую в локальную вычислительную сеть предприятия;
Оформление документов для регистрации интеллектуальной собственности на созданное программное обеспечение и базу данных мамонтового портала.
Согласно общим описаниям, представленными в части 2 технического задания, под программным обеспечением для конвертирования базы данных научных паспортов находок мамонтовой фауны в исходном текстовом формате в международный формат представления данных о биоразнообразии для последующей автоматизированной загрузки в электронную базу данных местонахождений мамонтовой фауны понимается программное обеспечение (далее "программное обеспечение" сокращенно ПО) размещаемое в сети Интернет в виде web-сервиса (облачный сервис). Программное обеспечение создаётся для облегчения ввода данных в БД, созданную ранее по договору N 1/08 от 01.08.2013 г., а также приведения в соответствие международным стандартам представления информации о биоразнообразии. Работы по разработке ПО включают в себя анализ представленного исходного материала, изучение технических требований по выходному формату данных и написание программных скриптов, производящих чтение исходных и генерацию структурированных XML-файлов.
Под разработкой алгоритмов и программных скриптов пространственного и временного анализа местонахождений мамонтовой фауны средствами геоинформационной системы ArcGIS понимается изучение зависимостей распространения местонахождений объектов мамонтовой фауны в зависимости от особенностей рельефа, гидрографии, геологии и стратиграфии различных ландшафтов является научно-исследовательской задачей, решаемой средствами пространственного и временного анализа, доступными с помощью современных геоинформационных технологий. Для проведения исследования разрабатывается методика решения задачи, согласно установленной заказчиком программе исследований, вносится информация о географических координатах объектов, накладываются тематические пространственные слои (геоданные), содержащие разнородную атрибутивную информацию. Разработка программных скриптов и инструкций по проведению анализа настоящих данных проводится на базе современной геоинформационной системы ArcGIS версии 10 и оформляется в виде электронного ГИС проекта, который является инструментом для последующего проведения научно-исследовательских работ.
Администрирование web-портала мамонтовой фауны осуществляется по заявке заказчика. Исполнитель должен обеспечить выполнение следующих мероприятий по информационному администрированию портала по адресу: http://mammothportal.com (работы должны осуществляться только по тем направлениям, и в рамках тех разделов и шаблонов к которым имеется доступ для администрирования):
- по согласованию с Заказчиком добавление актуальной и обновление размещенной информации (контента) по всем разделам Портала, в том числе по необходимости: фото, видео и аудио материалов;
- по согласованию с Заказчиком удаление и / или помещение в архив устаревшей информации (контента) по всем разделам Портала, в том числе по необходимости: фото, видео и аудио материалов;
- регистрация новых и удаление старых сотрудников, работающих с мамонтовым порталом;
- добавление новых, обновление и реструктуризация существующих разделов на Портале по мере необходимости или по требованию Заказчика;
- изменение шаблонов отображения разделов Портала по мере необходимости или по требованию Заказчика;
- создание и изменение баннеров, пиктограмм, иконок и других графических элементов;
- создание и изменение интерактивных веб-форм (не более 2 шт. за весь период оказания услуг).
Под комплексным обслуживанием средств вычислительной техники, входящих в локальную вычислительную сеть Мамонтового портала понимается техническое обслуживание средств вычислительной техники должно, осуществляемое в соответствии с действующими и легализованными на территории Российской Федерации нормативными актами, регламентирующими техническое обслуживание компьютерной техники.
Исполнитель в своей деятельности должен руководствоваться требованиями государственного контракта, технического задания, обязательными требованиями ГОСТ 25861-83, ГОСТ 21552-84, ГОСТ 13.2.001-2001, требованиями Заказчика и действующим законодательством Российской Федерации. Качество оказываемых услуг должно удовлетворять требованиям нормативов и стандартов, принятых для данного вида оказываемых услуг.
Исполнитель должен выполнять комплексное техническое и системное обслуживание средств вычислительной техники Заказчика согласно спецификации (Приложение N 2). При комплексном техническом обслуживании средств вычислительной техники (СВТ), программного обеспечения (ПО) и периферии (ПЕР) выполняются следующие виды работ:
- техническое обслуживание Настольных компьютеров (п. 1.1. Приложения N 1);
- техническое обслуживание Серверов и Информационных терминалов (п. 1.2. Приложения N 1);
- техническое обслуживание Портативных компьютеров (п. 1.3. Приложения N 1);
- техническое обслуживание Периферийного оборудования (п. 1.4. Приложения N 1);
- работы с программным обеспечением (п. 1.5. Приложения N 1);
- установка бесплатного программного обеспечения (п. 1.6. Приложения N 1);
- дополнительные услуги сервисного центра (п. 1.7. Приложения N 1);
- подключение дополнительных устройств (п. 1.8. Приложения N 1);
- услуги по администрированию (п. 1.9. Приложения N 1).
Исходя из вышеперечисленного следует, что услуги по администрированию web-портала, а также по комплексному обслуживанию средств вычислительной техники, входящих в локальную вычислительную сеть Мамонтового портала могут оказывать любые лица, не занимающиеся разработкой программного обеспечения, а также разработкой алгоритмов и программных скриптов пространственного и временного анализа местонахождений мамонтовой фауны средствами геоинформационной системы ArcGIS.
Таким образом, нарушение выразилось в объединении в один лот технологически и функционально не связанных услуг, повлекшее ограничение конкуренции при проведении электронного аукциона ввиду сокращения хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе по отдельным услугам или группам таких услуг.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Академия наук Республики Саха (Якутия)" привели к необоснованному сокращению числа потенциальных участников аукциона, поскольку согласно протоколу аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.09.2014 года аукцион признан несостоявшимся ввиду того, что ни одной заявки подано не было, в целом, действия ГБУ "Академия наук РС(Я)" образуют состав нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N 02-67/14А о нарушении антимонопольного законодательства, на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Государственное бюджетное учреждение "Академия наук РС(Я)" нарушившим часть 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции";
Выдать ГБУ "Академия наук РС(Я)" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ________________ О.А. Ярыгина
(подпись)
Члены Комиссии: ________________ Н.С. Дураева
(подпись)
_______________ Т.Н. Попова
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 октября 2014 г. N 02-67/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016