Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 12 февраля 2013 г. N 05-10/07-13
Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко И.В., заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти; - Рылова А.Д., специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело N 05-10/07-13, возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" (г.Томск, пр. Ленина, 36) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя ответчика по делу (ФГБОУ ВПО "НИ Томский государственный университет") - К. (доверенность от _ N _); заявителя (ООО "Научно-производственное предприятие "Томьаналит") - Н. (доверенность от _); заинтересованного лица (ООО "Научно-производственный центр Техноаналит") - А. (доверенность от _), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ООО "Научно-производственное предприятие "Томьаналит" (далее - ООО "НПП "Томьаналит") поступили информация и материалы, указывающие на признаки нарушении антимонопольного законодательства Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" (далее - ТГУ) при проведении запроса котировок на поставку вольтамперометрического анализатора (Извещение N 0365100014112000817) (далее - запрос котировок).
В заседании Комиссии представитель заявителя сообщил, что ООО "НПП "Томьаналит" имело намерение участвовать в запросе котировок и осуществить поставку вольтамперометрического анализатора, однако, в связи с тем, что заказчик в техническом задании в требованиях к товару указал номер патента, заявитель был лишен возможности стать участником размещения заказа и участвовать в нем. Заявитель также указал на несоответствие установленных заказчиком в техническом задании запроса котировок характеристик товара, требуемого к поставке, техническим характеристикам анализатора вольтамперометрического ТА-07, наименование которого указал заказчик в извещении.
Из отзыва и пояснений представителя ответчика (ТГУ), в частности, следует, что требование о наличии функции "реализация хроноамперометрии по патенту N 2314523 с перемешиванием при регистрации хроноамперограммы" в составе извещения о проведении запроса котировок попало ошибочно; на момент размещения запроса котировок у заказчика отсутствовала информация о правообладателе вышеназванного патента, а также о том, приведет ли указание на него в извещении к ограничению количества участников размещения заказа; запрос котировок признан несостоявшимся, т.к. поданная заявка не соответствовала требованиям извещения.
Представитель заинтересованного лица (ООО "Научно-производственный центр Техноаналит" (далее - ООО "НПЦ Техноаналит") представил отзыв, сообщил, что обществом была подана котировочная заявка, общество обладает прибором, соответствующим требованиям заказчика; в Комиссию представил копии документов (патент на изобретение N 2314523, приложения к патенту на изобретение N 2314523), подтверждающие право обладание ООО "НПЦ Техноаналит" патентом N 2314523 на вольтамперометрический анализатор.
В заседании Комиссии при рассмотрении дела, лица, участвующие в деле, согласились с наличием на товарном рынке иных хозяйствующих субъектов - производителей и поставщиков анализаторов вольамперометрических - потенциальных участников размещения заказа в случае отсутствия в техническом задании запроса котировок указания номера патента.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы дела, учитывая пояснения присутствующих в заседании лиц, установила следующее.
21 ноября 2012 года ТГУ на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок на поставку вольтамперометрического анализатора (Извещение N 0365100014112000817). Размещение заказа осуществляет заказчик - ТГУ.
Требования заказчика к товару установлены в Техническом задании (Приложение 1 к извещению о проведении запроса котировок), в частности, в п. 5 "Требования к программному обеспечению" указано, что программное обеспечение должно реализовывать хроноамперометрию по патенту N2314523 с перемешиванием при регистрации хроноамперограммы.
В материалах дела имеются копии патента на изобретение N 2314523 и приложения к патенту на изобретение N 2314523, из которых следует, что правообладателем патента N2314523 вольамперометрический анализатор является ООО "НПЦ Техноаналит".
Из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.12.2012, следует, что по результатам рассмотрения котировочных заявок запрос котировок признан несостоявшимся, т.к. единственная поданная заявка от ООО "НПЦ Техноаналит" не соответствовала требованиям извещения (отсутствуют сведения о включенных в цену товаров (работ, услуг) расходах), поэтому ей было отказано в допуске к участию в размещении заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон N 94-ФЗ) запрос котировок должен содержать следующие сведения: наименование, характеристики и количество поставляемых товаров. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, установление заказчиком в Техническом задании (Приложение 1 к извещению о проведении запроса котировок) требования к товару с указанием на патент, а именно: в п. 5 "Требования к программному обеспечению" указано, что программное обеспечение должно реализовывать хроноамперометрию по патенту N 2314523 с перемешиванием при регистрации хроноамперограммы, свидетельствует об ограничении конкуренции, поскольку в данном случае устранена сама возможность соперничества между хозяйствующими субъектами - поставщиками и производителями средств измерения (вольтамперометрических анализаторов) - потенциальными участниками запроса котировок за возможность на равных условиях участвовать в размещении заказа и соперничать за заключение договора, тем самым созданы преимущественные условия участия конкретному хозяйствующему субъекту ООО "НПЦ Техноаналит", в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к одноименному товарному рынку.
Фактическим подтверждением данного вывода является представление информации и материалов ООО "НПП "Томьаналит" об ограничении конкуренции при проведении запроса котировок и невозможности заявителя принять в нем участие, а также единственная заявка на участие в размещении заказа от правообладателя патента N2314523 - ООО "НПЦ Техноаналит".
Таким образом, проанализировав представленные документы и материалы, Комиссия установила, что ТГУ, установив в техническом задании запроса котировок на поставку вольамперометрического анализатора требования к товару с указанием на патент, совершил действия, которые ограничивают круг участников запроса котировок только теми хозяйствующими субъектами, кто является правообладателем патента N 2314523 и соответственно может осуществить поставку вольамперометрического анализатора, который реализовывает хроноамперометрию по вышеуказанному патенту N 2314523, что приводит или может привести к сокращению количества участников размещения заказа и ограничению конкуренции среди производителей и поставщиков вольтамперометрического анализатора, и является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В связи с признанием запроса котировок на поставку вольтамперометрического анализатора (Извещение N 0365100014112000817) несостоявшимся (протокол от 07.12.2012) отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать, что Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" допущено нарушение ч. 1 ст.17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении запроса котировок на поставку вольтамперометрического анализатора (Извещение N 0365100014112000817) путем установления в техническом задании требования к товару с указанием номера патента, что приводит или может привести к сокращению количества участников размещения заказа и ограничению конкуренции среди производителей и поставщиков вольтамперометрического анализатора.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
3. Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и устранение нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.
Председатель Комиссии |
|
|
И.В. Бутенко |
Члены комиссии |
|
|
С.Н. Лепихина
А.Д. Рылов
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 февраля 2013 г. N 05-10/07-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016