Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области <_> рассмотрев протокол N 3-А и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, возбужденном в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО <__> установил:
05 февраля 2015 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области (далее - Управление Роспотребнадзора по ЕАО) <__> составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно п. 1 решения по делу N 20/05 о нарушении антимонопольного законодательства от 18.12.2014 года Управление Роспотребнадзора по ЕАО признано нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в том, что при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару, в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), тогда как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам, что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу, <__> являясь должностным лицом федерального органа исполнительной власти - руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО 09 сентября 2013 года в рабочее время по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 17 (Управление Роспотребнадзора по ЕАО), путем проставления подписи утвердил документацию об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013), в которой установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), что влечет за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме, и недопустимо в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
В действиях должностного лица - руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО <_> усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - действия должностного лица федерального органа исполнительной власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В протоколе указано, что <__> согласен с вынесенным протоколом об административном правонарушении по делу N 3-А.
Исследовав протокол и материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему.
09.09.2013 года государственным заказчиком - Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004).
Начальная (максимальная) цена контракта: 711 450,00 рублей.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в р. 4 Документации об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент).
По результатам данного открытого аукциона в электронной форме 30.09.2013 заключен государственный контракт N 0178100001113000004-0013211-01 с ООО "Восток-УАЗ" на сумму 700 000,00 рублей.
Частью 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с п.п.1.3.3 п. 1.3 р. 1.2 Документации наименование, характеристика и количество поставляемого товара указаны в Техническом задании документации (Раздел 3).
В разделе 3 Документации указано техническое задание на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент), в том числе указаны следующие параметры и их функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара:
Наименование параметра
|
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара
|
Модель |
УАЗ -3163 Патриот, комплектация -Limited (или эквивалент) |
Год выпуска |
2013 |
Колесная формула |
4х4 |
Количество мест |
5 |
Количество дверей |
5 |
Длина, мм |
4700 |
Ширина с зеркалами (без), мм |
2100/1953 |
Высота, мм |
1910 / 2000 (с дугами на крыше) |
Колесная база, мм |
2760 |
Колея передних/задних колёс |
1600/1600 |
Дорожный просвет, мм |
210 |
Глубина преодолеваемого брода, мм |
500 |
Двигатель |
бензиновый |
Грузоподъемность, кг |
525 |
Топливо |
бензин с октановым числом не менее 92 |
Рабочий объем, л |
2,693 |
Максимальная мощность л.с. (кВт) |
128 (94,1) при 4600 об/мин |
Максимальный крутящий момент, Нм |
209,7 Н.м при 2500 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч |
150 |
Расход топлива л/100 км. пути: при 90 км/ч, при 120 км/ч |
11,5 15,5 |
Ёмкость топливных баков, л. |
87 |
Аналогом легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited является например, легковой автомобиль УАЗ-3163-348 Патриот с комплектацией Limited, у которого технические характеристики и комплектация отличаются от технических характеристик и комплектации УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited.
Заказчиком в столбце 2 вышеуказанной таблицы "функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара" для участников размещения заказов установлены конкретные технические характеристики и параметры легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ, а именно в ч. 4 документации об открытом аукционе в электронной форме в техническом задании установлены конкретные требования - функциональные и технические характеристики легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
Частью 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов к торгам, в том числе в результате установления требований к товару, совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте, инструкции, каталоге на изделие, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя.
Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора по ЕАО нарушил требования ч. 1 ст.17 Закона N 135-ФЗ, а именно при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.,), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
Юридические лица и должностные лица юридических лиц за нарушение вышеуказанной нормы антимонопольного законодательства на основании ст. 37 Закона N 135-ФЗ несут административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к ст. 2.4. КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 10.07.2012 N 742 "Об утверждении положения об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Управление)" утверждено положение об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Положение).
В соответствии с п. 10 Положения Управление возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Руководителем Федеральной службы.
Согласно п. 12 Положения руководитель Управления несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 16 августа 2006 года утвержден должностной регламент руководителя Управления (далее - Должностной регламент).
В соответствии с п. 1.3 Должностного регламента при осуществлении своей деятельности Руководитель Управления руководствуется: Конституцией РФ; Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ"; Федеральным законом РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; другими федеральными законами, в том числе законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; Указами Президента РФ; Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; международными договорами РФ; правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ; Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и настоящим должностным регламентом.
Согласно п. 4.1 Должностного регламента Руководитель управления несет ответственность за: несоблюдение Конституции РФ; федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов ЕАО.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.04.2005 N 76-тк <_> назначен руководителем территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО.
Исходя из вышеизложенного, <_> является должностным лицом Управления Роспотребнадзора по ЕАО. Должностное лицо государственного органа обязано в своей деятельности руководствоваться требованиям Конституции и Законами Российской Федерации. При исполнении определенных функций, таких, как размещение заказа, должностное лицо обязано осуществлять их в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ и Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 1.2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 настоящего Кодекса.
Документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) утверждена 09 сентября 2013 года руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО <>
<__> являясь должностным лицом федерального органа исполнительной власти - руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО 09 сентября 2013 года в рабочее время по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 17 (Управление Роспотребнадзора по ЕАО), путем проставления подписи утвердил документацию об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013), в которой установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), что влечет за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме, и недопустимо в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Действия должностного лица - руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО <__> квалифицируются по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ - действия должностного лица федерального органа исполнительной власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Исследуя вопрос о применении ст. 2.9 КоАП РФ, Еврейское УФАС России считает, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ следует учитывать характер совершенного административного правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, а также учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Согласно разъяснениям п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера тяжести вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
У административного органа отсутствует возможность применения к лицу, привлекаемому к административной ответственности, применить ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным, поскольку нарушение закона о размещении заказов и закона о защите конкуренции является существенным правонарушением. Законодатель установил прямой запрет на отступление от требований законодательства и правонарушение носит формальный характер.
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, положительно характеризующегося, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При определении размера административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ следует руководствоваться требованиями санкции к данной части статьи: "влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей".
На основании выше изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 14.9; ст. 29.9; ст. 29.10, ст. 29.11 КоАП РФ, постановил:
<__> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Сумма штрафа зачисляется в федеральный бюджет:
Получатель: УФК по Еврейской автономной области (Еврейское УФАС России),
ИНН 7901532980, КПП 790101001, код 161 1 16 02010 01 6000 140,
ОКТМО 99 701 000 001,
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Еврейской автономной области,
БИК 049923001,
Лицевой счет 04781872950,
Расчетный счет 40101810700000011023.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа необходимо представить в Еврейское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток в Биробиджанском районном суде ЕАО со дня получения копии постановления.
Руководитель управления <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 12 февраля 2015 г. N 3-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016