Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 500-ФАС52-03/14 (опубликовано 22 октября 2014 г.)
резолютивная часть решения оглашена 08.10.2014
решение изготовлено в полном объеме 22.10.2014
22 октября 2014 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Кошелева И.А. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; |
- Горохова М.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
с участием:
- <_> |
- |
представителя ООО "СТН-Энергосети" (по доверенности от 14.01.2014 б/н); |
- <_> |
- |
представителя ООО "СТН-Энергосети" (по доверенности от 15.01.2014 б/н); |
- <_> |
- |
представителя ООО "СТН-Энергосети" (по доверенности от 15.01.2014 б/н); |
- <_> |
- |
представителя ОАО "Красный Якорь" (по доверенности от 16.07.2014 N31); |
- <_> |
- |
представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (по доверенности от 20.12.2013 б/н), -
|
рассмотрев дело N500-ФАС52-03/14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "СТН-Энергосети" (603000, город Нижний Новгород, улица Максима Горького, дом 117; ИНН 5260283448) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление открытого акционерного общества "Красный Якорь" (далее также - ОАО "Красный Якорь", заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "СТН-Энергосети" (далее также - ООО "СТН-Энергосети", сетевая организация), выразившееся в уклонении (отказе) сетевой организации от согласования и составления акта технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "Красный Якорь" к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети".
По мнению заявителя, уклонение (отказ) ООО "СТН-Энергосети" от согласования и составления акта технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "Красный Якорь" к электрическим сетям данной сетевой организации, ущемляет права заявителя и свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело N500-ФАС52-03/14 в отношении ООО "СТН-Энергосети" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 05.05.2014 N148).
Комиссией к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заинтересованных лиц: ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (определение Нижегородского УФАС России от 24.07.2014 NЮГ-03/2163) и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (определение Нижегородского УФАС России от 15.05.2014 NЮГ-03/1472).
Определением от 25.08.2014 исх.NЮГ-03/2575 рассмотрение дела N500-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 08 октября 2014 года в 16 часов 00 минут.
08.10.2014 заинтересованное лицо - ОАО "Нижегородская сбытовая компания", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении корреспонденции от 29.08.2014 N603000 77 36281 3), явку представителя на заседание комиссии не обеспечило.
На заседании комиссии представитель ОАО "Красный Якорь" поддержал позицию, изложенную в обращении в территориальный орган ФАС России (от 06.03.2014 вх.N1503) и письменных дополнениях к нему (от 08.08.2014 вх.N715 и от 08.08.2014 вх.N716).
Одновременно с этим сообщил, что между ОАО "Красный Якорь" и ОАО "Нижновэнерго" (в последующем - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 31.01.2008 N61-юр; с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" заявителем заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.07.2006 N1524000.
Из приложения N1 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 31.01.2008 N61-юр и технического акта (приложения N9) к договору купли-продажи электрической энергии от 01.07.2006 N1524000 следует, что присоединенная мощность энергопринимающих устройств заявителя по всем точкам присоединения составляет 20 805 кВА (20, 805 МВА).
Также заявитель обратил внимание на то, что ОАО "Красный Якорь" неоднократно письменно обращалось в адрес ООО "СТН-Энергосети" за согласованием и подписанием акта технологического присоединения с величиной присоединенной мощности в размере 20, 805 МВА с разбивкой по точкам присоединения. Однако в ответ на указанные обращения ООО "СТН-Энергосети" сообщило, что присоединенная мощность энергопринимающих устройств заявителя составляет 9,88 МВА, а "величина присоединенной мощности в размере 20,805 МВА не соответствует действительности и не может быть учтена". Одновременно с этим заявителю было предложно подписать акт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети" в размере присоединенной мощности - 9,88 МВА, максимальной мощности - 3,5 МВт.
В последующем представитель ОАО "Красный Якорь" уточнил требования и сообщил, что присоединенная мощность объектов ОАО "Красный Якорь" к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети", которая должна быть, по мнению заявителя, указана в документах о технологическом присоединении - 10 500 кВА. Указанная величина следует из актов фактического технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям сетевой организации от 19.01.2006 N121.1 и N121.2, подписанных между ОАО "Красный Якорь" и ОАО "Нижновэнерго".
Представители ООО "СТН-Энергосети" факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных объяснениях по делу от 29.05.2014 вх.N2494 и в дополнениях к нему (от 11.06.2014 вх.N2704, от 26.06.2014 вх.N2923, от 08.08.2014 вх.N3896, от 14.08.2014 вх.N4023 и от 07.10.2014 вх.N4970).
Представители ООО "СТН-Энергосети" возражали относительно доводов заявителя, поскольку полагают, что размер присоединенной мощности объектов ОАО "Красный Якорь" не превышает 3500 кВт.
Одновременно с этим просили производство по делу N500-ФАС52-03/14, возбужденному по признакам нарушения сетевой организацией части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить.
Представитель ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на заседании комиссии поддержала позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу (от 08.08.2014 вх.N3875 и вх.N3878, от 08.10.2014 исх.N61-8/259). Полагает, что в действиях (бездействие) ООО "СТН-Энергосети" не имеется признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия, изучив материалы дела N500-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
I. Энергопринимающие устройства ОАО "Красный Якорь" технологически присоединены к электрическим сетям двух сетевых организаций, а именно: точки присоединения к сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" - фидеры 606 и 610 п/с "Кировская", фидер 116 п/с "Новосормовская"; точки присоединения к сетям ООО "СТН-Энергосети" - ячейки N33, 39 и 102 п/с "ГМЗ".
Таким образом, в рассматриваемом случае смежными сетевыми организациями для ОАО "Красный Якорь" являются ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "СТН-Энергосети".
01.07.2006 между ОАО "Красный Якорь" и ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (гарантирующим поставщиком) заключен договор купли-продажи электрической энергии N1524000, согласно условиям которого энергосбытовая компания принимает на себя обязанность подать в точки поставки электрическую энергию (мощность), а потребитель - принять и оплатить электрическую энергию (мощность).
Согласно приложению N2 к договору энергоснабжения от 01.07.2006 N1524000 источником электроснабжения объектов ОАО "Красный Якорь" являются ячейки 2, 33, 39 6 кВ ГПП[1] 110/6 кВ ОАО "ГМЗ"[2]; резервными - фидеры 608 и 610 п/с "Кировская" 110/6 кВ, фидер 616 п/с "Новосормовская" 110/6 кВ.
В соответствии с пунктом 86 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 3442) ОАО "Красный Якорь" рассчитывается с гарантирующим поставщиком за потребленную электрическую энергию по четвертой ценовой категории, что также следует из приложения N5 от 01.01.2012 к договору купли-продажи электрической энергии от 01.07.2006 N1524000.
Из приложения N9 (технического акта) к договору энергоснабжения от 01.07.2006 N1524000 следует, что присоединенная мощность энергопринимающих устройств заявителя составляет 20 865 кВА, разрешенная мощность по техническим условиям не определена.
В письменных пояснениях ОАО "Нижегородская сбытовая компания" от 07.08.2014 (вх.N3856), направленных в адрес Нижегородского УФАС России, сообщено, что величина присоединенной мощности в размере 20 865 кВА, указанная в приложении N9 к договору от 01.07.2006 N1524000, установлена исходя из содержания схемы электроснабжения, которая является неотъемлемой частью договора и была представлена потребителем при его заключении.
31.01.2008 между ОАО "Красный Якорь" и ОАО "Нижновэнерго" (в последующем - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N61-юр (с учетом дополнительного соглашения от 17.06.2008 N2 к данному договору).
Согласно вышеуказанному договору исполнитель (ОАО "Красный Якорь") обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик (ОАО "МРСК Центра и Приволжья") обязуется оплачивать эти услуги.
Из пункта 2.1 вышеобозначенного договора от 31.01.2008 N61-юр следует, что стороны определили, что передача электрической энергии (мощности) производится исполнителем в пределах присоединенной мощности в точках приема, указанной в актах разграничения балансовой принадлежности электросетей, актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон, актах технологического присоединения и (или) договорах энергоснабжения (купли-продажи) (приложение N1). Величина присоединенной мощности исполнителя (ОАО "Красный Якорь") в точках приема, в пределах которой исполнитель принимает на себя обязательства обеспечивать передачу электрической энергии, составляет 1,836 МВт.
В приложении N1 к договору от 31.01.2008 N61-юр закреплен перечень точек приема электроэнергии сетевой организации ОАО "Красный Якорь", а также установлен и согласован между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и заявителем размер присоединенной мощности и размер разрешенной мощности по всем точкам присоединения. Указанная информация представлена в нижеследующей таблице N1.
Таблица N1
N |
Наименование точки приема |
Величина максимальной мощности (генерирующей или потребляемой) объектов электроэнергетики потребителя, присоединенных к сетям исполнителя (присоединенная мощность, МВА (МВт)) |
Величина мощности (генерируемой или потребляемой), в пределах которой исполнитель принимает на себя обязательства обеспечивать прием/выдачу электрической энергии в точках присоединения (разрешение на технологическое присоединение), разрешенная мощность, МВТ |
|
Наименование ПС (ТП) |
Наименование присоединения |
|||
1 |
Сетевая организация - ОАО "Нижновэнерго" |
|||
1.1 |
п/с "Кировская" |
ЛЭП-608 |
20, 805 (резерв) |
7 |
1.2 |
п/с "Кировская" |
ЛЭП-610 |
20, 805 (резерв) |
7 |
1.3 |
п/с "Новосормовская" |
фид. 616 |
20, 805 (резерв) |
3,5
|
2 |
Сетевая организация - ОАО "ГМЗ-Энергетик" |
|||
2.1 |
ГПП ОАО "ГМЗ Энергетик" |
яч.102 |
7,95 |
3,5 |
2.2 |
ГПП ОАО "ГМЗ Энергетик" |
яч.33 |
4,095 |
3,5 |
2.3 |
ГПП ОАО "ГМЗ Энергетик" |
яч.39 |
8,76 |
3,5 |
19.11.2010 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ОАО "Красный Якорь" подписано дополнительное соглашение N4 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 31.01.2008 N61-юр, согласно которому приложение N1 (перечень точек приема электрической энергии (мощности) в сеть ОАО "Красный Якорь") изложено в редакции в соответствии с приложением N1 к данному дополнительному соглашению. Указанная информация представлена в нижеследующей таблице N2.
Таблица N2
N |
Наименование точки приема |
Величина присоединенной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке присоединения, МВА |
|
Наименование ПС (ТП) |
Наименование присоединения |
||
1 |
Сетевая организация - филиал "Нижновэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
|
||
1.1 |
п/с "Кировская" |
ЛЭП-608 |
20, 805 (резерв) |
1.2 |
п/с "Кировская" |
ЛЭП-610 |
20, 805 (резерв) |
1.3 |
п/с "Новосормовская" |
|
20, 805 (резерв) |
2 |
Сетевая организация - ООО "СТН-Энергосети" |
||
2.1 |
ГПП "ГМЗ" |
яч.102 |
7,95 |
2.2 |
ГПП "ГМЗ" |
яч.33 |
4,095 |
2.3 |
ГПП "ГМЗ" |
яч.39 |
8,76 |
Между тем из приложения N3 к дополнительному соглашению N4 от 19.11.2010[3] к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 31.01.2008 N61-юр (приложение N3 к данному договору) следует, что присоединенная мощность (кВа)/разрешенная мощность (кВт) по точкам поставки следующая:
по точкам приема от сетевой организации ОАО "МРСК Центра и Приволжья": ЛЭП-608 п/с "Кировская" - 3500, ЛЭП-610 п/с "Кировская" - 3500, ЛЭП-616 п/с "Новосормовская" - 3500;
по точкам приема от сетевой организации ООО "СТН-Энергосети": яч.102 ГПП "ГМЗ" - 3500, яч.33 ГПП "ГМЗ" - 3500, яч.39 ГПП "ГМЗ" - 3500.
В письменных пояснениях (от 08.08.2014 вх.N3875 и вх.N3878), направленных в адрес Нижегородского УФАС России, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" сообщило, что на основании заявки ОАО "Красный Якорь" (от 26.09.2007 вх.N5835) 31.01.2008 между данными сторонами заключен договор N61-юр оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности). В соответствии с приложением N1 к указанному договору определен перечень точек приема электроэнергии (мощности) в сеть ОАО "Красный Якорь" с указанием точек приема и величины присоединенной мощности в размерах, указанных ОАО "Красный Якорь".
При этом ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обращает внимание на то, что поскольку ОАО "Красный Якорь" не имеет непосредственного технологического присоединения к сетям организации, а опосредованно присоединено через сети ООО "СТН-Энергосети", то на момент заключения договора от 31.01.2008 N61-юр ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не имело возможности располагать достоверными данными относительно размера присоединенной мощности и руководствовалось данными, представленными заявителем.
II. Согласно договорам аренды от 30.09.2010 N1А, от 01.01.2011 N1А/11, от 01.08.2011 N33А-2011, от 01.01.2014 N5/А-2014, заключенным между ООО "СТН-Строй" и ООО "СТН-Энергосети", последнему переданы во временное владение и пользование оборудование (в их числе ПС ГМЗ), расположенное по адресу: город Нижний Новгород, Московское шоссе, дом 52.
01.03.2011 между ООО "СТН-Энергосети" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" заключен договор N481-юр на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Из планового количества отпускаемой из сети ООО "СТН-Энергосети" потребителям электроэнергии на 2011 год (приложение N3.1 к вышеуказанному договору оказания услуг по передаче электрической энергии) следует, что заявленная мощность для смежной сетевой организации (ОАО "Красный Якорь") составляет 3547 кВт.
В приложении N3.1 к договору от 13.04.2010 N635-юр оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Инженерная компания", указано, что заявленная мощность, отпускаемая в 2010 году из сети ООО "Инженерная компания"[4], для смежной сетевой организации (ОАО "Красный Якорь") составляет 3500 кВт.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "СТН-Энергосети" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" являются сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии потребителям услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) по принадлежащим им сетям в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. При этом отдельные объекты электросетевого хозяйства ООО "СТН-Энергосети" имеют технологическое присоединение к объектам ОАО "МРСК Центра и Приволжья", то есть, исходя из пункта 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, данные организации являются смежными сетевыми организациями.
Технологическое присоединение объектов ООО "СТН-Энергосети" к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим ОАО "МРСК Центра и Приволжья", осуществлено 24 декабря 2010 года, что подтверждается актом N146-Н о технологическом присоединении, подписанным между данными сторонами.
Кроме того, между данными смежными сетевыми организациями подписаны акты от 08.02.2011 о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей.
При этом из акта от 24.12.2010 N146-Н технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "СТН-Энергосети" к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" следует, что присоединенная мощность энергопринимающих устройств ООО "СТН-Энергосети" составляет 64 000 кВА; максимальная мощность энергопринимающих устройств данного общества равна 28 210 кВт, из которых максимальная мощность, подтвержденная вышестоящей сетевой организацией для иных потребителей, определена в размере 17 550 кВт (в том числе для ОАО "Красный Якорь" - 3500 кВт).
Согласно акту от 23.08.2013 N112-Н технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "СТН-Энергосети" к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" номинальная мощность трансформаторов ООО "СТН-Энергосети" равна 64 000 кВА; максимальная мощность энергопринимающих устройств общества - 33 210 кВт, из которых максимальная мощность, подтвержденная вышестоящей сетевой организацией для иных потребителей определена в размере 22 550 кВт (в том числе для ОАО "Красный Якорь" - 3500 кВт).
Письмом от 28.04.2011 (исх.N295) ОАО "Красный Якорь" обратилось в адрес ООО "СТН-Энергосети" с предложением подписать акт технологического присоединения с величиной присоединенной мощности в размере 20,805 МВА с разбивкой по точкам присоединения в ГПП "ГМЗ" (яч.102 - 7,95 МВА, яч.33 - 4,095 МВА, яч.39 - 8,76 МВА).
В ответ (письмо от 18.05.2011 исх.NСТН-Э/54) на указанное обращение ООО "СТН-Энергосети" сообщило ОАО "Красный Якорь", что присоединенная мощность энергопринимающих устройств составляет 9,88 МВА, а "величина присоединенной мощности в размере 20,805 МВА не соответствует действительности и не может быть учтена". При этом заявителю было предложено подписать акт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети" в размере присоединенной мощности - 9,88 МВА, максимальной мощности - 3,5 МВт.
Одновременно с этим в адрес заявителя направлен в двух экземплярах акт технологического присоединения энергопринимющих устройств ОАО "Красный Якорь" к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети", фиксирующий вышеуказанные величины присоединенной и максимальной мощности.
Поскольку, как полагал заявитель, присоединенная мощность энергопринимающих устройств общества составляет 20,805 МВА, а не 9,88 МВА (предлагаемая смежной сетевой организацией), то ОАО "Красный Якорь" повторно обратилось в адрес ООО "СТН-Энергосети" с просьбой подписать акт технологического присоединения к электрическим сетям данной сетевой организации, приложив соответствующие документы, подтверждающие размер присоединенной мощности (письма от 06.06.2011 исх.N394 и от 24.07.2012 исх.N551).
Однако ООО "СТН-Энергосети" в письме от 26.07.2012 (исх.N106) на вышеуказанные обращения вновь предложило ОАО "Красный Якорь" подписать акт технологического присоединения к электрическим сетям в редакции, направленной ранее письмом от 18.05.2011 (исх.NСТН-Э/54).
Не согласившись с предложением ООО "СТН-Энергосети", письмами от 09.08.2012 (исх.N596) и от 09.12.2013 (исх.N989) ОАО "Красный Якорь" обратилось к смежной сетевой организации с просьбой подтвердить присоединенную и максимальную мощность заявителя по соответствующим точкам поставки, а также подписать акт технологического присоединения к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети".
В письме от 24.12.2013 (исх.NСТН-Э/578), направленном в адрес ОАО "Красный Якорь", ООО "СТН-Энергосети" обращает внимание на то, что точки присоединения к сетям ООО "СТН-Энергосети" (ячейки NN33, 39, 102 п/с "ГМЗ") документально не оформлены, поскольку сам заявитель отказался подписывать ранее направленный акт технологического присоединения.
Указанным письмом ООО "СТН-Энергосети" повторно направило в адрес заявителя акт технологического присоединения с документальным подтверждением максимальной мощности энергопринимающих устройств ОАО "Красный Якорь" в размере 3500 кВт.
Из актов фиксации мощности за период с апреля по декабрь 2013 года и с января по апрель 2014 года, подписанных между ОАО "Красный Якорь" и ООО "СТН-Энергосети", следует, что фактическая мощность, потребляемая энергопринимающими устройствами заявителя, не превышала 3500 кВт.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.
I. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", к которым относятся в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008 на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 N49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Центра и Приволжья", имеющим статус "котлодержателя".
В свою очередь, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Центра и Приволжья" указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2011 N61/2 (ред. от 16.12.2013) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "СТН-Энергосети" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2012-2014 года.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2013 N68/1 на период с 01 января по 31 декабря 2014 года для сетевых организаций установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.
Таким образом, ООО "СТН-Энергосети", являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия "сетевая организация", указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного действия ООО "СТН-Энергосети" могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
II. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Частью 4 вышеупомянутой статьи закреплено, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о недоказанности нарушения антимонопольного законодательства со стороны ответчика.
Так, отсутствуют документы (договоры, заключенные между заявителем и ответчиком, технические условия, акты об осуществлении технологического присоединения), из которых бесспорно следует, что присоединенная мощность энергопринимающих устройств ОАО "Красный Якорь" к электрическим сетям ООО "СТН-Энергосети" составляет 20,805 МВА или 10 500 кВА.
Данная величина (20,805 МВА) указана в договоре от 31.01.2008 N61-юр об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности), заключенном между заявителем и ОАО "МРСК Центра и Приволжья"; присоединенная мощность в размере 20 865 кВА указана в договоре от 01.07.2006 N1524000 купли-продажи электрической энергии, заключенном между заявителем и ОАО "Нижегородская сбытовая компания".
Содержание вышеприведенных договоров было изучено комиссией.
Установлено, что величина 20,805 МВА внесена в договор сторонами, их заключившими, со слов представителей ОАО "Красный Якорь" и согласие на совершение таких действий со стороны ООО "СТН-Электросети" (или его предшественника) не запрашивалось (объяснения, данные представителем ОАО "МРСК Центра и Приволжья" Семенычевым А.К. на заседаниях комиссии 11.06.2014 и 17.07.2014; письмо ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от 08.08.2014 вх.N3875).
Проанализировав схему электроснабжения, являющуюся приложением к договору от 01.07.2006 N1524000 купли-продажи электрической энергии, комиссия пришла к выводу, что к фидерам 33, 39, 102 ГПП "ГМЗ" ООО "СТН-Энергосети" присоединены пять трансформаторных подстанций[5] ОАО "Красный Якорь", а именно: ТП N7 (с двумя трансформаторами мощностью по 1800 кВА), ТП N9 (с двумя трансформаторами мощностью по 1800 кВА), ТП N11 (с одним трансформатором мощностью 1000 кВА), ТП N10 (с одним трансформатором мощностью 560 кВА) и ТП N12 (с двумя трансформаторами мощностью 560 кВА). Таким образом, их суммарная мощность составляет 9880 кВА (9,88 МВА).
Комиссия также проанализировала акты технологического присоединения от 19.01.2006 N121.1 и N121.2, составленные ОАО "Красный Якорь" и ОАО "Нижновэнерго", из которых следует, что установленная мощность (пропускная способность) энергопринимающего устройства заявителя составляет 7000 кВА и 3500 кВА (всего 10 500 кВА). Представитель заинтересованного лица ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (правопреемник ОАО "Нижновэнерго") Семенычев А.К. на заседании комиссии 14.08.2014 пояснил, что такое технологическое присоединение действительно имело место, но относится оно к источнику резервного питания (фидеры 610 и 608 п/с "Кировская", фидер 616 п/с "Новосормовская"), то есть энергоустановки ОАО "Красный Якорь" технологически присоединены к сетям ОАО "Нижновэнерго", а не к энергосетям ответчика по делу.
У комиссии отсутствуют основания признать указанные пояснения представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" несостоятельными.
Таким образом, не установлено, что каким-либо образом между ОАО "Красный Якорь" и ООО "СТН-Энергосети" согласовывалась присоединенная мощность электроустановок заявителя к электрическим сетям ответчика в требуемом открытым акционерном обществом размере (20,805 МВА либо 10 500 кВА).
Когда присоединенная мощность документально не подтверждена, необходимо руководствоваться пунктом 77 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861; в редакции от 31.07.2014), которым установлено, что величина максимальной мощности может быть определена, исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года.
В свою очередь, в материалах дела имеются документы, фиксирующие фактическую мощность, потребляемую энергопринимающими устройствами ОАО "Красный Якорь" за период с апреля по декабрь 2013 года и с января по апрель 2014 года. Указанная мощность не превысила 3500 кВт.
При таких обстоятельствах предложение ответчика указать в документах, подтверждающих технологическое присоединение, величину присоединенной мощности в размере 9,88 МВА, не может свидетельствовать о невыполнении ООО "СТН-Энергосети" требований части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" и, как следствие, о нарушении им части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", так как в его действиях отсутствуют признаки злоупотребления доминирующим положением на рассматриваемом рынке.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" обществом с ограниченной ответственностью "СТН-Энергосети" (603000, город Нижний Новгород, улица Максима Горького, дом 117; ИНН 5260283448) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии И.А. Кошелева
М.В. Горохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 500-ФАС52-03/14 (опубликовано 22 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016