Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
от 13 февраля 2013 г. N 21-06/1-13А
Резолютивная часть решения оглашена "05" февраля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" февраля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела N 21-06/1-13А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Петров А.В. - руководитель Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Парфирьева С.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России",
рассмотрев дело N 21-06/1-13А по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (далее - ОАО "ПКМТП") (ИНН 4101017801, ОГРН 1024101016686, юридический адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. Г.И. Щедрина, д. 2) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Камчатским УФАС России на основании Приказа Камчатского УФАС России от 30.10.2012 N 205-П "О проведении внеплановой документарной проверки" проведена проверка в отношении ОАО "ПКМТП". В результате внеплановой проверки, отраженной в Акте проверки N67/06 от 30.11.2012, в действиях ОАО "ПКМТП" по осуществлению в морском порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, содержатся признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Рассмотрев материалы дела N 21-06/1-13А, Комиссия установила следующее.
Приказом от 30.10.2012 N 205-П Камчатское УФАС России просило представить ОАО "ПКМТП" обоснование применения цен и тарифов на услуги (работы) погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов с приложением подтверждающих документов, в том числе калькуляций.
Документы, представленные ОАО "ПКМТП" от 12.11.2012 исх. N юр 444 в соответствии с Приказом Камчатского УФАС России от 30.10.2012 N 205-П, в отношении погрузки-выгрузки 1 тонны груза на автотранспорт включают такой документ как "Стоимость погрузки-выгрузки 1 тонны (шт.) груза на автотранспорт силами и средствами ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт"", утвержденный генеральным директором ОАО "ПКМТП" В.Я. Светлым от 25.11.2011 (далее - "Стоимость погрузки-выгрузки").
В примечаниях к документу "Стоимость погрузки-выгрузки" указано, что ставки действуют с 28 ноября 2011 года. Кроме того "Стоимость погрузки-выгрузки" не содержит сведений о том, что стоимость указана с учетом или без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Каких-либо калькуляций, содержащих расчеты стоимости погрузки-выгрузки грузов на автотранспорт, ОАО "ПКМТП" не представило.
Камчатское УФАС России 14.11.2012 исх. N2798/06 направило в адрес ОАО "ПКМТП" требование о предоставлении документов (информации), в котором просило представить обоснование и калькуляции стоимости погрузки-выгрузки 1 тонны (шт.) груза на автотранспорт силами и средствами ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", утвержденной генеральным директором ОАО "ПКМТП" В.Я. Светлым от 25.11.2011.
Таким образом, Камчатское УФАС России дважды запрашивало у ОАО "ПКМТП" калькуляции.
В ответ на требование исх. N2798/06 от 14.11.2012 ОАО "ПКМТП" сообщило (исх. N юр 468 от 26.11.2012), что копия калькуляции, утвержденной генеральным директором ОАО "ПКМТП" В.Я. Светлым 25.11.2011 представлялась в ответе на предыдущий запрос исх. N юр 444 от 12.11.2012.
Из изложенного следует, что на требование Камчатского УФАС России о представлении обоснований и калькуляции стоимости погрузки-выгрузки 1 тонны (шт.) груза на автотранспорт ОАО "ПКМТП" представило "Стоимость погрузки-выгрузки", то есть документ, который содержит информацию только о применяемой ОАО "ПКМТП" цене (стоимости) работ и не содержит какого-либо расчета (калькуляции) в обоснование этой цены.
ОАО "ПКМТП" стало осуществлять с 01.12.2011 работы по погрузке и выгрузке 20 футовых и 40 футовых контейнеров на (из) автотранспорта на территории порта Петропавловск-Камчатский, которые до 30.11.2011 выполняло ООО "Терминал".
При этом в отношении цен ООО "Терминал" на указанные работы Камчатским УФАС России рассмотрено дело N21-06/91-10А. В результате рассмотрения дела N21-06/91-10А принято решение о признании в действиях ООО "Терминал" по осуществлению в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. ООО "Терминал" выдано предписание: до установления органом регулирования тарифов на услуги, оказываемые ООО "Терминал", осуществлять в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов в пределах тарифов на указанные услуги, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации органами регулирования для субъектов естественной монополии ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" и ООО "Владкам".
ООО "Терминал" письмом N76 от 16.12.2011 сообщило, что в соответствии с Предписанием Камчатского УФАС России по делу N21-06/91-10А прекратило услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов, в 20-ти и 40 футовых контейнерах с 30.11.2011 и эти услуги стало оказывать ОАО "ПКМТП".
Пунктом 2 Приказа генерального директора ОАО "ПКМТП" В.Я. Светлого от 01.12.2011 N94 установлено, что ОАО "ПКМТП" применяет с 01 декабря 2011 года при производстве работ по погрузке и выгрузке грузов в (из) транспортное (го) средство (а) тарифы, утвержденные ФСТ России приказом от 24.06.2009 N136-т/2 для ООО "Владкам".
Согласно приложению 1 к Приказу ФСТ России от 24.06.2009 N136-т/2 "Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ООО "Владкам"" тарифы на погрузку и выгрузку грузов, осуществляемые ООО "Владкам", составляют:
на контейнеры 20-футовые: груженые - 1933,2 руб., порожние - 1159,9 руб.;
на контейнеры 40-футовые: груженые - 2314,0 руб., порожние - 1365,3 руб.
Приказом ОАО "ПКМТП" от 16.01.2012 N07 "Во изменение Приказа N94 от 01.12.2011" отменен с 17.01.2012 п.2 приказа N94 от 01 декабря 2011. С 17.01.2012 в соответствии с п.3.20 "Положения о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" ОАО "ПКМТП" применяет при производстве работ по погрузке и выгрузке грузов на (из) автотранспорта тарифы, утвержденные генеральным директором ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" 25.11.2011.
Таким образом, с 01.12.2011 ОАО "ПКМТП" начало оказывать услуги погрузки и выгрузки контейнеров на автотранспорт. ОАО "ПКМТП" оказывало данные услуги с 01.12.2011 до 17.01.2012 по тарифам, установленным для ООО "Владкам". С 17.01.2012 ОАО "ПКМТП" начало применять самостоятельно установленные тарифы, утвержденные генеральным директором ОАО "ПКМТП" В.Я. Светлым от 25.11.2011 документом "Стоимость погрузки-выгрузки", которые значительно превышали ранее действующие - тарифы были увеличены на следующие величины:
на контейнеры 20-футовые с 3093,1 руб. до 7103 руб., то есть в 2,3 раза;
на контейнеры 40-футовые с 3679,3 руб. до 7861 руб., то есть в 2,1 раза.
Рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является признаком ограничения конкуренции.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий), а также перечни услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в частности, включены услуги погрузки и выгрузки грузов.
Тарифы на услуги субъектов естественной монополии, оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством (пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий).
В соответствии с Приказами Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России, орган регулирования) "О перечне субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляет ФСТ России" от 07.08.2009 N182-т/3 и от 05.06.2012 N137-т/3 ОАО "ПКМТП" включено в указанный перечень.
Согласно распоряжению Федерального агентства морского и речного транспорта от 30.05.2011 NАД-181-р "О внесении сведений о морском порте Петропавловск-Камчатский в Реестр морских портов Российской Федерации" в морском порту Петропавловск-Камчатский оператором морских терминалов является, в том числе, ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", который оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: организацию и производство погрузочно-разгрузочных работ любых видов грузов; комплексное обслуживание судов.
Таким образом, согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ОАО "ПКМТП" занимает доминирующее положение на рынке услуг погрузки и выгрузки грузов в границах морского порта Петропавловск-Камчатский.
ОАО "ПКМТП" в связи с тем, что с 01.12.2011 приступило к оказанию услуг погрузки и выгрузки контейнеров на автотранспорт, не обращалось в ФСТ России в целях утверждения тарифов на эти услуги.
ОАО "ПКМПТ" с 17.01.2012 применяет тарифы при реализации услуг погрузки-выгрузки грузов на автотранспорт, утвержденные генеральным директором ОАО "ПКМТП" В.Я. Светлым от 25.11.2011 документом "Стоимость погрузки-выгрузки".
ОАО "ПКМТП" в обоснование правомерности применения тарифов на услуги погрузки-выгрузки грузов ссылается на решение правления МАП России от 14.03.2001 N12/06-2-мп (утверждено Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 15.03.2001 N249). Этим решением МАП России утверждены предельные тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги ОАО "ПКМТП" и "Положение о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги" в ОАО "ПКМТП" (далее - Положение о порядке применения тарифов).
ОАО "ПКМТП", ссылаясь на пункт 3.20 Положения о порядке применения тарифов, а также на примечание 1 к пункту 3.1.3 и пункт 3.5 Прейскуранта 11-01 "Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании" (утвержден постановлением Государственного комитета цен Совета Министров СССР от 27.03.1989 г. N274), считает, что органом государственного регулирования прямо предусмотрена возможность использования собственных расчетов при определении стоимости погрузки грузов на автотранспорт.
Указанные доводы не принимаются Комиссией, так как Положение о порядке применения тарифов и Прейскурант 11-01 "Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании" приняты до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Таким образом, установление тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, в том числе на услуги погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт, в морских портах находится в сфере ведения органов регулирования. Хозяйствующий субъект, самостоятельно принимающий такого рода решения, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Учитывая вышеизложенное, действия ОАО "ПКМТП" по применению тарифа на услуги погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт в границах морского порта Петропавловск-Камчатский, не утвержденного в установленном порядке органом регулирования, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях ОАО "ПКМТП" по применению тарифа на услуги погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт в границах морского порта Петропавловск-Камчатский, не утвержденного в установленном порядке органом регулирования, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
2. На основании решения выдать ОАО "ПКМТП" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 21-06/1-13А
"13" февраля 2013 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела N 21-06/1-13А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Петров А.В. - руководитель Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Парфирьева С.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России",
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 13 февраля 2013 года по делу N 21-06/1-13А о нарушении Открытым акционерным обществом "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (далее - ОАО "ПКМТП") (ИНН 4101017801, ОГРН 1024101016686, юридический адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, пл. им. Г.И. Щедрина, д. 2) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ОАО "ПКМТП" в срок до 01 марта 2013 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в применении тарифа на услуги погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт в границах морского порта Петропавловск-Камчатский, не утвержденного в установленном порядке органом регулирования, а именно:
Представить в орган регулирования (ФСТ России) предложение (с приложением всех необходимых документов) об установлении тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт в границах морского порта Петропавловск-Камчатский;
До установления органом регулирования тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов на автотранспорт, оказываемых ОАО "ПКМТП", применять тарифы на данные услуги в пределах тарифов на эти услуги, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации органами регулирования для субъекта естественной монополии ООО "Владкам".
ОАО "ПКМТП" о выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 13 февраля 2013 г. N 21-06/1-13А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016